В Беларуси провели увлекательный эксперимент – на протяжении сезона футбольным клубом управляли болельщики
Весной этого года белорусский НФК «Крумкачы» (в переводе с белорусского на русский – «вороны») затеял увлекательный эксперимент: продал своим болельщикам возможность управлять клубом. И чуть было с их помощью не вышел в элитный дивизион.
Кто такие «Крумкачы»?
Первое упоминание о «Крумкачах» относится к 2011 году, когда команда с таким названием участвовала в минских соревнованиях по футболу в формате 7х7 и 8х8. В 2014 году «Крумкачы» стали юридическим лицом и подали заявку на участие в чемпионате страны по футболу во второй лиге. Сама идея стать профессиональным клубом пришла Денису Шунто, Владиславу Майоровскому и Василию Глезову совершенно случайно. Денис вернулся из отпуска на Ямайке и вместе с друзьями в пабе за кружкой пиво дали старт настоящему явлению на постсоветском пространстве. Каждый занимался своим делом – Денис владел основной долей акций клуба и вел дела, Владислав решал организационные моменты, Василий, владевший туристическим бизнесом, отвечал за выезды и предоставление автобуса. Брат Дениса Антон Шунто занимался набором игроков. Команду собирали с миру по нитке или по человеку с рынка. Те, кто остался на задворках футбола, но имели серьезные амбиции попасть в большую игру – были в деле. За несколько лет клуб проделал путь от любителей до высшей лиги, где обыгрывал топовые БАТЭ, минское «Динамо» и солигорский «Шахтер». Клуб быстро завоевал любовь болельщиков и стал воистину народной командой, на которую принято ходить семьей. И все было похоже на сказку, вот только друзья немного не рассчитали свои силы. С успехами команды появлялись и новые траты, на которые не хватало собственного кошелька и идей. Пошли долги. В итоге в феврале-марте 2018 года перед началом нового чемпионата страны Белорусская федерация футбола отказала клубу в принятии заявки для прохождения лицензирования, ссылаясь на проваленный дедлайн по предоставлению документов. Последовавшие за этим апелляции и обращение в арбитражный комитет не были удовлетворены, и команда не смогла заявиться на участие в чемпионатах высшей и первой лиг.
Непосредственно после окончательного решения арбитражного комитета группа болельщиков команды за короткий срок оформила новое юридическое лицо — «НФК Крумкачы». Позже была подана заявка для участия в чемпионате второй лиги сезона 2018 года, которую клуб сходу выиграл. В итоге это стала команда болельщиков и для болельщиков. Две попытки выйти в элиту из первой лиги не увенчались успехом и перед новым сезоном учредителями клуба было принято решение де-факто оправдать титул «народная команда»: получить дополнительное финансирование от болельщиков в обмен на полномочия. В виде инструмента для решения поставленной задачи был подписан договор с новой инновационной платформой Sportexclub.
Что это за платформа Sportexclub?
Судя по описанию в мануале компании, Sportexclub – система, основанная на современном подходе к взаимодействию спортивных организаций со своей аудиторией, позволяющая привлекать финансирование в обмен на полномочия. Проще говоря, платформа, где болельщики путем голосования принимают решения, которые клуб дает им на откуп. В своем манифесте основатели Sportexclub пишут, что «в 2020 году мир потрясла волна COVID-19. Практически все спортивные чемпионаты в 2020-м были завершены досрочно. Пандемию пережили далеко не все. Лишившись возможности заработка и не имея альтернативной возможности финансовых поступлений, многие клубы попросту исчезли. Но именно в эти дни большой спорт укрепил мнение о колоссальной важности болельщиков. О том, что именно они зачастую и есть клуб, его истинное будущее. Оставшись с пустыми трибунами, мы вспомнили для кого действительно создана игра и кто ее главный герой. Вспомнили то, о чем начали забывать.
Именно с этой целью нашей компанией и задумана платформа, которая позволит болельщикам не только поддержать любимый клуб, но и получить возможность стать его важным партнером и другом».
В итоге платформа Sportexclub привлекает для клуба инвестиции и аудиторию, а среди ее основателей значатся экс-футболист «Милана» и сборной Беларуси Виталий Кутузов, известный по работе заместителем управляющего директора Высшей хоккейной лиги (ВХЛ) и креативным продюсером спортивных трансляций Матч ТВ Николай Карпович, а также белорусский предприниматель Евгений Кохно.
Сколько стоило и как происходило управление?
