«Арсенал» как сериал
Нынешний «Арсенал» невероятно интригует. Интригует даже не результатом, качеством игры, а скорее общей концепцией и подходом, процессами, происходящими не только на футбольном поле. Увлекает новыми персонажами, главным героем, повествующем о «доминировании» и владельцами клуба, неожиданно раскрывшими кошелёк. Команда становится абсолютно непредсказуемой. Она может хорошо сыграть против Гвардиолы и проиграть, безвольно слить Кубок Англии и героически отбиваться в меньшинстве на «Энфилде».
Раньше боление за «Арсенал» граничило с психозом и мазохизмом. Это была психотерапия, оправдание разбитых надежд и амбиций с помощью терпения и выносливости психики. Клуб регулярно проверял болельщиков на стрессоустойчивость, отсеивая слабых и неспособных к саморефлексии. Лишь «трушные» пройдут путь до конца, остальные примкнут к «глорью» «Манчестер Сити». Только избранные познают истину, а наградой станет Грааль на двухэтажном автобусе. Насколько труден и долог путь, никто не знает.
Боление за команду напоминало сериал «Рассказ служанки». Мрачное, депрессивное полотно, демонстрирующее угнетающую окружающую действительность диктатуры и тоталитаризма. Лишь некоторые акценты и ситуации были позитивными, словно всполохи света в кромешной тьме. Даже при начавшемся улучшении (когда сюжет начинает постепенно «оттаивать»), когда возникают надежды на избавление от мук главной героини и брезжит лучик солнца, впоследствии фабула безжалостно и жестоко швыряет её на лопатки, заставляя снова отправляться в ад. «Нет, это невозможно, я не хочу это смотреть!» - восклицает обыкновенный зритель со здоровой психикой и на середине второго сезона бросает это унылое зрелище. Никто не хочет смотреть, как на экране насилуют и унижают персонажей. Но болельщик «Арсенала» терпеливо и невозмутимо продолжает просмотр, жуя попкорн.
Точно так же происходит цикл болельщиков клуба: надежды – разочарование – рефлексия. Позитивные моменты сюжета сменяются возвращением к начальной точке, к негативным. Но спорт не может быть срежиссирован, кроме договорных матчей. Футболисты сами управляют своей судьбой, в отличие от персонажей. Однако это не мешало клубу топить болельщиков в болоте «стабильности» (а в наше время это пошлое слово) и мифов о спортивных амбициях. Руководство тогда нашло ширму в виде Арсена Венгера и прикрывалось им, словно щитом. Собственную некомпетентность менеджмент маскировал ролью мессии, того, кто сам всё будет делать – находить игроков, развивать, продавать, переводить из дубля в основу, задавать вектор развития и планировать долгосрочную стратегию. Если мессия не справится, всегда всё можно свалить на него.
Француз блестяще подходил на эту роль. Молча взвалив «Эмирейтс» на свои плечи, словно Атлант небесный свод, он не роптал, не ныл и не просил много денег на трансферы. Обожал возиться с молодыми, воспитывал их словно птенчиков, а когда они разбивали сердце, молча зализывал раны и забирал с «Хэйл Энда» новые экземпляры. «Я, прежде всего, педагог», — сказал он однажды. Только когда стресс слишком сильно затуманивал его разум, он начинал жаловаться на судейство или соперника. Практически не поддавался трансферным истерикам, презирал их, словно сумасшедших, сметающих полки в «черную пятницу» в потребительском экстазе. Молча игнорировал насмешки от Моуриньо и Манчини. Получая якобы талантливую молодёжь в последние годы, делал всё, что мог, вымучивая результат. Хоть «бритишкор» этого явно и не заслуживал. Часто шёл на поводу, закрывал глаза на многое. Упрямо ставил Уолкотта в центр нападения, в конце концов! «Мы полностью укомплектованы», «у нас хватает игроков» и т.д. Жадный дядюшка Стэн глубоко спрятал кошелек? Ничего страшного. Главное, попасть в Лигу Чемпионов. Попадание в Лигу Чемпионов сродни трофею, извините за вольный пересказ. Это грань, ниже которой падать было нельзя, иначе дядюшка Стэн мог поморщиться, поджав усы и серьёзно забеспокоиться.
Упав ниже, уже недостаточно встать и отряхнуться. Новый мир, циничный и жестокий, презирает романтиков. Оказывается, футбол больше не должен быть искусством. Он должен быть заточен на создание машин по зарабатыванию титулов, с невероятными ресурсами и скамейкой запасных. Сторонников «венгер аут» не волнует качество игры и молодежь из академии. Оставьте ваши xG другим. Кубок Англии превратился в обеденную чашку, а аппетит, как известно, приходит во время еды. Футбол изменился, роль творчества атакующих полузащитников и плеймейкеров сменилась позиционным футболом, с жесткой структурой и прессингом. Арсен Иваныч проспал революцию, превратившись на фоне Гвардиолы и Клоппа в реликт, в сумчатого волка, милого, красивого и дорогому сердца, но не способного к завоеванию титулов. Свои же собственные болельщики устраивают унизительные акции протеста, тряся плакатами и баннерами, словно грязным бельем. Никому и невдомёк, что «Арсенал» скатывался вниз по ресурсам, существенно уступая в «табели о рангах» по зарплатной ведомости, а апатия владельцев лишь усугубляла проблему. Команда с музыкой вылетала от «Баварии» и «Барселоны», подчёркивая пропасть в уровне. Но кого это волнует? Козёл отпущения найден, пора выпереть деда из клуба.
