«Лейпциг» устал от футбола Рангника и позвал Тедеско. Он не был первым выбором, но период в «Спартаке» помог
Наряду с отказами других кандидатов.
Бывший тренер «Спартака» Доменико Тедеско теперь будет рулить флагманским клубом империи «Ред Булл». Он заменил недавно уволенного Джесси Марша, который не продержался в «Лейпциге» и половины сезона. Дебют Тедеско – уже в субботнем матче против менхенгладбахской «Боруссии».
Назначение Тедеско во многом историческое для «Лейпцига». Во-первых, это первый случай за шесть лет клуба в элите, когда он меняет тренера посреди чемпионата. У всех предшественников Доменико в «РБ» была возможность провести полноценные предсезонные сборы. Во-вторых, Тедеско – первый тренер «Лейпцига» за долгие годы, которого нельзя назвать учеником школы архитектора футбольных «Ред Булл» Ральфа Рангника (Нагельсманн – особая история, об этом еще поговорим).
У Тедеско были варианты и до «Лейпцига». А в «РБ» его взяли после отказов Шмидта и Аморима
За два года Тедеско в России о нем не забыли на родине. Его имя многократно связывали с вылетевшим во вторую Бундеслигу «Шальке», но не только. Когда «Вольфсбург» уволил Ван Боммела, Доменико был в числе кандидатов на замену. А самый свежий и предметный слух был связан с берлинской «Гертой». Но Тедеско не спешил и ждал более интересных проектов. Поэтому интерес из соседних стран от венского «Рапида» и льежского «Стандарда» тоже остался на уровне разговоров.
Для «РБ» Тедеско не был приоритетным кандидатом. Сначала клуб обратился к Рогеру Шмидту из ПСВ, а затем к Рубену Амориму из «Спортинга», пишет инсайдер Фабрицио Романо. Но оба тренера отказались уходить из своих клубов до конца сезона, а «Лейпциг» не хотел ждать. Тедеско шел в шорт-листе под номером три, его большим преимуществом был статус безработного – никаких переговоров с другими клубами, никаких неустоек.
«На рынке тренеров сейчас не так уж много опций», – отметил эксперт телеканала Sky и экс-футболист сборной Германии Дитмар Хаманн.
В Германии поражаются многоязычности Тедеско и записывают в плюс два года в «Спартаке»
Нельзя сказать, что Тедеско позвали от безысходности. В шорт-лист «Лейпцига» его забросило не только отсутствие работодателя. Доменико все еще неправдоподобно молод (36 лет) и знает столько языков, что немецкие медиа уже сбились со счета (Süddeutsche Zeitung пишет про пять, Sky – про семь).
«Это огромное преимущество, когда тренер может разговаривать без переводчика с парнями, которые еще не выучили немецкий. Я видел это в «Шальке». Во время командных собраний он по два-три раза переключался между языками. Игрокам это очень нравилось», – говорит спортивный директор «Шальке» в 2016-2019 годах Кристиан Хайдель (до этого и сейчас – на той же должности в «Майнце»), который дал путь в тренерскую профессию не только Тедеско, но и молодым Юргену Клоппу и Томасу Тухелю.
Хайдель вообще стал главным защитником Тедеско после назначения в «Лейпциг», отлично отрекомендовав его в эфире Sky: «Я редко видел столь помешанного, как он, – в хорошем смысле этого слова. Он приходит на работу в семь утра и уходит ночью. Он перфекционист, ему до всего есть дело. Крайне важно и то, что в человеческом плане у него тоже все на 100%: очень верный, открытый и эмоциональный человек».
В конце концов, у Тедеско очень приличное резюме. Учился на тренера на одном курсе с Нагельсманном и при этом закончил с лучшей оценкой (правда, Юлиану в конце учебы уже доверили «Хоффенхайм», что его слегка отвлекало), затем спас от вылета из второй Бундеслиги «Эрцгебирге», привел «Шальке» к вице-чемпионству. И как сейчас уже очевидно, последующие проблемы гельзенкирхенцев были не в Тедеско, которого уволили на второй сезон после отличного первого.
