4 мин.

НИКИТА ПОПОВ – 13.np

«Еще столько всего не сделано, что уж говорить о какой-то эстетической составляющей…» – фотограф Никита Попов о работе в «Рубине», эстетике кадра и будущем спортивных фотографов в России

https://www.instagram.com/13.np/

Снимать футбол – моя сильная сторона, а главное,  снимать его в том формате, который я нашел для себя. Остальное нравится мне меньше, даже хоккей, который я люблю. По объективным причинам это менее фотогеничный спорт: одинаковые площадки, тело больше закрыто защитой, видно меньше эмоций и так далее. Хоккейные клубные фотографы снимают много лет подряд, их терпение удивляет, потому что картинка на 99% одинаковая.

В футболе нет с этим проблем, у тебя как у фотографа есть разные стадионы, разная погода. У нас в России только один стадион, где все время лето, – «Газпром Арена», а на других – снег, дождь, они большие, маленькие, так что на разнообразие в этом плане грех жаловаться.

https://www.instagram.com/13.np/
https://www.instagram.com/13.np/

Футбол становится все более маргинальным, закрытым, он теряет популярность. Ему нужно перестроиться в целом, быть более ориентированным на публику, клубам – стать более открытыми.  

В плане фото нужно находить талантливых ребят, и лучше всего  момент, когда им 16–17 лет, когда они начинают заниматься фотографией и зарабатывать первые деньги. Они есть, просто им не дают шансов, и они уходят в какие-то другие сферы, где намного больше свободы.

Сейчас есть Instagram, ты можешь пойти снимать друзей, загрузить это себе на страницу, потом показать миру, отправить в какой-то модный журнал, и тебя уже возьмут. Сейчас есть куча всяких компаний, продакшенов.  Но ведь у нас есть юношеская футбольная лига, пусть она объявит творческий конкурс, например на монтажера, на фотографа. Таким образом, подростки, которые только школу оканчивают, начинают фотографировать, смогли бы попасть в спортивную среду, например в футбол.  

https://www.instagram.com/13.np/
https://www.instagram.com/13.np/

Я как-то ездил на пару недель в Испанию, общался там с фотографами на разных стадионах. Должен сказать, что там все намного вперед ушло... Я пробовал несколько лет назад быть персональным фотографом, ездить по России, снимать игрока, продавать ему фотографии договариваться, что я езжу к нему на матчи. У меня в принципе это не получилось! Пара человек только мне помогли с билетами, с логистикой.

 А в Испании многие ребята так делают. Например, из Бразилии приехал друг Марсело, ездит по всей Испании, снимает всех бразильцев, у всех в Instagram красивые фотографии.  Я находил потом этих фотографов, смотрел, какой там в целом средний уровень фотографий. Они все у нас были бы ТОПами, да и вообще они сильно впереди по среде, по кадрам. Об этом можно судить по отношению к делу. Я, например, люблю приходить заранее,  часа за два. Но я пришел за 2,5 часа – а там уже 20 человек. У нас за 2,5 часа – я не знаю, что будет, наверно, скажут: «Еще закрыто». В АПЛ, я думаю, еще строже, еще круче.

https://www.instagram.com/13.np/
https://www.instagram.com/13.np/

В отношении к прессе важно учитывать много факторов, футбольных и нефутбольных, медийных и немедийных. В целом у нас закрытый мир, потому что  люди боятся осуждения. Какие-то две крайности всегда: либо тебя любят, либо тебя ненавидят. Даже если удачно складывается карьера, футболисты закрываются. У них появляются PR-агенты, которые работают не на то, чтобы показать и сделать, а наоборот, чтобы ничего не было. Неважно, даже и хорошего пусть не будет, главное, чтобы тишина была. Это первый момент, своеобразная внутренняя ментальность.

За рубежом если ты известный игрок и ведешь Instagram, то получаешь рекламные контракты и в результате получаешь выгоду. Какая-то понятная схема, для чего это, зачем это, если не для личного.

 У нас, в России, это не совсем работает, к тому же у футболистов спорная репутация, к сожалению. Вся эта ситуация приводит к тому, люди не знают имен наших спортсменов. Подойди, спроси на улице, у прохожих в парке: «Каких футболистов вы знаете?» Список этих фамилий будет очень коротким.