Выперев деда, «Арсенал» утонул в бесконечных поисках и перестройке. Но сериал должен продолжаться, с уже новым кастингом на роль главного героя. Пробы прошёл баск Эмери, бежавший из Парижа с поджатым хвостом. Поставив абсолютно трусливый футбол, он не продержался и двух лет. Обвиняя всех вокруг, Унаи оказался абсолютно залётным персонажем франшизы, как Джордж Лезенби, играющий Бонда. Смешивший на пресс-конференциях своим английским, запутавшимся в тактике и схемах, потерявшим авторитет и раздевалку, он сбежал из Лондона, как некогда из Парижа. Неймар и Дракслер сменились Озилом и Джакой, но суть осталась прежней.
Руководство «Арсенала» запустило процесс ротации басков. Если Эмери был компромиссной фигурой, скорее отталкивающей, то Артета сразу приковал внимание в роли главного героя и стал претендентом на награду лучшего киногероя «MTV». Всегда стильный, производящий хорошее впечатление, воспитанный, имеющий солидную репутацию, с современным видением футбола и последний капитан клуба, ничем не замаравший эмблему.
В плане руководства и тактики почти полный антипод Венгера: позиционный футбол, жесткая структура, творчество возможно лишь в атаке. В защите все должны пахать, даже Месут Озил должен бросить хобби в виде спиритических сеансов на футбольном поле («превращения в призрака»). Никакого романтизма и искусства, никаких поблажек. «Деревья» и «поленья» из «Хэйл Энда» должны остаться за забором академии, в лесу – в составе им делать нечего. А если они нынче и играют, то только потому, что пока не нашли замену.
Если Месут Озил или Маттео Гендузи с чем-то не согласны, они могут убираться. Бендтнер как-то назвал Венгера «мудаком» и остался в команде, к своему изумлению. Артета бы за такое «задоминировал».
Дядюшка Стэн не желает тратить деньги? Это проблема. Большая проблема. Нам нужен Парти, срочно. Не траншами, а сразу всю сумму, разом, 50 млн евро. Дядюшка Стэн, извольте подписать чек! Мне нужен японец, крайний защитник. Ага, ещё вратарь из Чемпионшипа за рекордные 28 млн. До кучи Локонгу пожалуйста заверните, Компани хвалил паренька, пригодится! Бен Уайт из «Брайтона» есть. Что? Есть Салиба? Нет, нет, Салиба пока пусть уедет в аренду, Уайта купите за 50 млн.
«Арсенал» в летнее ТО потратил больше всех в Англии и начал перезапуск франшизы. Подписка правда выросла – нынче на «Эмирейтс» самые дорогие билеты. Но дядюшка Стэн так предсказуем, это в его стиле.
Микель очень не хочет соглашаться на трансферную голодовку. Он не хочет брать очередного «саного» и наигрывать его до потери пульса, с замиранием сердца ожидая прогресса. Прощать ошибки, привозы и снова упрямо ставить в состав. Если молодой птенец не готов, он улетает в аренду в другое гнездо. Если нет альтернативы, необходимо покупать или арендовывать. Конечно, есть молодые звездочки вроде Сака, Смит-Роу, Мартинелли. Им многое можно, они заслуживают. Сака получил авансом «семёрку» Росицки и Пиреса, а Эмиль гордо щеголяет «десяткой» Бергкампа. Они воспитанники, они свои. Спасибо Мертезакеру за этих ребят. Мартинелли хоть и не из «Хэйл Энда», но тоже уже свой в доску. И пока Сака разрывает правый фланг атаки, Николя Пепе, купленный за рекордные деньги, будет полировать лавку. Только при травме Букайо Николя отрывает зад от скамейки и послушно трусит на поле.
Обамеянг пошёл вразнос. И если раньше даже Тухель искал подходы к талантливому форварду, Артета начал методику воспитания тридцатилетнего нападающего с мышлением инфантильного ребёнка: сначала показательно сажал на лавку даже в важных матчах. Матчи выигрывались. Потом штрафовал за нарушение ковидного протокола. Это не помогло, регулярные опоздания не прекратились. Матчи без капитана выигрываются и дальше. Значит можно сделать контрольный выстрел второй раз в новейшей истории клуба – лишить повязки посреди сезона, как Галласа. Причем показательно, с объявлением на официальном сайте. Пьер продолжил кутёж уже в сборной на Кубке Африки, но кого это волнует? Вместо спокойного и демократичного француза тренером теперь назначен гордый баск с огромным самомнением, не желающий мириться с бунтом на корабле и загулами матросов.
