20 мин.

«Моя игра моими словами». Автор: Трент Александер-Арнолд

Трент Александер-Арнолд по профессии значится защитником.

Но, сделав 55 результативных передач в 200 матчах за «Ливерпуль» в возрасте 23 лет, он также является одним из самых результативных атакующих игроков клуба.

Александер-Арнолд, присоединившийся к клубу в возрасте шести лет, уселся рядом с журналистами The Athletic, чтобы посмотреть свои лучшие передачи и самые запоминающиеся голы, объяснить, почему занятие позиции ближе к центру поля позволило ему быть столь продуктивным в этом сезоне, и многое другое.

Большинство шансов Александер-Арнолда с игры в этом сезоне приходились на центральные участки поля, что необычно для правого защитника.

Он сказал: «Если вы посмотрите на созданные шансы, то увидите, что многие из них исходят из этого более центрального коридора, а не с фланга. Все они исходят с расстояния ширины штрафной площадки. Это хорошая область для творчества, так как ты намного ближе к воротам. У защитников гораздо меньше времени, чтобы среагировать, и ты можешь создать гораздо серьезное проникновение.

Самым выдающимся для меня в этом сезоне является моя голевая передача в матче против "Бернли" (в августе) — совсем близкая на Садьо (Мане), когда Харви (Эллиотт) был во фланге. Она просто казалась такой же естественной, как и все остальное.

Не было никаких реальных разговоров, треугольник просто разыгрывался очень красиво, и я сумел оказаться в этой области и передать мяч на Садьо».

Александер-Арнолду, выступающему посредством EA SPORTS, затем показывают график, иллюстрирующий, как в этом сезоне он занимает более центральное место на поле, чем когда-либо прежде.

Победитель Премьер-лиги, Лиги чемпионов и клубного Кубка мира объясняет, как Юрген Клопп поручил ему это сделать.

«Это всегда исходит от главного тренера, — говорит он. — Он создал систему, позволяющую игрокам двигаться плавно, чтобы помогать команде создавать моменты, которые выигрывают игры. Он позволил мне обрести эту свободу, чтобы еще немного смещаться в центр. Это помогает в нападении и обороне.

Если мы потеряем мяч, в центре поля есть дополнительный игрок, который пойдет и отыграет его обратно. И когда я беру мяч, я нахожусь в более опасных зонах, нежели когда просто располагаюсь шире».

Шансы, созданные ТАА с игры в АПЛ 2021/22

«В этом сезоне большое внимание уделялось двум широким треугольникам — итак, у нас есть номер 8 в полузащите, крайние защитники и вингеры с каждой стороны. Речь идет о том, чтобы всегда быть уверенным, что кто-то занимает ширину, кто-то располагается высоко на последней линии и кто-то в полупространстве или на позиции "восьмерки".

Главный тренер говорит, что не слишком важно, кто где, главное, чтобы мы занимали эти три места. Обладая такой гибкостью, вы можете делать все, что хотите, — просто убедитесь, что на этих позициях кто-то есть. Вот почему иногда вы увидите меня между центральным защитником и крайним защитником, совершающим забеги в коридор, потому что "восьмерка" заняла место правого защитника, а Мо (Мохамед Салах) сместился во фланг. Здесь есть гибкость, а также понимание движений и закономерностей».

Как вы можете быть уверены, что кто-то будет рядом, чтобы прикрыть вас?

«На самом деле все дело в общении. Речь идет о взаимопонимании с игроками, с которыми ты играешь. Но ты можешь быть полностью уверен только в своей позиции. Помогает, если ты знаешь, что люди тебя прикрывают. Мы играли друг с другом достаточно долго как команда, чтобы понять, где нам нужно быть, когда происходят определенные вещи».

Он продолжает: «Главный принцип, который у нас есть, заключается в том, что независимо от того, по какой системе играет соперник, у нас всегда есть два центральных защитника на линии центра поля, и Фабиньо всегда должен следить за этим. Если они (соперники «Ливерпуля») будут играть в два нападающих, мы оставим ситуацию как три против двух. Это похоже на то, когда мяч находится с левой стороны, мы все знаем, что Мо бежит в штрафную. Тогда между мной и "восьмеркой", скажем, это Джордан Хендерсон, все дело только в том, кто входит в штрафную, а кто его прикрывает. Там всегда должен быть либо один, либо другой».

