5 мин.

От Никарагуа – к Фиджи, или Невероятные приключения итальянца

Итальянец Иоанн де Плано Карпини – первый европеец, который посетил Монгольскую империю. 35-летний итальянский вратарь Джакомо Ратто поиграл не только в Монголии, а также посетил Панаму, Никарагуа, Фиджи, Грецию, Зимбабве, Гаити, Исландию, Мальту!

Биография Ратто присутствует на испаноязычной и англоязычной Википедии, однако отсутствует на итальянский.

Наш путешественник родился в Варезе, что рядом со Швейцарией. Поиграв за коллективы провинции Варезе, он перебрался в страну сыра и часов. «Я хоть и выступал за границей, до моего дома было 20 километров. И однажды решил отправить резюме в клубы Мальты», – рассказывал Джакомо.

В уже упомянутых государствах Ратто не всегда выступал в официальных матчах, участвуя в типе предсезонных товарняков. Теперь перечислим его иностранные команды: «Кастелло», «Мендризио Стабио», «Таверне» (Швейцария), «Виктория Вондерерс», «Фгура Юнайтед» (Мальта), «Тауро» (Панама), УНАН Манагуа (Никарагуа), «Сува» (Фиджи), «Жване Бойз» (Зимбабве), «Улан-Батор Сити» (Монголия), «Дон Боско» (почти «Донни Браско». Гаити), «Филиппос Александрея» (Греция), «Вестри» (Исландия).

Наш Джакомо-хан в Монголии

Перевел интервью с Джакомо, датированное 2020-м:

– Вратарем решил стать, когда увидел Луку Маркеджани на американском чемпионате мира. Лука – отличный голкипер! Считаю, что его недооценили. Ребенком также увлекался Мишелем Прюдоммом, Хорхе Кампосом. Из более современных вратарей нравится Морган Де Санктис, особенно когда он выступал за Удинезе.

– Свою футбольную карьеру начинал в молодежной академии US Bosto. Сезона 99/00 меня подобрал "Варезе", выступавший в Серии С1. После «Варезе» играл за малоизвестные клубы одноименной провинции. Предлагали побегать за пьемонтским «Кастеллеттезе» (Серия D), но я отказался. Проведя сезон 2010/11 в низших лигах Швейцарии за «Кастелло» и «Мендризио», вернулся в Италию.

– Моя международная карьера стартовала в конце 2012 года. Я тогда играл за любительскую команду «Леджиуно» из Варезе, где познакомился с тренером вратарей и просто хорошим человеком Андреа Калледжарини. Возвращение из Швейцарии в некоторой степени лишило меня мотивации. А также не слишком удачный сезон 2011/12 и смерть дедушки, к которому я был очень привязан, выбили совсем из колеи. Андреа вернул уверенность, убеждая, что я способен выступать в Серии С. Начал высылать свой профайл с видеороликами мальтийским клубам. В шутку даже хотел отправить резюме в Перу.

Мне помогал экс-голкипер Марио Мускат, легенда мальтийского футбола и обладатель вратарской школы. Он получил мои материалы, а 22 декабря сообщил, что один из клубов заинтересовался. 26 декабря позвонил по телефону секретарь ФК «Виктория Вондерерс», выступавший в первом дивизионе Гоцо (Гоцо – остров площадью 67 км. кв., является частью Мальтийского архипелага и вторым по величине. Столица Гоцо – Виктория. Местные команды распределены на две 8 клубов) и второй дивизион (6). «Виктория Вондерерс» выиграл первый дивизион только однажды – далекого 1979 года! – прим. авт.). 13 января 2013 года я уже был на Мальте, чтобы начать новую страницу карьеры.

 

– Где мне больше всего было комфортно в футбольном плане? Всегда пытался адаптироваться к образу жизни тех стран, где жил. С точки зрения качества жизни Мальта и Греция являются наиболее подходящими. В конце концов даже в Улан-Баторе и Никарагуа чувствовал себя вполне хорошо.

Что касается футбола, уровень в Монголии удивил. То, что мальтийцы и греки умеют играть, не секрет. У Никарагуа не очень хорошо с тактикой, но футболисты индивидуально сильны.

 

Джакомо в Исландии

– Что я ел в экзотических для итальянца странах? Часто готовил себе сам. Признаться, в Никарагуа, где я выступал за команду университета, устал потреблять курицу с рисом, но там – это часть культуры. Некоторые местные футболисты объедались жареной курицей за полчаса до начала матча! Меня бы вырвало после такого. Из-за жары тренировки стартовали в 6 утра! В Монголии мы ходили с командой в местный ресторан, где нам принесли запеченного барана, включая и голову. Дома готовлю блюда итальянской кухни. Кстати, в Монголии приходилось спать в юрте. 

– В языковом плане наиболее тяжело пришлось в Монголии. Некоторые мои партнеры по команде, как монголы, так и россияне, разговаривали по-английски. Когда не разбирались, переходили на язык жестов. Хотя английский в Монголии набирает популярность. На поле я выучил два-три ключевых слова на монгольском. Эти слова мне тоже пригодились, когда я указывал таксисту направление маршрута. В других государствах использовал английский, который не любил в школе, а также испанский. В Исландии жил в 500 километрах от Рейкьявика, не смог адаптироваться к холодному климату.

– Согласился бы работать алленаторе где-нибудь в далеком государстве? Всё возможно. Вот, Андреа Страмаччони тренировал иранский «Эстегляль» (речь о 2019 году. Андреа из-за задержки зарплаты не пробыл в клубе и году, – прим. авт.). Когда путешествовал по разным странам/континентам, вспоминал Бору Милутиновича: знаменитый серб тоже трудился во многих государствах. Моя мечта – тренировать команду, за которую болею с 2000 года – «Депортиво» из Ла-Коруньи! И сейчас могу назвать состав этих замечательных галисийцев.

Поверьте, играть за границей очень непросто. Во-первых, вы иностранец. В случае поражения вас будут обвинять первым; во-вторых, вам платят больше бабла, чем местным. Вы должны вкалывать гораздо больше, а руководство клуба сразу ждёт результата. Когда не станете оправдывать надежд, боссы сразу укажут на дверь; ну и в-третьих, я играл против топ-футболистов местных чемпионатов, мысленно сравнивая их с исполнителями из Серии D.

К сожалению, итальянцы полагают, что футбол высокого уровня существует только в 2-3 лигах нашей страны. Нам нужно учиться у испанцев, которые массово продают футболистов в Азию (к примеру, посмотрите на состав команд высшей лиги Индии – прим. авт.).

– Не хочу оставаться долго на одном месте. Хотя на Мальте или Греции можно зависнуть и на несколько лет. К сожалению, травма не позволила завершить сезон в Никарагуа и остаться дольше этого центральноамериканского государства.