«Он уродливее Бекхэма, зато лучше него играет в футбол». Это’О взлетел в «Мальорке», где избивал агента и дрался с тренером своей жизни
Тяжелое взросление.
Мы как-то позабыли Самюэля Это’О. Недавно новый президент федерации футбола Камеруна напомнил о себе – дал большое интервью The Athletic, в котором рассуждал о перспективах всего африканского футбола:
«Африканская страна вполне могла бы выиграть ЧМ. Африканцы очень талантливы, европейцы – в чуть меньшей степени. Это достаточно просто. Это же парочка матчей. С чего это вдруг невозможно? Это не кажется чем-то невозможным. Повторюсь, почти все африканские игроки очень талантливы».
Сэм и сам был дико талантливым, но обладал сложным характером. Мы все поняли это по «Анжи», но первые сложности появились намного раньше.
Перес не переносил Это’О из-за характера. Но есть версия, что форварда выгнали из «Реала» из-за цвета кожи
Осенью 1999-го молодой Самюэль Это’О тихо сидел в кабинете президента «Реала» Лоренцо Санса. Повода для веселого разговора не было – «Эспаньол» не захотел подписывать 19-летнего форварда «Реала» еще на сезон. «Мадрид» хотел пристроить игрока в «Бетис» и «Райо» – снова отказ.
За два года в Испании про Сэма и правда говорили мало хорошего: считали эгоистом, а болельщики прозвали «черным дьяволом». Но не из-за шикарной игры или голов – просто Самюэль больше любил командовать партнерами, чем бегать и работать. Те его не переносили – а тренер «Эспаньола» Мигель Бриндиси обещал сбежать из команды в случае продления аренды камерунца.
«От этого мелкого балбеса было слишком много проблем», – позже говорил защитник «Эспаньола» Маурисио Почеттино.
В «Реале» в Сэма все равно многие верили. Только вот мечты совета директоров в случае Это’О не имели значения – характер парня не переносил Флорентино Перес. Будущий президент клуба мечтал избавиться от нагловатого тинейджера.
Впрочем, есть и другая версия. В 2015-м бывший агент Сантос Маркес не сомневаясь заявил – Сэма продавали только из-за цвета кожи: Перес не смог бы видеть главной звездой «Реала» чернокожего парня. Про Клода Макелеле агент сказал то же самое. «Реал» не обратил на слова Маркеса никакого внимания.
В 2000-м Сэма мало волновали причины. «Прости, но ты не входишь в наши планы. Мы решили продать тебя. Забирай вещи и жди новостей», – этими словами Фло лишил Это’О мечты стать звездой в Мадриде.
Самюэль вскочил с кресла и хлопнул дверью со всей злости. Никто в «Реале» не мог позволить себе подобной наглости в отношении президента. Самюэль осмелился. В 1997-м президент Лоренсо Санс лично пообещал Это’О сделать его главным нападающим мира. Перес сломал все надежды – позже Сэм даже называл Флорентино абьюзером.
Избавиться от Это’О смогли только летом 2000-го: за ним пришла «Мальорка» с первоочередным правом выкупа за 4,5 млн евро. А Перес оставил себе половину прав – на случай более интересных предложений в будущем. Это было обычной мерой предосторожности.
Это’О играл в аренде в «Мальорке» полгода. Спойлер: было горячо.
Воспитателем Сэма стал великий Луис Арагонес. Он дрался с Это’О на тренировках и заставлял вкалывать
В то время «Мальорка» переживала серьезный кризис: после сверхуспешной эпохи Эктора Купера продала важных игроков – защитника Марселино (в «Ньюкасл») и молодого форварда Дани Гарсию (в «Барсу»). Команда скатилась из претендента на еврокубки до хоть и крепкого, но середняка.
Сэма взяли на место Гарсии. «Я выходил за продуктами и часто встречал фанатов, – вспоминал игрок в 2016-м для Goal. – Они подходили ко мне и спрашивали о семье и здоровье. После «Реала» все это казалось непривычным – люди не собирались раздевать меня до трусов и выпрашивать автографы.
Они были добры ко мне. «Мальорка» дала мне то, что никогда не выкинешь из головы. Это была моя семья. Я был счастлив».
Самюэль не считал деньги. «Реал» взял на себя 50% зарплаты: Это’О получал около 3 млн. евро в год – как Фернандо Морьентес. На первую тренировку в «Мальорке» игрок примчал на красной Феррари.
«Я впервые в жизни смог пощупать Феррари. Моей зарплаты в то время еле хватало на жилье – а Сэм тратил такие суммы каждый день. Как-то мы с парнями захотели подарить ему небольшой торт на день рождения. Он посмеялся и отвез всех в самый элитный ресторан города. Он наверняка не помнит тот день – но с того момента я часто подрабатывал его таксистом», – вспоминал в интервью AS бывший партнер Роберто Мерино.
