Пророчества о терактах, сборная Комор почти без людей с Комор, результативность меньше гола за игру (без Камеруна). Да, это все Кубок Африки
Какие же гении.
Конфедерация африканского футбола очень любит сравнивать Кубок Африки по уровню как минимум с Евро, а то и с чемпионатом мира. Но, кажется, такие истории, которые произошли за первую неделю КАНа, могут случиться только здесь.
• Сборная Буркина-Фасо раскритиковала организаторов турнира за тестирование на ковид перед матчем против Камеруна (это хозяин турнира). По словам буркинийцев, непонятные медики появились за сутки до матча, перебудили всю команду и взяли тесты – а КАФ заявила, что никого не посылала (но тесты зафиксировали). «Это скандал, – говорил капитан сборной Буркина-Фасо Бертран Траоре. – Мы не можем лишиться нескольких игроков первой команды за 24 часа до матча. Руководству нужно пересмотреть организацию».
• Сборная Габона на фоне скандалов о сексуальном насилии в руководстве местной федерации устроила забастовку и отказывалась ехать в Камерун. Правда, дело было не в этом, а в деньгах: габонцам не выплатили бонусы за отборочный турнир. А лидеры сборной Марио Лемина и Пьер-Эмерик Обамеянг во время образовавшейся паузы заглянули в Дубай – и приехали в команду с ковидом.
• У официального транслятора определенные проблемы со схемами. Например, вот так выглядела в первом туре схема сборной Алжира в трансляции. Вингеры Марез и Фегули – в защите, форвард Слимани – центральный полузащитник.
• В матче с Гамбией гимн сборной Мавритании трижды включали неправильно. В итоге правильная версия так и не прозвучала – мавританцам предложили спеть а капелла, но они отказались.
• Арабские страны настаивали на переносе Кубка Африки из Камеруна, который очень долго возился со стадионами. Это вызвало возмущение у так называемой «черной Африки», спикером выступил бывший форвард камерунской сборной Роже Милла.
«Страны Магриба вечно все портят. Они всегда устраивают какой-то бардак, я извиняюсь. Я хочу сказать Марокко, Египту или кому бы то ни было еще, сказать как брат – это ненормально, – заявил он. – Если они не африканцы, пусть играют в Европе, Азии или где-то еще, но не надо устраивать бардак в Африке. Они всегда развивались на африканском континенте, и мы приняли их, вообще-то, поэтому я не понимаю, почему сегодня они продолжают плохо отзываться о других странах и Африке. Это ненормально».
• Пророк Найджел Гейзи из Церкви истинного слова, огня и пророческих служений (вольный перевод названия True Word Fire Prophetic Ministries) заявил, что ему привиделись теракты во время турнира.
«Господь перенес мой дух в Камерун, где проводят Кубок Африки. Я видел что-то вроде игроков на носилках, и им было больно, а некоторые из них плакали, – говорил Гейзи. – Пусть народ Камеруна молится, и любая другая команда сделает то же самое, потому что я вижу похожее на теракты и взрывы. Я вижу, что на стадионе что-то произошло, и был беспорядок в этом месте, и люди погибли».
• Матч Туниса и Мали благодаря судье Дженни Сиказве превратился в главное шоу турнира: он преждевременно закончил матч (за 5 минут до конца), его уговорили продолжить. Потом дал красную игроку сборной Мали (хотя ВАР не одобрил). И за 20 секунд до конца он еще раз закончил игру (несмотря на кучу замен, удалений, пенальти, просмотры и паузы).
• Из 14 сыгранных матчей только в двух забили больше одного гола. Оба раза это сделал Камерун – дожал Буркина-Фасо в первом туре (2:1) и разгромил Эфиопию (4:1) во втором. 10 матчей закончились со счетом 1:0, еще 2 игры – нулями. Серьезно, без матчей Камеруна средняя результативность – 0,83 гола за игру!
• Сборная Коморских островов (132-е место в рейтинге ФИФА, ниже из участников турнира только Гамбия) впервые пробилась на Кубок Африки. Неудивительно – до 2003 года они вообще не состояли в КАФ. И в ФИФА Коморы вступили только в 2005-м – было не до футбола.
В принципе, о местном уровне футбола прекрасно говорит тот факт, что (внимание!) только два человека из заявки на КАН родились на Коморах. Все остальные – во Франции (трое – на Майотте, это заморская территория Франции, рядом с Коморами). Играют они в самых разных клубах – от чемпионата Сербии до четвертой французской лиги.
Все благодаря тренеру Амиру Абду, который сам родился в Марселе – именно он стал продвигать идею по возвращению игроков с коморскими корнями. Абду возглавляет сборную с 2014 года, хотя изначально предполагалось, что будет помогать французскому тренеру Анри Стамбули.
Тем забавнее, что официально на Коморских островах турнир никто не показывает – у местных бродкастеров не было денег, чтобы приобрести права. Хотя, как считает Абду, сборную в стране обожают – когда она играла домашние матчи, атмосфера была «как на Лиге чемпионов».
Фото: REUTERS/Mohamed Abd El Ghany
В целом, здорово, что есть такой турнир. Наше ворчание - это неприлично.
Но я точно понимаю в чем дело. Дело в том, что большая часть африканцев - это не африканцы. Для подавляющего большинства (в том числе и в среде самих участников КАН) - это европейцы африканского происхождения, которые слиняли из своих клубов прямо в разгар сезона.
Так вот парадокс.
Очень много своих игроков у Малави, Сьерра-ЛЕОНЕ, а у братьев зимбабвийцев почти все игроки с африканских лиг.