Период в «Спартаке» в Германии тоже отмечают со знаком плюс. Если в «Шальке» Доменико запомнили по выстраиванию основательной обороны, то в России он попрактиковался в совсем другом футболе. Süddeutsche Zeitung отмечает, что его «Спартак» владел мячом больше всех в РПЛ (это не совсем так, в прошлом сезоне «Спартак» по владению уступил «Краснодару», а в позапрошлом был пятым – Sports.ru). Репортер Sky Филипп Хинце тоже говорит о новых гранях мастерства тренера, которые он показал в России: «Он может выигрывать по-разному – более «грязно», ориентируясь на результат, но и красиво, как показал в «Спартаке».
Не факт, что немецкие журналисты действительно смотрели много матчей московского клуба при Тедеско, но фоновое впечатление у них (и у всей Германии) осталось явно положительное.
В «Лейпциге», впрочем, перед Тедеско очень сложная задача – клуб оказался в непростом положении.
Нагельсманн перестроил «Лейпциг» подобно «Ливерпулю» Клоппа, а Марш не смог откатиться обратно к редбулльному стилю
Предшественник Тедеско Джесси Марш оказался в «Лейпциге» в ловушке. Ему достался «Ред Булл» с непривычными настройками.
Долго клуб существовал в выстроенной Рангником парадигме ценностей. Все команды «Ред Булл», включая главную, играли в схожем стиле: интенсивный зонный прессинг, вертикальность при переходе в атаку, 10 секунд на доставку мяча к чужой штрафной, 8 – для отбора при контрпрессинге. Как правило, и в прессинге, и в вертикальности особый упор делали на насыщение центральной зоны. Главные формации для реализации этих принципов – 4-2-2-2 и 4-4-2 ромб.
Важная часть этого пути не только постоянное назначение тренеров, которые знают систему и умеют строить такой футбол, но и подбор футболистов. «Лейпциг» не покупал игроков старше 27 лет и делал упор на тех, кто обладает физическими данными для игры в описанном стиле. Такая селекция предполагала не только покупку лучших из подходящих, но и отказ от некоторых хороших, но не соответствующих стилю игроков.
На ранних этапах карьеры в «Хоффенхайме» Юлиан Нагельсманн развивался под влиянием идей Рангника, но его мастерство вскоре вышло за эти рамки, приглашение в «Лейпциг» стало исключением. Клуб понимал, что приход Нагельсманна – уникальное событие (заполучил одного из ярчайших тренерских талантов поколения) и позволял ему действовать шире, чем стандартному тренеру из системы.
«Если хочешь быть хорошим тренером, тебе обязательно нужно смотреть «Ливерпуль». Мне очень нравится, как развился «Ливерпуль» – особенно в плане владения мячом и вариативности. А ведь в первые два сезона при Юргене Клоппе команда была явно заточена на контратаки и создание моментов именно таким образом. Сейчас в «Лейпциге» мы проходим через похожую трансформацию – расширяем диапазон инструментов, чтобы не полагаться только на прессинг и контратаки», – раскрывал детали Нагельсманн.
Летом Нагельсманн ушел в «Баварию» (захватив с собой Дайо Упамекано и Марселя Забитцера). Клуб оказался у развилки. Первый путь – откат к жизни в модели Рангника. Второй – попытка найти копию Нагельсманна и продолжить его более гибкий проект.
Выбрали Джесси Марша – стопроцентного человека из системы; бывшего тренера «Зальцбурга» и «Нью-Йорка». Выбор первого пути на уровне идеи был очевидным. При этом полной последовательности не было. Рангника уже больше года нет в клубе. Заложенный вектор сохраняется, но, кажется, селекция уже не заточена таким явным образом на его модель.
Часть состава уже не подходит под шаблон. Не вписывался в него и главный летний трансфер – Андре Силва. В удобной системе со ставкой на навесы он может быть очень силен, но в классическом РБ-стиле с прессингом и вертикальной игрой не лучше Юссуфа Поульсена.