В то же время упорство Артеты потрясает. Он только недавно перестал на пресс-конференциях произносить сакральное слово «доминирование», чем раньше дико веселил болельщиков, особенно стран СНГ. В Англии это слово часто употребляют, но Микель сделал это своим коронным слоганом. Ничуть не смущаясь, он оправдывал 40 навесов в Северолондонском дерби. Бросался на Клоппа при бушующем «Энфилде», словно ненормальный. После поражения от «Эвертона» в прошлом сезоне, отбивался распечатками о вероятности побед, разгоняя ими журналистов, словно назойливых мух. Не моргнув глазом, пообещал Виллиану ЛЧ за три года. Дорисовывает портрет героя определённый прогресс на пресс-конференциях и флеш-интервью: он перестал летать в облаках и честно говорит о проблемах. Но это не останавливает поток вопросов и возмущений. Микель ярко контрастирует с Венгером в этом смысле: вместо обычной и спокойной жизни, на «Эмирейтс» постоянно что-то происходит. Эпоха своеобразного застоя, когда в клубе годами ничего не менялось, сменилась. Ветер перемен сдул старческий запах. Даже «Амазон» решил понаблюдать за этим.
Выиграв Кубок Англии, Артета стал менеджером, по факту им не являясь. Это типичный британский анахронизм, как недавние переигровки раундов старейшего футбольного турнира. Всё-таки какое-то влияние у него присутствует: он ни разу не потерял раздевалку при двух самых жестких кризисах, последнее слово в трансферах всегда за ним и у него огромный кредит доверия. Эмери такое и не снилось. Но руководство нашло нового мессию и радостно сбросило на него ярмо ключевой фигуры в зарождающемся проекте.
При рекордных тратах у Микеля самый молодой состав наряду с «Лидсом» и «Брентфордом». Роль плеймейкера отдана Эдегору, на флангах творят Сака и Мартинелли, в опорной царствует Парти, а за привозы и удаления отвечает Джака. Ведь в сериале кто-то должен быть злым героем. Для подмены флангов есть Пепе и Смит-Роу. Асимметрию на флангах обороны олицетворяют атакующий Тирни и оборонительный Томиясу с решимостью камикадзе. В центре защиты новый Сол Кэмпбелл в лице Габи и любящий возиться с мячом Бенджамин Уайт. Ляказетт, безоговорочно уступавший роль бомбардира Обамеянгу, стал ключевым игроком: опытный бородатый дядька подсказывает молодёжи, когда необходимо выдвигаться в прессинг. Он играет спиной к воротам, опускается в опорную, помогая тащить мяч и отлично действует в подыгрыше. Команда просто забыла про существование Обамеянга – здесь нет места бриллиантовым ламборджини и цепям, здесь уважают целлофановый пакет Тирни и простодушие Рамсдейла.
«Арсенал» Венгера никогда бы не смог обороняться в меньшинстве с нынешним «Ливерпулем» на «Энфилде». Он просто был не заточен на это и неизменно развалился бы. Перекос в сторону атакующих полузащитников предполагал активную игру в нападении, игра в защите никогда не была сильной стороной Арсена Иваныча после эпохи «Непобедимых».
Артета не желает садиться на трансферную диету, он просит новые покупки, методично объясняя это желанием улучшать состав. Конкуренция выросла, отрыв от элитных клубов растёт. Больше невозможно с «денилсонами» и «сендеросами» попадать в ЛЧ как 10 лет назад. Скамейка «Ман Сити» разваливается от изобилия, ростер «Челси» пестрит самыми разнообразными футболистами. Микель понимает, насколько «Арсенал» отстал и сколько нужно времени и ресурсов, чтобы хоть как-то отыграть такую пропасть.
Конечно, дядюшка Стэн может и не дать денег. Он этого очень не любит. Его вообще искренне изумляет, почему европейский футбол такой затратный, являясь при этом одним из самых непредсказуемых видов спорта. Риски огромные, а гарантий никто не даст. Но роль мессии в «Арсенале» это и подразумевает – ты либо будешь обласкан славой, либо тебя уничтожат болельщики. Компромиссов этот сюжет сериала не оставляет.
Конечно, «Арсенал» слишком лёгкий и нестабильный. Он даже не попадёт в топ-4 скорее всего. Но он интересный и на него приятно смотреть.
Возможно, новый сериал не окупится и не будет признан критиками успешным. Но он прошёл эволюцию от мрачного повествования «Рассказа служанки» до ситкома. А ситком обязан развлекать и увлекать. Именно это «Арсенал» сейчас и делает.