5 мин.

РФПЛ – куда ушёл телезритель

В советский период (начало перестройки) более 25 млн жителей РСФСР периодически наблюдали трансляции союзного футбольного первенства. Понятно, что в 90-е годы было не до футбола, но в новом веке, вместе с возобновлением регулярных трансляций, стало восстанавливаться и внимание к национальному чемпионату.  

С начала нулевых до пикового интереса в 2008 году общая ТВ-аудитория Премьер-Лиги (число тех, кто вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет, хотя бы изредка смотрит трансляции игр или обзоры туров) выросла на 20% и составила 15 млн человек.  

Но затем стал преобладать обратный процесс. В 2010 году общая ТВ-аудитория равнялось уже 12,5 млн, а в 2011 году опустилась до рекордно низкой отметки в 9,5 млн россиян. Всего за несколько лет ТВ-торсиду Премьер-Лиги покинули 5,5 млн человек, или 37% её численности. Весьма ощутимая потеря, если учесть что размер аудитории внутреннего футбола во всем мире имеет существенную инертность.  

Отношение 15 млн поклонников РФПЛ к чемпионату России в 2011 г.  55% – периодически, но с разной частотой, смотрели трансляции и (или) обзоры туров РФПЛ преимущественно на условно бесплатных каналах "Россия 2", "100 ТВ" и "Спорт Плюс".  5% – относительно регулярно смотрели трансляции и (или) обзоры туров РФПЛ преимущественно на платном канале "Наш футбол" (все операторы доставки сигнала).  2% – Относительно регулярно смотрели трансляции и (или) видео-обзоры игр РФПЛ преимущественно в Интернете (официальные и нелегальные ресурсы).  1% – относительно регулярно смотрели матчи РФПЛ преимущественно на стадионах и в спортбарах.  37% – перестали смотреть российскую Премьер-Лигу по причине отсутствия такой возможности или утраты интереса к ней.

ВО ВСЁМ ВИНОВАТ ТОЛЬКО ПЕРВЫЙ КАНАЛ?  

Существенная часть болельщиков перестали наблюдать российское первенство по банальной причине прекращения трансляций на Первом канале (лишь он и "Россия 1" максимально охватывают жителей страны), в то время как техническая или финансовая возможность доступа к другим источникам ("Россия 2", "Наш футбол" "Спорт Плюс", высокоскоростной Интернет) отсутствовала.  Хотя и число болельщиков, кому наш чемпионат стал просто неинтересен, тоже немаленькое.

Причём это происходит на фоне того, что практически во всех футбольных державах Европы прямо противоположенный тренд. Даже в Великобритании, где интерес к английской премьер-лиге и так зашкаливает, за последние три-четыре сезона внутренняя аудитория возросла ещё на 15-20%.  Число тех, кто стал платить за просмотр нашего футбола ("НТВ-Плюс" и ретрансляции у других операторов) всё ещё остаётся незначительным, и по сравнению со стартовым показателем в сезоне-2007 существенного изменение не претерпело.

А несколько дополнительных процентных пунктов это скорее не прибавка, а констатация провала предложенного подхода.  Вся Интернет-аудитория РФПЛ (кто хотя бы изредка вне зависимости от ресурсов смотрит ретрансляции в сети) в несколько раз превышает количество тех, кто делает это постоянно. Но в целом этот сегмент пока далёк от доминирующей роли, хотя динамика в последние год-два впечатляющая. В основном сейчас его наполняют молодые люди крупных и продвинутых городов.    

Практически не меняется абсолютное число болельщиков, предпочитающих смотреть чемпионат России на стадионах и в спортбарах. Более того, наметился их определённый отток из мест коллективного ТВ-боления, в том числе и по причине всё большей доступности Интернета.

НЕТ КУМИРОВ – НЕТ ИНТЕРЕСА?  

Максимальная потеря поклонников Премьер-Лиги произошла в среде жителей малых городов и сельской местности. В этом сегменте сокращение болельщиков достигло 71%. В то время как в крупных и средних городах оно составило 15%.  Почти на 60% снизилось число желающих наблюдать Премьер-Лигу на Урале и восточнее. В европейской части страны относительный отток аудитории вдвое меньше.  

Примечательно, что совокупный интерес к чемпионату России в регионах, где есть команды Премьер-Лиги, изменился незначительно. А вот в остальных губерниях в целом он обвалился почти на 70%. Раньше футбольная провинция практически поголовно болела за популярные московские клубы, но сейчас число поклонников этих команд, а значит и интерес к самому чемпионату, там заметно сократились. Не компенсирует этих потерь и некоторое увеличение региональных почитателей "Зенита" (в абсолютном исчислении пока уступают не только "Спартаку", но и ЦСКА).  

В возрастных диапазонах самое большое снижение интереса к национальному первенству (минус 42%) произошло в стане болельщиков 10-17 лет и 35-59 лет. А самыми стойкими поклонниками нашего футбола оказались болельщики в возрасте 18-34 года (снижение в этом сегменте – 33%). Ветераны телеболения (60 лет и старше) сократили свои ряды на 38%.

МЕНЬШЕ СМОТРЯТ – БОЛЬШЕ ДОХОДЫ?  

В 2006 году суммарное количество телепросмотров нашего чемпионата по всем источникам набрало 445 млн человеко-матчей. В 2008 году это значение было равно 380 млн, а в 2011-м (за 30 туров) опустилось до 210 млн. Таким образом, за пять лет суммарные телепросмотры РФПЛ снизились на 53%, что заметно превышает снижение собственно размера аудитории (37%).  Что касается другой важной характеристики активности болельщиков, зрителей центральных игр тура, то динамика следующая.

В 2003 году средняя отечественная ТВ-аудитория центральных игр тура составляла 5,5 млн зрителей. В сезонах 2006-2008 годов аналогичный усреднённый показатель был равен 7,5 млн. В 2010 году центральные игры, вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет, в среднем собирали у экранов уже 5 млн, а в 2011-м – лишь 3 млн человек.  

Для сравнения, матчи "Реал" – "Барселона", как правило, собирают у экранов более 20 млн испанцев, общее число которых почти в три раза меньше россиян. Сравнение неадекватно? Рассмотрим пример поближе – на Украине, население которой соизмеримо с Испанией, некоторые недавние поединки между "Динамо" и "Шахтёром" смотрели более 10 млн местных жителей. А как с топ-играми у нас?  

Рекорд Премьер-Лиги в XXI веке составляет 14 млн российских телезрителей ("Спартак" – ЦСКА, Суперкубок-2006). В 2010 году максимальное значение для одной трансляции равнялось уже 8,5 млн чел. ("Зенит" – "Спартак"), а в 2011-м – менее 7 млн чел. ("Спартак" – "Зенит").

 Что может означать падение активности любителей футбола при просмотре трансляций? Рыночное уменьшение доходов – реальным рекламодателям нужны контакты с аудиторией, а они сокращаются.

 Но мы развиваемся в другой системе координат – вопреки логике контрактная стоимость телеправ РФПЛ растёт, а не убывает. Поэтому и отношение к ТВ-аудитории, как и зрителям на трибунах, в лучшем случае безразличное. Ведь сейчас их численность фактически не влияет на доходы лиги и бюджеты клубов.