Самюэлю всегда была свойственна любовь к роскоши. Тренер «Мальорки» Фернандо Васкес, один из сменщиков Купера, называл Сэма самым глупым транжирой в жизни. Партнеры обожали камерунца за это, а он из-за любви к дорогой жизни часто попадал в нелепейшие ситуации.
После дубля в ворота «Райо» Сэм напился и следующим утром на тренировке потерял дорогое ожерелье. Вместо положенной тренировки Это’О бегал по базе и искал его. Позже подключился персонал. Васкес был взбешен – лишил Сэма премии и отстранил от тренировок.
Самюэль не обратил внимания на крики тренера – был очень расстроен потерей ожерелья. А через три часа нашел его дома в ванной.
«Мое сердце невольно смеется, – продолжает Мерино. – Мы говорим про гадкого утенка с очень большим сердцем. Он помогал нам. Тренеры не могли работать с ним – а игроки были в восторге. «Мальорка» стала большой семьей. Но во время игры он становился совсем другим человеком. Мы прозвали его новым Роналдо».
Президента «Мальорки» Алемани напрягало поведение игрока – достойные тренеры избегали работы с Сэмом из-за его проблемного характера. Васкес сбежал в «Бетис» и поставил президента перед сложным выбором: тренер или новый лидер раздевалки с большими перспективами и такой же наглостью. «Мальорка» закончила сезон на 10-м месте – спасибо 18 голам Диего Тристана. Это’О забил лишь шесть.
Алемани готовился избавляться от игрока – но в июле пришел Луис Арагонес. В то время это стало огромной удачей: тогда Арагонес уже стал легендой «Атлетико», а еще не очень удачно поработать в «Барселоне» и «Валенсии».
«Тренеры боялись браться за его воспитание. Фанаты молили нас выкупить Самюэля. Они очень полюбили Сэма – но тем летом нам повезло с Арагонесом. Он принял наше предложение. Только он. Вся Испания говорила про бойкого камерунского подростка из «Мальорки». А Луис хотел проверить себя», – признавался Алемани в 2014-м.
Арагонес начал воспитание с первого же дня: приказал оставлять Феррари в гараже и кататься на клубной машине. Еще через два дня тренер запретил драгоценности. Через неделю Арагонес ввел штрафы за чрезмерное количество алкоголя в крови и споры на тренировках. Так Это’О впервые в карьере пришлось пахать.
Сэм быстро возненавидел методы Арагонеса: неделю он игнорировал тренера. Они враждовали – и в итоге даже подрались. Тренер назвал Сэма ленивой черепахой – тот завелся и послал Арагонеса. Их с трудом разняли. Позже игрок остыл и извинился.
«Арагонес пришел ко мне и рассказал, что они с Самюэлем помахались, – вспоминал Алемани. – Я готовился к еще одному увольнению. Но на лице Луиса сияла улыбка. Он сказал мне, что только с такими идиотами «Мальорка» способна стать сильнее».
На следующий день тренер поставил парню ультиматум – либо жесткие тренировки, либо Это’О просидит на скамейке запасных до конца контракта. Сэм поборол себя и пошел на уступки. Он не хотел снова все потерять и подводить фанатов «Мальорки», которых сильно полюбил. А еще больше не хотел возвращаться в «Реал».
«Это’О никогда не заиграл был без Арагонеса, – считает Мерино. – Луис смог совладать с его наглым темпераментом. Арагонес полюбил его как сына и слепил из юморного эгоиста главного форварда в мире. Их отношения были особенными – только Луис мог на многотысячном стадионе назвать Сэма ленивым идиотом».
В декабре конфликт тренера и игрока накалился до предела. На выезде с «Сарагосой» соперники нещадно били Сэма по ногам – а фанаты обзывали обезьяной. Во втором тайме Это’О не выдержал и завелся. Он шел в каждый стык и игнорировал партнеров. Арагонес решил заменить игрока.
Самюэль был в ярости. «Идиотский старик! Разуй глаза – я был лучшим сегодня. Эти дураки мне совсем не помогают – меняй их. Не меня! Ты ничего не понимаешь», – не сдерживался камерунец, уходя с поля.
Арагонес все слышал. «Эй, щенок! Ты кем себя возомнил? Ты должен помалкивать после каждого моего решения. Услышал? Язык прикусил и дальше строишь гримасы на скамейке! Сопляк, ты должен разговаривать со мной как с собственной мамой. Мы оба нянчимся с тобой, как с ребенком», – с красным лицом прокричал тренер на бровке.