«Крумкачы» и Sportexclub придумали очень интересный вариант реализации сезонных абонементов. К сезону 2021 года клуб продавал карты владельца. Их было четыре вида и у каждого обладателя свой статус с различным количеством «виртуальных акций» и набором возможностей на платформе. Таким образом, обладатель абонемента с самым низким статусом «Игрок» получал всего за 5 долларов одну «виртуальную акцию» и возможность посетить на выбор любой домашний матч клуба, доступ ко всему медиаконтенту платформы, а также участвовать в выборе генерального директора, главного тренера, тренерского штаба, состава администрации клуба, дизайна игровой формы и многого другого.
Покупатели абонемента со статусом «Тренер» за 25 долларов, помимо пяти «виртуальных акций» и абонемента на все домашние игры сезона, дополнительно получали возможность влиять на выбор тактической схемы на игру, заявки игроков на матч, определять стартовый состав. Среди преимуществ статуса «Директор» (15 «виртуальных акций») за 75 долларов значилась возможность участвовать в покупке и продаже футболистов, обсуждать суммы их контрактов, определять премиальные и утверждать бюджет. И, наконец, «Совладелец» за 500 долларов (100 «виртуальных акций») получал привилегию из офлайн плюшек: персональное кресло на стадионе, приглашение на заседания Попечительского совета и особые мероприятия клуба, возможность провести день с командой и поучаствовать в тренировочном процессе.
Что касается управления, то оно происходило на платформе путем голосования пользователей, где в ход вступали «виртуальные акции» - игровой контент, являющийся составной частью абонемента. Сила голоса была пропорциональна количеству имеющихся у пользователя «виртуальных акций».
«Крумкачы» отдали на откуп болельщиков максимально возможный опцион по управлению клубом: от выбора цвета игровой формы на матч до определения стартового состава. Правда, с одним условием – в руках клуба осталось 20% голосов. Пуская в ход свои голоса, клуб мог обозначить позицию по тому или иному вопросу. Если голосование не принципиально для клуба, то он попросту не участвовал в конкретном опросе.
И что, болельщики действительно определяли стартовый состав?
Да, именно так. Но при этом главный тренер имел возможность заявить болельщикам о своих предпочтениях и провести так называемую «защиту».
Игровая неделя на платформе была разбита на четыре этапа. На первом пользователи могли выбрать одну из двадцати технико-тактических схем на игру. Перед этим действом главный тренер в видеообращении анализировал будущего соперника и заявлял схему, которая, на его взгляд, предпочтительна в ближайшем противостоянии. Перед пользователем появлялся выбор в виде кнопок «поддержать» и «предложить». Соответственно, они могли согласиться с тренером или отдать предпочтение другой расстановке. Та схема, которая собрала больше «виртуальных акций», становилась основной для грядущего матча.
На втором этапе болельщики определяли заявку на матч. Главный тренер мог защитить одиннадцать футболистов, чье место в составе на игру было непоколебимо. При этом главком должен был при своем выборе учитывать нормы регламента относительно обязательного наличия в составе двух игроков не старше 2000 года рождения. Пользователи, в свою очередь, доукомплектовывали заявку семью футболистами.
На третьем этапе, за сутки до матча, обладатели «виртуальных акций» участвовали в выборе стартового состава. Главный тренер называл свой вариант одиннадцати избранных, после чего пользователи вновь могли с ним согласиться или предложить свою стартовую обойму. Как показала практика, учитывая высокую лояльность болельщиков к тренеру, состав в течение сезона лишь трижды не совпадал с мнением рулевого.
И, наконец, четвертый этап начинался сразу после финального свистка арбитра. Болельщики выставляли футболистам и главному тренеру оценки, которые после принимались во внимание руководством клуба при распределении премиальных за игру.
Какие еще решения принимали болельщики?
Помимо так называемых «матчевых голосований», которые работали на платформе на протяжении всего сезона, клуб подготовил мощный интерактив с пользователями по ряду вопросов. Например, болельщики выбирали цвета футболок, в которых предстояло сыграть. Решали, как отправлять команду на выездной матч в Новополоцк (поездом, автобусом, в день игры или накануне). Определяли, кому из игроков нужно покинуть команду, а кого клубу из предложенных вариантов стоит прикупить. Оценивали работу клуба в трансферное окно и определяли, с кем стоит продлить контракт. Участвовали в выборе рациона для команды и в определении наказания для игроков после проигрыша в двухсторонке. И это далеко не весь перечень голосований, в которых болельщики «Крумкачоў» приняли участие в ходе сезона.
