«Футбол – не про человечность». Монолог вратаря «Аякса», который пропустил 9 месяцев из-за неловкого допинга
Хочет уйти из клуба и винит УЕФА.
2021-й – самый тяжелый отрезок в жизни 25-летнего голкипера «Аякса» Андре Онаны.
В начале февраля его на 12 месяцев забанили из-за 40 миллиграмм фуросемида в крови. Тест на допинг Онана сдавал еще в октябре 2020-го – расследование шло почти три месяца. Фуросемид – один из самых сильных и быстродействующих мочегонных препаратов. Обычно его назначают при проблемах с сердцем.
Сам по себе препарат не считается допингом, но есть в числе запрещенных. Все из-за того, что им маскируют следы запрещенных веществ при их выводе из организма. С ростом объема мочи падает и концентрация реального допинга. Его становится сложнее найти.
За Андре заступился гендиректор «Аякса» Эдвин ван дер Сар. «Мы надеялись на условное наказание или более короткую дисквалификацию, чем 12 месяцев, потому что этот препарат не использовался для укрепления его тела и улучшения показателей. Это неправильно», – отмечал бывший вратарь.
«Аякс» все же смог выбить из ФИФА сокращение бана – но только до 9 месяцев.
Через полгода спортивный директор Марк Овермарс объявил о желании продать Андре. В ноябре Онана снова заиграл – но после дебютного матча с «Бешикташем» сказал, что покинет «Аякс» следующим летом: «Мне просто пора уходить – как и всем ребятам нашего старого состава, которые уехали раньше».
Забыли про Андре Онану? А он наконец-то вышел в старте «Аякса» – впервые с января
Недавно Онана снова заговорил – на этот раз в специальной колонке на The Players’ Tribune. Передаем слово Андре:
«Многие думают, что знают меня и все то, что со мной произошло. Онана? Ой, его же забанили за наркотики. Он мошенник и наркоман. Это пятно на моем имени. Как объяснить такое своей семье и детям? Но объяснение есть. Присаживайтесь, если ждете правды.
За одну неделю февраля 2021-го я потерял все. Я был в расположении сборной Камеруна. Звонок врача «Аякса» – в моей крови нашли немного фуросемида. А я ответил: «Как? Это шутка? Ты точно ошибся. Я знаю, как проходят все эти испытания. У меня никогда не было проблем с ними».
Все мои знакомые знают – я не пью и не курю. Я никогда даже не прикасался к наркотикам. Ни за что. Тогда я даже не слышал о фуросемиде. Единственные таблетки, которые я вводил в свое тело, были прописаны врачами «Аякса» или сборной.
После разговора с «Аяксом» я позвонил своей девушке Мелани. Я смеялся, рассказывая об этом. Я верил, что это просто ошибка. И тут она сказала: «Андре, оно было в препарате при беременности, которое мне прописали врачи». Вот тогда меня и осенило, что произошло.
После моего возвращения домой док «Аякса» пришел ко мне и посмотрел все, что было в шкафах, чтобы проверить мою теорию. Он подтвердил ее. Я пошел за таблеткой от головной боли и спутал коробки. Я принял не тот препарат – коробки были почти что одинаковые. Я ничего не придумал и никого не пытался обманывать.
Это была глупая человеческая ошибка.
Черт. Маленькая таблетка. Всего 40 мг. Я ждал горчичник, а мне показали красную. На 12 месяцев без дела всей жизни. Один год без футбола ощущается как 10 лет.
Перед сезоном-2016/17 я поговорил с тренером Петером Босом. Он сказал мне, что я слишком юн для игры в старте: «Посмотри на лучшие клубы Европы и скажи, в каком есть 20-летний вратарь?». Я был так недоволен, что добивался аренды. Я мечтал уйти, но меня никто не хотел. Я должен был остаться и позже все же получил шанс ровно на три игры.
Я так нервничал, что мы проиграли со счетом 1:2. Мне пришлось читать в прессе типичные вещи. А в запасе осталось всего две игры. В начале следующей нам поставили пенальти. Я взял его. Вскоре Андре Онана стал основным и зажигал с «Аяксом» в ЛЧ. Все это было невероятно!
И вот тот самый Онана забанен за прием препаратов. Какой-то наркоман. Все резко пропало.
Я мог бы весь день перечислять игроков и тренеров, которые помогли мне. Но все же я чувствовал себя одиноким. Я не мог ходить на игры и тренироваться с командой. Я не мог радоваться победе вместе с ребятами – хотя сыграл 60% матчей в том сезоне. Разве все это справедливо?
Закон есть закон. Но иногда я задаюсь вопросом: «Чего хотели этим добиться? Им нравится заставлять человека страдать?».
***
Позже Онана развил тему в интервью The Guardian: «Футбол – это не про человечность. Невероятно: 40 миллиграммов могут разрушать карьеры.
Я – просто цифра. УЕФА не рассматривает конкретный случай.
Если я куплю бутылку воды, а потом окажется, что в нее было что-то подмешано, то это только моя ответственность. А если ты случайно кого-то задавишь, сидя за рулем, что закон скажет тебе?
При желании тебя точно накажут. Даже за простую человеческую ошибку».
Фото: globallookpress.com/Jasper Ruhe
Ведь для этого на них выемку делают
Я если честно с ним согласен в том что нужно каждый случай рассматривать отдельно, но и нужно понимать что если не дисквалифицировать - все будут говорить одно и тоже