«Он жестко воспитывал меня, – признавался Сэм в интервью La Gazzetta dello Sport в 2019-м. – Мы могли взять и подраться на тренировке. Это был путь от ненависти до любви. Луис зажигал во мне страсть. Он сделал из меня человека. Я считаю его своим вторым отцом. Луис Арагонес – главный тренер в моей карьере».
Арагонес победил в той битве и заслужил уважение Сэма. Луис попросил Алемани не штрафовать игрока за дерзость и сам наедине поговорил с парнем. После этого камерунец уже называл тренера великим. Это’О полностью посвятил себя работе.
Это’О было тяжело без Арагонеса. Сначала он постоянно попадал в скандалы, но потом снова нашел своего тренера
С Арагонесом Самюэль наконец-то начал раскрываться: он забил 11 голов и вместе со своей «Мальоркой» снова занял рекордное для нее третье место в чемпионате.
«Сэм играет не на полной мощности, – все равно ругался Арагонес. – Я знаю навыки этого парня: он может бегать быстрее и бить еще сильнее. Я не очень доволен его игрой. Самюэль должен показать мне весь свой потенциал в Лиге чемпионов. Иначе его тренировки станут намного жестче. Он должен это понимать».
«Мы были воодушевлены. Мы с Луисом стали настоящей семьей. Игра в Лиге чемпионов стала целью нашей упорной работы вне поля. Он мотивировал нас. Я отказал многим – ради «Мальорки» и своего тренера я был готов на все. Мы хотели выиграть ЛЧ», – вспоминал Сэм в 2014-м.
Но летом 2001-го грандиозные планы Это’О провалились. Арагонеса позвали спасать родной «Атлетико» – впервые за 65 лет команда оказалась в Сегунде. «Мальорка» не стала ругаться с тренером и отпустила его без скандала. Тяжелее всех потерю воспринял именно Самюэль.
«Это’О был обескуражен, – говорил бывший защитник команды Микель Буадес. – Это тренер всей его жизни. Самюэль понимал Арагонеса – но чувствовал себя брошенным. Игроки ничего не могли поделать – Луис был готов пойти на все ради «Атлетико».
Сэм начал много пить. Через два месяца он влип в скандал – застукал агента Даниэля Аргибеота в постели со своей сестрой и вечером с друзьями избил его. В конце Это’О снял с Аргибеота туфли – в Камеруне это считается знаком пощады. Это дело Сэм замял деньгами.
Карьера 20-летнего камерунца медленно шла на дно.
Самюэль не думал о футболе и ни с кем не разговаривал. «Мальорка» проигрывала матч за матчем и вместо титулов боролась за выживание. В ЛЧ вылет из группы – хотя все-таки хлопнули «Арсенал» с Анри и Пиресом в составе.
Но Сэм совсем не помогал. Наоборот – он создавал все больше и больше проблем.
В одном из интервью Сэма спрашивали о будущем. Это’О был немного пьян – и из-за серии вопросов про Арагонеса он сорвался на журналиста Бартоломе Террасе.
После интервью Сэм подошел к машине Террасы и тихо проговорил: «Я просил не говорить про него. Ты – никчемный журналист, и я готов избить тебя за твои никчемные вопросы. Запомни мои слова: не возвращайся – или ты не уйдешь отсюда живым. Это последнее предупреждение».
«Мальорке» пришлось принести публичные извинения. Это’О снова попытался замять историю – но в этот раз вмешался BBC. Терпение Алемани лопнуло – он хотел продать неадекватного игрока хоть за какие-то деньги. За Это’О пришли только из Англии.
И снова помог новый тренер – в 2002-м с «Мальоркой» рискнул Грегорио Мансано.
Мансано верил в Сэма и видел его в центре своего проекта. «Он уродливее Бекхэма, зато лучше него играет в футбол, – повторял тренер. – В нем виден лидер команды на долгие-долгие годы. Сэм сочетает в себе все необходимое. Скоро «Реал» искусает все себе локти из-за потери такого игрока».
Мансано сделал Это’О главным форвардом в схеме 4-4-2 и превратил в свободного художника. Самюэль нашел язык с новым тренером и вновь начал штамповать голы. В матчах он играл левее и часто менялся позициями со вторым форвардом Вальтером Пандиани.
«Мальорка» вновь засияла. Самюэль тоже. Он забил 14 мячей, «Мальорка» выбила «Реал» из Кубка Испании (5:1 по итогам двух встреч) и поднялась на 9-е место в Ла Лиге. Но и это не было главным перфомансом команды в том сезоне.