Маршу пришлось много экспериментировать. Футболисты оказались просто не готовы возвращаться к упрощенным и более прямолинейным принципам догматика истинно редбулльного футбола. «Мы привыкли к такому футболу (с контролем мяча), и в играх были эпизоды, когда мы инстинктивно к нему возвращались и делали все не так, как хотел тренер», – признавался вратарь Петер Гулашчи.
Постепенно Джесси выяснил, что оптимальный способ использования этого гибридного состава – тройка защитников (3-4-3 или 3-4-1-2). Это совсем не те схемы, в которых он привык работать, но нужно было адаптироваться под игроков.
Несмотря на необходимость экспериментировать, «Лейпциг» не был так плох, как кажется из таблицы. Без мяча были проблемы, но в атаке все было в порядке. Работала вертикальность, определенные плоды давали качества игроков, под которых адаптировался Марш. Не хватало реализации: по xG у «Лейпцига» 2-я после «Баварии» атака, по касаниям в штрафной и точным передачам в убойную зону клуб тоже 2-й.
В «Лейпциге» теперь рулит Оливер Минцлафф. Он настроен увести клуб от философии Рангника и назначил Тедеско за его гибкость (проявилась в «Спартаке»)
Пришедший на смену Марша Тедеско не похож на немецкую классику. В интервью в качестве повлиявших на него тренеров выделял сначала Антонио Конте, потом Марчелло Липпи. В «Спартаке» проявил гибкость, построив минимум три весьма разные команды. Классно оперирует в рамках схемы с тройкой защитников.
Тактическая гибкость вообще одно из главных достоинств Тедеско. При выборе тактики и стиля игры он ориентируется на состав, а не на готовую систему. «Он умеет подстраиваться под команду. Он будет отсматривать матчи «Лейпцига» за много последних месяцев, изучит состав вдоль и поперек, а после подумает, какой тип футбола подходит тем игрокам, которые есть в его распоряжении», – говорит Кристиан Хайдель.
О своих принципах работы сам Тедеско рассказывал в интервью Sports.ru на второй год в «Спартаке»: «В двухнедельную паузу между чемпионатами мы проанализировали игры прошлого сезона, особенно финишного отрезка. Тогда тренерский штаб пришел к тому, что «Спартак» должен больше владеть мячом. Мы чувствовали это – и по пониманию футболистами принципов нашей игры, и по их индивидуальным качествам».
Даже когда журналист Goal напрямую спросил немецкого тренера, какой футбол нравится лично ему, то получил самый гибкий ответ в мире: «Мне кажется, что любой футбол прекрасен. Возьмем «Атлетико» Мадрид. Команда Диего Симеоне не славится контролем мяча, но слаженность действий и страсть игроков «Атлетико» для меня столь же привлекательны, как и манера игры «Баварии» или «Ливерпуля». Конечно же, мне нравилась и «Барселона» Пепа Гвардиолы. Но решающие вопросы всегда звучат так: какие игроки у меня есть? В чем их сильные стороны? И как я смогу раскрыть их лучше всего?»
В самую помешанную (в хорошем смысле) на единой системе футбольную пирамиду приходит тренер, которого можно назвать противоположностью всяческим догмам. Это кажется попыткой вернуться в летнюю развилку и выбрать гибкость вместо тренера из структуры «РБ» – найти новую версию Нагельсманна. В долгосрочной перспективе назначение Тедеско может вызвать сдвиги во всей футбольной империи Дитриха Матешица.
Рулит этим процессом исполнительный директор «Лейпцига» Оливер Минцлафф. Еще пару лет назад он был лишь одним из руководителей скорее второго плана (хотя в «Лейпциге» еще с 2014 года), а теперь фактически в одиночку принимает ключевые решения в спортивном блоке. Рангник покинул систему «Ред Булл» летом 2020-го, футбольный советник Дитриха Матешица Жерар Улье умер в конце того же года, а в мае 2021-го из «Лейпцига» в «Айнтрахт» ушел спортивный директор Маркус Креше.
Минцлаффа уже критикуют за непоследовательность из-за метаний между попыткой вернуть лейпцигский клуб к заводским настройкам после апдейта имени Нагельсманна или продолжить дело Юлиана.
Но после неудачи отличника школы Рангника Марша Минцлафф (который неподходящими трансферами сам отчасти подставил американца), судя по всему, уже бесповоротно настроен искать новые пути развития проекта. Это объясняет, почему немецкий клуб даже не заглядывался на казалось бы очевидную кандидатуру Маттиаса Яйссле, который только что впервые в истории вывел «Зальцбург» в плей-офф Лиги чемпионов.
Вместо этого в новую эпоху, когда футболисты «РБ» уже не хотят играть по-старому, клуб поведет Тедеско. Для Доменико «Лейпциг» – челлендж. Такого ресурса в его распоряжении еще не было.
В идеальном сценарии его гибкость поможет команде стать более обычной и менее закованной в философию Рангника. Насколько это хорошо в долгосрочном плане – спорный вопрос. Но прямо сейчас это кажется логичным.
Понравился текст? Не забудьте поставить плюс и подписаться на этот блог. «Европейский Паровоз» – в Telegram / Instagram / Twitter
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов; globallookpress.com/Elmar Kremser/SVEN SIMON, imago sportfotodienst, Sebastian Gollnow/dpa, Tim Groothuis/augenklick; Gettyimages.ru/Matthias Kern/Bongarts; instagram.com/RBLeipzig
Удачи Доменико!
Нагельсман - ошибка (как ни странно), у Лейпцига есть амбиции, а ты не можешь построить серьёзный клуб, если твой ключевой сотрудник в любой момент скажет "у меня оффер от Баварии, отпустите" - так в итоге и вышло, тренер оказался не "свой", двух лет не прошло - начинай сначала
именно этот фактор ключевой, а не приверженность вертикальному, горизонтальному или какому-нибудь другому стилю
Рангник - допустил эту ошибку и поставил крест на перспективах Марко Розе, который (в теории) сильней связан с Лейпцигом и не сбежит (он из Лейпцига родом вообще говоря, тут играл и тренировал), за это Рангника максимально аккуратно и по-корпоративному попросили на выход
Марш - возвращение к идеологии "нам нужен свой", предыдущие места работы - Зальцбург, ассистент в Лейпциге и РБ Нью-Йорк, не взошло
Тедеско - контракт на полтора сезона, фактически замещать в этом и потом останется однолетний, у Ред Булла всегда будут варианты с тренерами из своей системы (Зальцбург и Лиферинг в помощь, и вообще в БЛ штук шесть тренеров работавших в системе РБ, в АПЛ ещё парочка - селекция в этом плане работает), ближайший вариант - Яйсле, но у него опыта - полгода в Лиферинге да полгода в Зальцбурге, рано, надо время, а тут Тедеско удачно согласился на недлинный контракт
и да, Нагельсман заявил что "с децтва за Баварию" через год и восемь месяцев работы ... как-то быстро ростер оказался не приспособлен к возвращению в вертикальный футбол, не находите? так что про тезисы автора статьи про "селекцию под конкретный стиль" слушайте но делите пополам
ну, это просто чтоб вы знали как строят команду в Лейпциге, почему Рангник оказался в Локомотиве, зачем Марша поднимали из фарма и так далее
Во первых как он и пишет, главным кандидатом на замену Марша был Рогер Шмидт - самый, что ни на есть последователь Рангника из системы ред булла. Ну да ладно.
Во вторых Лейпциг уже при Нагельсманне давно ушёл от Рангниковской идеи тотального прессинга. Нагельсманн был куда прагматичнее и играл уже в футбол ориентированный на владение, а не на прессинг и быстрые розыгрыши. Он команду перевёл на трёх защитников и массивный центр, что Марш пытался повернуть обратно, да и вся схема уже давно не отвечает идеям Рангника.
Со свободными тренерами сейчас действительно проблема и выбрали самого прагматичного из тех, кто доступен. С Рангником никакой связи нет, как Лукомский не хотел бы его притянуть, где надо и не надо.