Мо не несет никакой ответственности за то, чтобы оставаться в обороне, это не то место, где он нужен команде. Он нужен нам в штрафной, он должен идти туда и забивать голы. Видите ли, когда Хендо против "Эвертона" идет в штрафную, это те области, которые нам нужно занимать. Речь идет об игроках на поле. Если мяч находится на определенной стороне, то тот вингер туда не идет, так что все зависит от полузащитника или крайнего защитника соперника. Можно увидеть Роббо (левого защитника Эндрю Робертсона) и меня там частенько на дальней штанге. Но для того, чтобы это произошло, речь идет о защите, и это зависит от общения между центральными защитниками и Фабиньо.

Главное доверие должно быть в нашем контр-прессинге. Это фундамент, на котором построена наша игра. Мы известны им, это именно то, чем мы знамениты. Чем больше игроков вы отправите вперед, тем большее количество игроков вы сможете использовать при контр-прессинге. Наша вера в то, что мы собираемся высоко отыграть обратно мяч, означает, что мы можем больше рисковать.

Но если мы будем нерешительны, то будем наказаны. Главный тренер всегда говорит о последнем шаге. Есть разница между тем, чтобы попасть туда и оказать небольшое давление, а также попасть туда и оказаться перед чьим-то лицом, заблокировать или отыграть мяч. Мы должны делать это всецело».

Изменение карты касаний ТАА в 2021/22 по сравнению с сезоном 2017/18

Александер-Арнолд и Салах создали мощное партнерство на правом фланге «Ливерпуля». Это то, над чем они работают на тренировках?

«Это происходит естественно, — говорит Александер-Арнолд. — Это также зависит от соперника. Мы умеем выявлять слабости и слабые места в нашем сопернике, поэтому на протяжении всей игры мы могли бы говорить о том, что будет работать. Я мог бы сказать: "Оставайся в центре и вытягивай их как можно глубже, а на фланге оставь место для меня". Или он может располагаться шире, а я ближе к центру. Нам просто нужно определить, что мы можем сделать, чтобы навредить сопернику, и мы адаптируемся к этому во время матча.

Наши отношения очень естественны. Мы оба стараемся позволить друг другу играть в нашу собственную игру. Я отдам ему мяч, и если он будет в штрафной или где-то рядом, я предоставлю ему действовать. Он выразит себя, сделает нечто особенное. Он сделает то же самое для меня. Никаких тебе стонов, ни споров. Мы два игрока, которые понимают, что нам нравится добиваться успеха, нам нравится рисковать и мы хотим участвовать в забивании как можно большего числа голов, поэтому мы стараемся позволять друг другу это делать.

Должно быть, это его единственное неудачное касание в этом сезоне, — шутит Александер-Арнолд, наблюдая за пасом, который он сделал Салаху в матче против "Уотфорда" в октябре, когда египтянин слишком жестко поставил ногу, что позволило голкиперу Бену Фостеру сделать вынос».

«Он всегда готов бежать. Он довольно умен в своих движениях и своих сигналах. В этом сезоне мы оба намного лучше понимали сигналы друг друга и положение корпуса.

У меня есть понимание того, где и как он хочет получить мяч. Сигналы, которые он мне подает… Я не могу реально рассказывать вам о них более подробно, — говорит он, смеясь. — Потому что левые защитники будут следить за ними. Но у него определенно есть сигналы, которые указывают, где он хочет принять мяч. Речь идет о том, чтобы убедиться, что я их прочитал и смогу исполнить эти пасы».

Отличный пример того, как Александер-Арнолд исполнил один из таких пасов на Салаха, был в матче против «Борнмута» в апреле 2018 года.

«Это одна из моих любимых передач», — говорит он во время воспроизведения клипа.