В мае команда Мансано приехала играть с «Реалом» в чемпионате и разбила хозяев с тем же счетом, но за один матч. Сэм вернулся на «Сантьяго Бернабеу» и превращал защитников родной команды в клоунов. Утренняя Marca вышла с заголовком: «Это’О заставил Йерро закончить с футболом».
«Мальорка» была настолько хороша, что после разгрома «Реала» взяла Кубок Испании. Это’О начал проявлять первые признаки взросления: полностью оплатил питание и проезд фанатам на финал. После победы Сэм побежал к трибунам и расплакался.
Фанаты продолжали любить Это’О, несмотря на его наглое поведение. В автобусе «Мальорки» играла написанная ими в честь камерунца песня. Сэма звали пантерой – за резкость характера. Самюэлю понравилось – оно приклеилось до конца карьеры.
Это’О любят до сих пор – недавно за стадионом «Мальорки» появилась вот такая красота.
У камерунца после этого были провальный старт сезона-03/04 и возвращение Арагонеса. Сэм снова поработал с любимым тренером – и несмотря на слабые результаты, считает тот сезон особенным. «Он навсегда останется моим футбольным отцом. Мы не выиграли ни одного трофея – но работой с Луисом всегда наслаждаешься. Я просто люблю Арагонеса», – с улыбкой признавал Самюэль.
***
В 2019-м SER Catalunya попросила Самюэля поделиться самым знаковым моментом в жизни. Вместо воспоминаний о требле с «Интером» или переходе в «Анжи» он говорил про самый важный разговор в карьере:
«Луис позвал меня к себе после тренировки. Он хотел поговорить. Предложение меня удивило – обычно он ругается прямо на поле. Его лицо было максимально серьезным, и это пугало даже сильнее. Мы сели возле старого столика. Его молчание – страшнее криков. Так что я просто молчал.
И тут он резко начал: «Негрито, а ты собираешься становиться великим игроком? Или навсегда останешься идиотом? Пора играть с лучшими».
Я ничего не мог сказать. Я был в шоке. Нет, я не собираюсь играть с другим тренером. Вот он – мой тренер. Но что я должен сказать? Тогда он взял телефон и набрал одного знакомого. Мне казалось, что Луис просто слишком много выпил.
«Эй, Чики. Вы там собираетесь выигрывать? Если да, то я знаю одного парня, который сделает из «Барселоны» чемпиона. Его зовут Самюэль. Он сидит рядом и скоро станет лучшим нападающим мира».
Ровно через две недели я стал игроком «Барселоны».
Больше Испании – в телеграм-канале автора
Невезучий гений. Эктор Купер постоянно терпел фиаско, но его команды навсегда западали в память
Фото: Gettyimages.ru/Phil Cole /Allsport, Firo Photo/ALLSPORT, Martin Rose/Bongarts; globallookpress.com/Henrique Casinhas; eastnews.ru/AFP
Можно было бы счесть опечаткой, но далее ведь продолжение: "...характер парня не переносил даже Перес. Из-за этого президент все лето мечтал избавиться от нагловатого тинейджера."
Ну, то есть эпопея с тем, что Перес стал президентом "Реала" в 2000-м, подписав Фигу, нам всем привиделась.
2. "«Мальорка» закончила сезон на 10-м месте – спасибо 18 голам Диего Тристана. Это’О забил лишь шесть"
Он пришёл зимой по ходу сезона 1999/2000 и забил 6 голов в 13 матчах. Вряд ли в этой ситуации уместно "лишь" - хороший результат для 18-летнего парня, которому и 18-то исполнилось лишь в декабре 1999-го.
3. Самюэль не считал деньги. «Реал» взял на себя 50% зарплаты: Это’О получал около 3 млн. евро в год – как Фернандо Морьентес.
Выглядит очень сомнительно, порядок зарплат в тогдашнем футболе можно оценить, скажем, тут https://www.theguardian.com/football/2000/jan/09/sport.comment?CMP=gu_com
Тут и в Морьентеса-то так себе верится, что уж говорить о камерунском форварде, который в "Реале"-то был в лучшем случае 4-5 выбором до аренды в "Мальорку" (Рауль, Морьентес, Анелька, можно Балича с Огненовичем вспомнить, хотя это больше фланговые игроки были). Санс - именно он был президентом "Реала" - всё же не был дураком, чтобы так швыряться деньгами даже в очень перспективного игрока.
4. "С Арагонесом Самюэль наконец-то начал раскрываться: он забил 11 голов и вместе со своей «Мальоркой» занял рекордное для нее третье место в чемпионате."
Это лишь повторение рекорда: до того были 3-ми в сезоне 1998-99.
Неплохой материал, но впечатление портится из-за такого.
Лол, интересно послушать как именно