Что еще получили болельщики?
Все матчи клуба транслировались на стриминговом сервисе платформы с прямыми включениями из раздевалки до, в перерыве и после игры. Также на платформе готовили множество уникального медиаконтнета на любой вкус: от стримов тренировок и тренерских разборов до аналитических материалов и развлекательных сюжетов.
Если пользователь самостоятельно не мог продавить решение, то имел возможность создать сообщество, объединенное для реализации и продвижения совместных идей по функционированию и развитию клуба – коалицию. Каждый создатель коалиции должен будет представить свою программу и предложить вектор развития клуба. В итоге болельщики «Крумкачоў» создали три коалиции по интересам. Интересно, что две из них противостояли тренерским решениям.
Для общения пользователей на платформе, помимо уже банальных комментариев для новостей, форума и чатов создан персональный мессенджер – сервис обратной связи между пользователем и представителями клуба: от рядового работника до генерального директора.
Остается добавить, что с платформой сотрудничали топовые белорусские комментаторы и блогеры, а при участии клуба выпускалась программа о внутренней жизни клуба «А Саша выйдет?». Блогер Александр Ивулин подписал контракт с «Крумкачамi» и показывал в выпусках своего Youtube-канал все клубное закулисье до тех пор, пока не стал узником совести.
Что получил клуб?
Клуб привлек дополнительные финансовые средства, количество проданных абонементов увеличилось в 7 раз, при этом их стоимость увеличилась в два раза.
«Горячая аудитория» клуба расширилась на 150%, а средняя посещаемость на домашних матчах клуба выросла в 4 раза в сравнении с предыдущим сезоном. Продажа атрибутики выросла в 2 раза, а аудитория в Telegram – на 210%. На выездные игры команды стало выезжать наибольшее количество болельщиков в лиге.
Что показал эксперимент?
Эксперимент показал, что даже в условиях белорусской первой лиги можно зарабатывать, а при наличии большой болельщицкой аудитории – зарабатывать много. Понятно, что далеко не все клубы позволят своим поклонником погрузиться настолько глубоко в управление клубом и допустить их до выбора состава на игру, но опыт «Крумкачоў» дал понимание, что коммуникация со своей аудиторией и привлечение финансовых средств в клуб сейчас может ограничиваться не просто банальным общением в соцсетях или краудфандингом. Отныне болельщик может не просто купить атрибутику и помочь любимой команде, а почувствовать себя настоящим участником большой игры. А клуб – объединить всю свою аудиторию от России до Австралии на одной площадке и монетизировать ее.
Какие перспективы такого подхода к работе клуба с болельщиками?
Насколько мы поняли из презентации Sportexclub, компания идет к токенизации спортивных организаций. А именно, будет использовать разработанное ими программное обеспечение для удаленного управления клубом. Технология блокчейн обеспечит масштабируемость операций, а также позволит создать прозрачную и поддающуюся проверке систему голосований для всех участников платформы. Далее последует выпуск токена и присвоение ему ценности (зависит от того, какие полномочия конкретный клуб передаст болельщикам). Последующая продажа токена болельщикам привлечет инвестиции в клуб, а его вывод на криптобиржу даст возможность заработать уже самим болельщикам.
Может это шанс для «Спартака»?
Помните, в 2016 году инициативная группа болельщиков московского «Спартака» запустила проект «Стань Акционером «Спартака». Переживая неудачи клуба, болельщики приняли решение провести «Народное IPO Спартак-Москва». В результате объединения тысяч болельщиков планировалось выкупить контрольный пакет акций клуба. Получив места в совете директоров, фанаты надеялись проводить согласованную игровую и кадровую политику. Однако до сих пор идея так и не осуществилась, хотя болельщики клуба неоднократно высказывали свои желания управлять народным клубом. Интересно, что в свое время их намерения поддержал и владелец «Спартака» Леонид Федун. Функционер пообещал поклонникам команды, что к 2023 году контрольный пакет акций «Спартака» передадут в некоммерческую организацию, а ее членами будут все болельщики клуба, которые смогут «определять дизайн формы, трансферную политику — влиять на все, что угодно».
2023 год уже близко. Как думаете, сделает ли Федун «Спартак» действительно народным и видите ли вы перспективу в управлении футбольным клубом подобным образом?
И ещё... Клуб-соперник может пустить конкурента под откос, скупив большинство акций перед дерби. Важно продумать защиту. Но, повторюсь, проект интригующий. Будет интересно посмотреть как этот сервис заработает в большом клубе. В том же Спартаке