«Ее взвешенность и форма идеальны. Затем он сделал нечто невероятное, чтобы забить. Вот в чем радость, на самом деле. Ты можешь отдать мяч Мане или Салаху, и они разберутся, что с ним делать. Я бы также отнес Бобби (Фирмино) и Диогу (Жоту) к этой категории. Они способны справиться с любым мячом, который ты им пошлешь.

Иногда они знают, что они нужны тебе как отвлечение внимание, а в остальное время ты можешь отдавать им пасы с немного большей заботой, чтобы попытаться позволить им делать то, что они хотят».

Это был отличный год для Александер-Арнолда.

Его прекрасная форма принесла ему номинацию в команде года EA SPORTS. Голосование за команду сейчас закрыто, но вы сможете увидеть, кто будет в окончательном составе, когда он будет объявлено 21 января (прим.пер.: ТАА так и не попал в окончательную команду).

«Главным событием было убедиться, что мы попали в четверку лучших (в финальной таблице Премьер-лиги, чтобы попасть в Лигу чемпионов в следующем сезоне), — говорит он, размышляя о вызове. — Это было большое дело. Примерно в марте для нас все выглядело очень сложно. Поэтому было важно, чтобы мы получили это как команда и как клуб. Мы упорно боролись в конце сезона и делали это с теми игроками, которые у нас были. Ситуация была против нас весь сезон, но мы выкарабкались».

Помимо командных целей, последние 12 месяцев также показали, что Александер-Арнолд является одним из самых отлично бьющих по мячу игроков «Ливерпуля». Два его гола в этом сезоне — против «Вест Хэма» и «Ньюкасла» — оба были невероятными.

Обсуждая свой чудо-удар в Ньюкасле в прошлом месяце, он рассказывает The Athletic: «Это просто фокусировка. Исходя из дальности, я не думаю, что многие люди могут сказать, что они нацелены на определенный угол или стремятся к тому, чтобы мяч попал в верхний угол ворот. Речь идет о том, чтобы убедиться, что ты попадешь в ворота чисто, постараешься избегать тел и убедишься, что у тебя хорошее соединение ноги с мячом».

Касание, которое выбило мяч из под его ноги — вот что было настоящей гениальностью.

«Передо мной было пустое пространство, — говорит Александер-Арнолд. — У меня там был Наби (Кейта), или я мог прострелить, может быть, внешней стороной бутсы, или я мог пробить. С мячом у моих ног я могу сделать все, что угодно. Это также означает, что мяч занимает более центральное положение по отношению к моему телу. Мне нужно было убедиться, что он находится аккурат под моим телом, прежде чем я с ним соединюсь».

Для этого конкретного гола правый защитник Александер-Арнолд находится на левой стороне поля после подачи стандарта «Ливерпуля».

«Это совершенно другой ракурс, так что это совершенно другая техника, — говорит он. — Если ты находишься справа, тебе нужно немного подрезать его, чтобы принять и вернуть обратно. Принимая во внимание, что с такого расстояния слева все ворота открыты, и ты можешь использовать ряд приемов».

Точно так же, как этот гол в ворота «Ньюкасла» поразил болельщиков, его голевая передача на гол в ворота «Тоттенхэма» три дня спустя сделала то же самое.

«Если вы посмотрите, то увидите двух игроков "Тоттенхэма" на краю штрафной. Но когда мы находимся в таком положении, инстинкт подсказывает тебе пойти туда», — говорит он.

«Я все еще бегу, и когда мяч попадает на дальнюю штангу, я вижу небольшую путаницу, поэтому начинаю ускоряться и убеждаюсь, что буду там, если он отскочит — и я был там».

«Как только я увидел, что (вратарь Уго) Льорис выбил мяч, это была гонка. Речь шла о том, кто доберется до него первым. Я подумал: "Шансов 50 на 50". Но я смог опередить Райана Сессеньона на мяче. Затем речь шла о том, чтобы вернуть его в опасную зону, вдоль ворот».

«Я не думаю, что Роббо там было особо что делать, — ухмыляется он, наблюдая, как его коллега-защитник Робертсон с близкого расстояния пробивает мяч в сетку. — Он должен мне теперь. Я дал ему шанс на 30 секунде с начала игры, от которого он должен был добиться большего успеха».

