Пока Йозе Марино помогал Фергюсону, Жозе Моуринью начинал переводчиком Робсона. Ныряем в то время
Не все помнят детали.
Мы только приходим в себя после новогоднего веселья, а российский спорт уже подарил свежий мем. 4 января Роман Ротенберг возглавил петербургский СКА, а на вопрос журналиста, зачем ему это надо, ответил: «Ну вы знаете, как Йозе Марино начинал? Был просто переводчиком Алекса Фергюсона, обычным переводчиком. Он впитал в себя все методики Фергюсона и стал очень успешным тренером. Таких тренеров в истории очень много».
Очевидно, Роман имел в виду Жозе Моуринью. Португалец действительно был переводчиком – но не у Алекса Фергюсона, а у Бобби Робсона в лиссабонском «Спортинге», «Порту», а затем в «Барселоне». На этом этапе карьеры Жозе мы остановимся более подробно.
Робсону нравилась прямота Моуринью, но в «Спортинге» у них не получилось – зато отлично поработали в «Порту»
Бобби Робсон пришел в лиссабонский «Спортинг» в 1992 году – на тот момент он был уже именитым тренером, работавшим в «Фулхэме», «Ипсвиче», сборной Англии и голландском ПСВ. Проблема была в том, что Робсон не знал язык, поэтому ему наняли переводчика.
Роль проводника взглядов англичанина доверили молодому и мало кому известному тренеру Жозе Моуринью. До этого он работал с юношескими командами «Витории Сетубал», а затем отработал сезон в качестве ассистента главного тренера «Эштрелы». Работа в «Спортинге», пусть и переводчиком, открывала для Жозе отличные перспективы.
«Он встретил меня в аэропорту и сразу же представился: «Здравствуйте, мистер, меня зовут Жозе Моуринью. Президент нанял меня в качестве вашего помощника. Надеюсь, у меня получится быть полезным». Он всегда называл меня «мистером». В этом был весь Жозе – очень милый и всегда общающийся в уважительном тоне», – вспоминал Робсон знакомство с Жозе в интервью The Guardian.
Робсону сразу понравился Жозе. Особенно Бобби привлекала его прямота. «Если я говорил что-то резкое и прямое, он никогда не пытался смягчить перевод. Жозе был силен, но у него были хорошие отношения со всеми. Игроки любили его», – говорил англичанин.
Со временем Бобби разглядел в Жозе и аналитический талант. «Однажды он принес мне отчет по игрокам, который был абсолютно первоклассным. До этого я не видел разбора лучше, чем тот, что принес мне Моуринью», – рассказывал Робсон, которому, тем не менее, не особо помогли эти отчеты.
Со «Спортингом» в итоге не получилось: команда заняла только третье место в чемпионате, и Робсона уволили. Но Бобби пригласили в «Порту», куда сам Робсон, в свою очередь, позвал Моуринью. Там вышло гораздо интереснее: взяли сначала Кубок, а затем два чемпионата подряд.
В «Барсе» Моуринью больше Робсона общался с игроками и бесился, когда называли «переводчиком»
В «Барселону» Жозе уже ехал полноценным помощником Робсона, хотя португальца все равно никто не знал. Доходило даже до слухов, что Моуринью на самом деле никакой не переводчик, а просто красивый любовник английского менеджера.
Зато в «Барсе» Жозе уже начинал по кирпичикам строить праймовую версию самого себя. Он выучил каталанский язык, налаживал контакты с раздевалкой и помогал с адаптацией молодому Роналдо. В 1996-м скамейка «Атлетика» прямо во время матча сцепилась с игроками «Барсы». Жозе начал толкаться с главным тренером басков Луисом Фернандесом, на что тот прокричал: «Ты вообще кто? Я тебя не знаю! Я разговариваю с Робсоном, а не с его переводчиком!».
«Я тебе не просто переводчик», – заорал в ответ Жозе. Эта фраза четко подчеркнула роль Моуринью в «Барсе» – с Робсоном они влияли на команду практически равноценно.
Броманс Бобби и Моуринью распался в 1997-м: англичанин ушел обратно в ПСВ, а амбициозный Жозе остался, чтобы работать ассистентом Луи ван Гаала.
***
«Я многим обязан Робсону. Я был никем, когда он приехал в Португалию. Он помог поработать мне в двух крупнейших португальских клубах, а потом забрал с собой в один из лучших клубов мира – «Барселону». Одна из самых важных вещей, которой я научился у него, это то, что когда ты выигрываешь, то не должен считать себя лучшим. И наоборот, когда проигрываешь, нельзя считать себя никем», – подводил Моуринью итоги работы с Бобби.
Сэр Бобби Робсон умер от рака летом 2009-го. К тому моменту Жозе уже выиграл ЛЧ с «Порту» и готовился сделать то же самое с «Интером». К десятилетней годовщине смерти Робсона Моуринью выдал трогательный монолог:
«Перед одной из тренировок в «Барселоне» Робсон подошел ко мне и сказал: «Что ты собираешься делать? У меня сегодня будет матч по гольфу, поэтому будешь тренировать ты». После поражений он говорил: «Не грусти. Подумай о том, как радуются парни в другой раздевалке, и порадуйся вместе с ними». В этом был весь Бобби.
Я предпочел бы его запомнить не как тренера, а как человека. Человека с харизмой. А харизма, по-моему, – это главное качество для футбольного менеджера. Робсон – яркий пример футбольного человека с харизмой. И он добился бы успеха в любое время».
Английский тренер, который вдохновил Гвардиолу и Моуринью
Фото: Gettyimages.ru/Aubrey Washington/EMPICS, Mike Egerton – PA Images, Laurence Griffiths; globallookpress.com/www.imago-images.de
Спустя несколько дней Роман Борисович: "Так вот оно что... Зарема - это Морозов, а Морозов - это Зарема... Зарема - мужчина! О, господи! ... Черенок от твоей клюшки упирается мне в ногу"
И наблюдать за праздничным салютом...