«Брентфорд» не поменяет форму на следующий сезон: экономит деньги фанатов и возвращается к старым принципам
Пример для других.
«Брентфорд» – один из самых дерзких новичков Премьер-лиги. Уже обыграли «Арсенал» и сыграли вничью с «Ливерпулем», а их ауты опаснее угловых «Манчестер Юнайтед».
За пределами поля клуб тоже шумит – на днях объявили, что в следующем сезоне сыграют в той же форме.
О причинах рассказал исполнительный директор Джон Варни:
«Полагаем, футбол в следующем сезоне будет по карману нашим фанатам [после решения не выпускать новую форму]. И мы знаем о необходимости сделать футбол более экологичным. Поэтому когда мы в клубе обсудили эту идею, то все ее поддержали.
Да, для клубов АПЛ это нетипично – оставлять форму на два сезона, но наши фанаты сказали нам, что будут благодарны за эту возможность сэкономить. В этом сезоне наши доходы от телеправ и рекламы сильно превзошли поступления от продаж продукции. Поэтому мы посчитали, что сейчас лучшее время попробовать что-то новое – особенно, если это не повлияет на наши доходы.
Все наши формы в этом сезоне востребованы, но домашняя – особенно популярна. Мы дозаказывали ее дополнительно после выхода в Премьер-лигу, сейчас у нас есть запасы перед Рождеством. Решение оставить домашний комплект на следующий сезон сделает форму более доступной, сократит время доставки для тех, кто захочет ее купить. Ведь футболка будет актуальна и после этого сезона.
Мы считаем, что это и правильный шаг для помощи природе. Мы продлим цикл жизни формы, что позволит сократить выбросы от ее производства. Мы работаем с Umbro над тем, чтобы изготовление нашей формы было максимально экологичным. Это маленький шаг, но и он может помочь.
Я знаю, что некоторые фанаты любят получать три новых комплекта формы каждый сезон – и сейчас озабочены ограниченным выбором. Анонс новой футболки – волнительное событие для наших фанатов, мы заботимся, как фанаты реагируют на новые комплекты.
Для тех, кто захочет приобрести новую футболку, мы подготовили новые выездной и третий комплект на сезон-2022/23. Надеемся, что дизайн этой формы понравится фанатам: выездная особенно понравится тем, кто помнит 80-е и ранние 90-е, а третий – очень футуристичный».
А еще «Брентфорд» красиво подал акцию: домашняя форма, в которой команда сыграла первый сезон в Премьер-лиге, дарит приятные воспоминания, почему бы их не продлить?
Фанаты в восторге, хотя у лондонцев и так одна из самых дешевых форм в АПЛ (реплика стоит 49 фунтов, дешевле только у «Бернли» – 45).
Болельщики ставят «Брентфорд» в пример другим клубам Премьер-лиги, ведь ежегодно покупать футболку за 70 фунтов (реплика топ-клуба) или вообще за 125 фунтов (аутентичная топ-клуба) – не самое дешевое развлечение.
20 лет назад английские клубы подписались обновлять форму раз в два сезона
Но на самом деле эта война длится не первый год. В конце XX века лейбористское правительство создало Football Task Force – орган для финансового мониторинга футбола, одна из функций которого – следить, чтобы клубы не слишком обдирали болельщиков. Правда, инструментов влияния почти не было, хотя попытки влиять были.
В 2000 году Football Task Force рекомендовала обновлять домашнюю форму раз в два сезона, эту инициативу даже прописали в хартии Премьер-лиги, но слово «рекомендация» обесценило идею. Ее игнорировали почти с самого начала – «Тоттенхэм» выпускал форму каждый год с 2004-го, «МЮ» присоединился с 2006-го.
Но некоторые все же прислушались. Например, «Арсенал» стабильно выпускал домашнюю форму раз два сезона (гостевые обновлялись в таком же графике). Исключение – сезон-2005/06, в котором прощались с «Хайбери».
Поворотным моментом стал сезон-2010/11. Все 20 клубов Премьер-лиги перед стартом чемпионата выпустили новую домашнюю форму – это случилось впервые с 1993 года. В среднем реплика стоила 40 фунтов.
И это возмутило фанатов. Представитель ассоциации болельщиков Стив Пауэлл тогда разгромил поведение клубов.
«Клубы игнорируют добровольное соглашение, которое подписали с фанатами и правительством 10 лет назад, – жаловался фанат в беседе с The Guardian. – Оно просто не работает.
Мнение фанатов в клубах никому не интересно. Нас скорее воспринимают как дойных коров – из нас хотят вытянуть каждый пенни. Если все так и продолжится, команды отдалятся от болельщиков. В какой-то момент последует реакция».
С тех пор клубы окончательно забили на идею с 2000-го, некоторые выпускают за сезон аж по четыре новых комплекта.
Сейчас «Брентфорд» своим примером призывает вернуться к принципам хартии. Когда, если не в это непростое время?
Вот все формы АПЛ этого сезона. Чтобы купить их все, нужно целое состояние
Фото: Gettyimages.ru/Tony Marshall, Eddie Keogh
А так-то логический смысл скупать футболки каждый год есть только в том, чтобы или свою коллекцию сделать или потом продать с наваром лет через 15 или больше.
Хотя, скоро биоразлагаемые футболки делать начнут. Побегал годик - и всё. Если в шкаф положить - рассыпется. )