Пас Александер-Арнолда всегда был одной из его главных сильных сторон — и он это знает.

«Я всегда чувствовал себя уверенно, пасуя мяч. Это всегда было одним из моих любимых аспектов игры», — говорит он.

Есть один особый пас, который выделяется. Он был пущен левой ногой на ход Робертсону, который затем отдал на Салаха, чтобы тот забил второй гол «Ливерпуля» в победе со счетом 3:1 над «Манчестер Сити» в ноябре 2019 года.

«Ближе к началу игры я всегда находил Вирджила (ван Дейка), а потом понял, что Бернардо (Сильва) немного жульничал. Он был готов прыгать на Вирджила. Поэтому я подумал: "Мне придется бить мимо".

Когда тебя прессингуют высоко в поле, а команды располагаются очень узко и компактно, важно убедиться, что ты быстро передаешь мяч с фланга на фланг. Наименьшее количество пасов всегда лучше. Лучше сделать это за один пас и пустить его мимо множества людей, чем за два или три. Это мыслительный процесс, стоящий за такого рода пасами».

Александер-Арнолд также является специалистом по стандартным положениям.

«Я бы сказал больше о пространстве, — говорит он, когда его спрашивают, нацелен ли он на товарищей по команде или на определенные зоны при выполнении угловых и свободных ударов. — Ты знаешь, кто является мишенями, а два центральных защитника — самые большие мишени в нашей команде. Но у нас там также есть Диогу и Садьо, которые просто пугающи в воздухе.

Речь идет о том, чтобы попасть в нужные зоны, а затем, чаще всего, ты получишь первый контакт — как можно увидеть в матче против «Саутгемптона» при голе Вирджила».

«Редко бывает, чтобы мяч попал в штрафную с углового, и кто-то может пробить по нему с лета. Вирджил был заблокирован там, так что он не смог нормально забежать, но он смог приспособиться, и у него было хорошее завершение ситуации».

«У нас есть четыре игрока на краю штрафной, если мяч попадет туда. Это то, над чем мы работали в этом сезоне, чтобы убедиться, что, когда мячи попадают туда, то по ним пробивают и мы получаем такие голы как у Наби против "Кристал Пэлас"».

Александер-Арнолд имеет привычку отдавать голевые передачи с угловых.

Именно его угловой стал памятным победным голом вратаря Алиссона в матче против «Вест Бромвич Альбион» в прошлом сезоне.

«Я знал, что он там, потому что, когда я бросился за мячом, мне пришлось стоять и ждать его, — объясняет Александер-Арнолд. — Это было настоящим решением пойти на это, потому что это вызывает мясорубку. Если вы соберете людей внутри и вокруг вратаря во вратарской, то можете получить автогол, и можете получить сброс от своего собственного игрока. Речь идет просто о том, чтобы убедиться, что вы разместили его в нужном месте».

«Честно говоря, она просто естественна, — говорит Александер-Арнолд о своей технике. — Ты просто оказываешь то давление, которое тебе нужно, и то же самое происходит со штрафными ударами. Ты работаешь над своим кроссом, и твои подачи с угловых тоже станут лучше.

Свободные удары и угловые — это то, над чем ты работаешь будучи в команде. Наши забеги, время подачи и сами подачи. Прямые штрафные удары и пенальти носят скорее личный характер, поскольку ты работаешь над ними самостоятельно. Это была совершенно иная техника при подаче углового в матче против «Барселоны» (на победный гол в полуфинале Лиги чемпионов в 2019 году) по сравнению с другими, которые я подаю. Речь шла о том, чтобы забросить мяч так быстро, как только смогу».

Как насчет недавней голевой передачи на Мане в матче с «Арсеналом»?

«Я стремлюсь снова подать в какую-нибудь область, — говорит он. — Мы распределяем наши забеги по всей линии и следим за тем, чтобы забегающие игроки не были заблокированы и могли туда добраться».

