7 мин.

Российские игроки все чаще выбирают Швейцарию, Польшу и Чехию. Оттуда правда проще уехать в топ-5?

Считаем.

​​Этой зимой Федору Чалову мог открыться путь в «Венецию» или французский «Брест», но в итоге все завершилось арендой в «Базель». А еще год назад форварда вообще можно было продать в АПЛ – «Кристал Пэлас» предлагал 25 млн фунтов. 

Но теперь Федор уже не игрок основы ЦСКА, и спрос в Европе на него существенно ниже. 

Переход из РПЛ в лигу уровня швейцарской можно оценивать по-разному. Например, бывший вратарь «Спартака» Антон Митрюшкин в 2016-м поездку в «Сьон» считал трамплином в элитный европейский футбол.

«Это для меня – это такой шажок наверх. В топ-лигу, топ-чемпионат – это наша задача».

У Юрия Семина другое мнение – считает бессмысленными поездки в лиги типа швейцарской.

«Я не совсем понимаю, зачем ему это. Переход в «Базель» – два шага назад. Швейцарская лига слабее нашей, поэтому не вижу здесь повода для гордости. Федор мог играть в АПЛ, а теперь надо радоваться его уходу в «Базель»? Я так не считаю».

И с тем и с другим можно поспорить, но следующий факт неоспорим: в Россию возвращается тренд на трансферы за границу (любую).

Российские игроки давно так не стремились из РПЛ

На таблице: все трансферы по сезон-2020/21 включительно. После нынешнего синяя кривая снова пойдет вверх – 2 трансфера в топ-5 (Лунев и Иосифов), 12 – в другие страны.

Под другими странами понимаем переходы во все не топовые лиги, включая белорусскую, эстонскую и латвийскую. Синяя кривая хорошо иллюстрирует уровень комфорта для российского футболиста в РПЛ. Если бы по открытым данным можно было составить график средней зарплаты в чемпионате России, то, вероятно, он зеркалил бы количество трансферов за границу. 

С 2000-го по 2012-й – отъезд в лиги вне топ-5 был бессмысленным, чемпионат прибавлял с каждым годом, росли зарплаты (относительно остального мира). В паре сезонов трансферы в топовые чемпионаты даже сравнивалось по количеству с переходами в страны второго и третьего футбольного мира – но, конечно, же не за счет роста первых, а за счет падения вторых. 

С середины десятых многих российских футболистов снова потянуло в нетоповую Европу. Например, туда уезжал даже Владимир Габулов («Брюгге»), которого сложно было представить за пределами России. 

Устойчивый рост трансферов в нетоповые лиги наблюдается впервые в истории, в 90-е таких переходов было больше, но на дистанции они уменьшались, сейчас – наоборот.

В 2018-м трансферы за границу (но за пределы топ-5) достигли уровня конца 90-х. 

Сейчас за границу едут не зарабатывать, а получать шанс. Все больше трансферов молодых игроков

Другое важнейший момент: большинство из тех, кто выбирает Польшу, Чехию, Швейцарию и другие похожие лиги, – футболисты до 25 лет. 

И эти переходы – точно не вопрос денег. «В топовых чешских командах, конечно, получают гораздо меньше, чем в России. Что уж говорить о средних клубах? Все ощутимо», – рассказывал Николай Комличенко, когда играл за «Младу Болеслав». 

В чем же причина? Для того же Комличенко отъезд в Чехию был возможностью получить игровую практику и сменить обстановку, форвард адекватно оценивал уровень «Млады Болеслав» (как середняка РПЛ), но при этом не скрывал, что воспринимает чешскую лигу как промежуточный этап к чему-то большему: «Сейчас уже хочу подольше остаться в Европе, попасть в хорошую команду». 

Сердер Сердеров тоже намекал, что хотел бы попасть из польской «Краковии» в известный европейский клуб: «Было одно конкретное предложение от российского клуба, не буду называть. Но я больше хотел в Европу поехать. В Болгарии не самый сильный чемпионат. А за Польшей следят в Европе, даже из нашей команды ребята уезжали в топовые чемпионаты». 

Похожий настрой был и у Вячеслава Караваева в 2016-м.

«Еще один плюс чешской лиги в том, что за ней внимательно следят другие европейские клубы. Есть шанс уехать, например, в хорошую немецкую команду».

Но точно ли из Польши, Чехии и Швейцарии проще попасть в топ-5?

Исходя из ожиданий и отзывов футболистов, можно сформулировать две цели поездки в нетоповую Европу. 

1. Желание попасть в большой чемпионат и помелькать на топ-уровне (например, сыграть в еврокубках).

2. Не остановиться в развитии.

19 футболистов, которые за 7 лет уехали в Польшу, Чехию и похожие лиги, – неплохая выборка, чтобы проверить теорию.

Тезис про шанс попасть в топовую лигу проверить легко – достаточно посмотреть, сколько из отъехавших перешли в топ-5 или хотя бы поиграли в еврокубках, где на них могли обратить внимание хорошие команды. Вопрос про развитие сложнее, но давайте посмотрим на оценочную стоимость игрока на Transfermarkt до и после отъезда. Да-да, мы знаем минусы этой базы данных и не призываем делать однозначные выводы.

Очевидное наблюдение: уехать в топовую лигу из нетоповой европейской пока не получилось ни у кого из молодых российских игроков. Получается, теория не работает? Возможно, дело просто в уровне футболистов, давайте проверим чуть глубже и посчитаем, сколько всего молодых игроков (до 25), включая иностранцев, за 5 лет перешло в топ-5 из России, Чехии, Польши и Швейцарии (не считаем возвращение из аренд). 

РПЛ: 18

Чехия: 11

Польша: 24

Швейцария: 27

Вывод: из Польши и Швейцарии действительно чуть чаще едут в большие лиги, а из Чехии даже чуть реже (статистика не подтверждает слова Караваева из 2016-го).

Португалия вне зачета, оттуда в топ-5 за один сезон уезжают примерно столько же футболистов, сколько из России за пять лет. Но у Тюкалова, Базелюка, Крицюка и Петрова прорваться не вышло.

Ок, с топ-5 – сложно, но в нетоповые лиги можно ехать за опытом. Например, вместо лавки «Зенита» или выступления за середняка РПЛ в условном «Лехе» можно получить время в еврокубках (финальные стадии ЛЧ  и ЛЕ). С этим, правда, у многих российских игроков тоже проблемы: сыграть в еврокубках получилось только у четверых российских футболистов: Караваева, Ефремова (сейчас играет за тольяттинский «Акрон»), Комличенко и Васютина (26-летний вратарь, выступает в Швеции, права принадлежат «Зениту»). 

Что же по поводу развития? В стоимости после поездки в нетоповые страны прибавили 7 из 19 футболистов, из 19 уехавших в нетоповую Европу домой или в страны бывшего Союза вернулись 16, на уровне РПЛ остались четверо из них, остальные – в более слабых лигах или совсем без клуба.  

Конечно, статистику лиг нельзя смотреть в отрыве от уровня футболиста. Поездка в Швейцарию – не значит автоматический регресс для Федора Чалова, футболисты такого уровня из РПЛ в нетоповую Европу не уезжали давно. Учитывая положение в ЦСКА, это логичный выбор и шанс получить практику, в том числе и в еврокубках. Но вряд ли оттуда гораздо проще заинтересовать клубы РПЛ, чем из России. 

У Чалова – худшая реализация в РПЛ за два сезона. При Березуцком ему еще и нет места в составе

Азмун и Вагнер – лучшие бомбардиры-легионеры РПЛ. Сравниваем эффективность, победные голы и еврокубковые

Когда все плохо, меняем тренера: как часто в РПЛ это помогает?

Фото: twitter.com/FC_Basel_en; globallookpress.com/Dalibor Gluck/CTKб, Predrag Milosavljevic/Xinhua, Maxim Thore/Keystone Press Agency