«И только тогда уже речь идет о доставке мяча. Я стараюсь вложить в нее некоторую скорость. В последние несколько лет я немного сбавил темп, так что ребята действительно могут до них дотянуться. Но речь идет о том, чтобы переправить мяч через первых нескольких человек в центральной или задней зоне, а затем ты надеешься, что парни выбегут и встретятся с мячом».

Из своих 12 голов за «Ливерпуль» Александер-Арнолд забил пять со штрафных ударов.

Последний раз он сделал это в матче против «Вест Хэма» два месяца назад.

«Мы с Мо обсуждали, что мы собираемся делать, и я принял решение, что мы переместим мяч и остановим, чтобы создать лучший угол, — говорит защитник. — Глядя на стенку "Вест Хэма", они гиганты, самый маленький из них (185 см) — Деклан Райс. Мне нужно пустить мяч над ним. Поэтому для этого нам понадобился небольшой перекат мяча, чтобы изменить угол, сделать удар для вратаря невидимым, а затем уже дело дошло до исполнения».

В этой игре «Ливерпуль» пропустил три гола и проиграл со счетом 2:3.

Наш разговор, который до сих пор был сосредоточен на нападении, теперь переходит к искусству защиты.

«Это то, над чем мне определенно приходилось много работать, и над чем я продолжаю работать, — признается Александер-Арнолд. — Речь идет о том, чтобы убедиться, что я правильно определяю дистанцию, принимаю правильные решения и держу линию.

Речь идет о том, чтобы всегда пытаться принимать правильные решения при ситуациях один-в-один и, в конечном счете, сохранять ворота сухими, что является самым важным».

Помимо того, что недавно он забил этот великолепный гол в ворота «Ньюкасла», в той же игре был также превосходный поздний подкат под Райана Фрейзера.

«Это был хороший подкат, — усмехается Александер-Арнолд. — Там было много ошибок во всей ситуации, от начала до конца. Первый пас, а затем второй поперечный — оба очень хороши».

«Именно в этот момент я понимаю, что я не на той стороне, поэтому я стараюсь быть на стороне ворот».

«Это была последняя попытка. Мне нужно было что-то сделать с мячом, и я немного вошел в контакт — и это был действительно хороший подкат», — говорит он.

Просматривая эти клипы, The Athletic задается вопросом, как много Александер-Арнолд рассказывает о своей игре с командой аналитиков в «Ливерпуле».

«Нам больше нужно делать и стремиться к этому, — объясняет он. — Что касается меня, то у меня всегда была хорошая игровая память. Я всегда мог очень четко все запоминать. Я никогда не испытывал особой потребности оглядываться назад. У меня всегда есть образы того, что было у меня в голове в то время. Но если меня когда-нибудь подловят и мне нужно будет понять, я всегда буду смотреть назад, чтобы понять, что пошло не так и почему я принял неправильное решение.

Футбол — это все, что касается суждений и принятия решений, поэтому важно убедиться, что вы все делаете правильно, насколько это возможно».

Точно так же, как он редко смотрит повторы игр или конкретные инциденты, Александер-Арнолд также признает, что он не обязательно тот, кто останется на несколько часов после тренировки, выполняя дополнительную работу.

«Я всегда был игроком, который учился на работе. Мне не нужно было слишком много анализировать это, я всегда знал, над чем мне нужно работать и как я собираюсь стать лучше, — говорит он. — Речь идет об усилиях на тренировках и усилиях в играх — и это естественно к тебе придет.

Аспекты, которые действительно требуют дополнительной работы и сосредоточения я после отфильтровываю на тренировках. Для меня речь идет о желании быть как можно более последовательным и хорошим. Речь идет о желании быть лучшим игроком на поле. Каждый раз, когда я выхожу на поле, я хочу быть лучшей версией себя.

Я придерживаюсь высоких стандартов. Если я не буду на том уровне, на котором хочу быть, то не буду счастлив. Речь идет о том, чтобы соответствовать тем стандартам, которые я устанавливаю».

(Фото: Getty Images/Дизайн: Сэм Ричардсон)

Автор: Кива О'Нил. Дополнительные участники: Марк Кэри (источник)

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости