Силовой беспредел – это наша система. Хачатурянц и Дюков не смогут ее сломать
Круговая порука.
Пока одних фанатов ЦСКА третий час удерживали на стадионе после финального свистка, а других автобусами свозили в ОВД (всего забрали 408 человек), в интернете требовали заявлений клуба и лиги. А я вспоминал, как собирал эмоции пострадавших от полиции из Ростова и Питера.
Летом 2019-го на юге России ОМОН без причины напал на болельщиков «Спартака» прямо под трибунами. «Оборачиваюсь: сзади в толпу со спины влетает ОМОН с дубинками и начинает всех валить. Просто по беспределу. Люди стоят с детьми, а ОМОН – наотмашь с дубинками. Если кто-то падает, ОМОНовец подбегает и электрошокером еще бьет», – рассказывали мне очевидцы.
Весной 2021-го на севере-западе России ОМОН без разбора запихивал болельщиков «Локо» в автобусы и увозил в неизвестном направлении – как оказалось, до разных станций метро. Выбора у людей не было, даже если на матч они приехали на машине, о социальной дистанции тоже никто не заботился. «История с автобусами происходит в Питере всегда. Все одинаково: нас сгребают без объяснений, куда везут и чего хотят», – говорили фаны «Локо» о питерском гостеприимстве.
Случаев бездумного вмешательства полиции в футбол за последние годы было даже больше, в том числе в этом сезоне. Каждый раз в интернете требовали реакции от лиги, а когда она появлялась (что-то вроде «Мы будем следить за развитием событий»), излишнюю травоядность объясняли слабостью Сергея Прядкина.
Казалось, все изменится, как только у лиги появится новый президент.
Появился.
«Запросили отчет у органов, утром они его предоставят. Они действовали по ситуации угрозы жизни и здоровью граждан, поэтому так жестко. Сейчас органы разбираются с классом файеров и дымовых завес. Плюс есть проблема с камерами», – заявил ночью Ашот Хачатурянц.
За долгую реакцию (первые объяснения прилетели спустя три часа после окончания матча) и невнятные отговорки лигу снова критикуют, но, делая это, забывают о базовых ценностях.
Предлагаю их вспомнить:
– в правовом государстве людей нельзя держать три часа на морозе, запрещая сходить в туалет;
– в правовом государстве 400 человек нельзя задержать без объяснения причин;
– в правовом государстве отпечатки пальцев нельзя требовать у людей, которым не предъявлено уголовное обвинение или которым суд не назначил административный арест;
– в правовом государстве нельзя выписать 51 протокол об административном правонарушении, если единственное доказательство – камеры – не работали;
– в правовом государстве журналистам нельзя мешать при выполнении профессионального задания.
В России все это – можно.
А мы ждали заявление лиги, будто оно на что-то повлияет.
Давайте честно: если бы ЦСКА, лига или лично Хачатурянц среагировали на два часа раньше и осудили действия силовиков, ОМОН действовал бы по-другому?
Нет.
Потому что в России легализован силовой беспредел.
Мне очень хочется верить, что я ошибаюсь, 90-е – в прошлом, а перегибы остались только на местах. Но реальность показывает, что все сложнее.
В стране, где участковый с криками «Я здесь власть» бьет женщину на глазах детей в ее собственной квартире, где швабры засовывают в задний проход на 75 сантиметров, где изнасиловать могут в кабинете стражей закона в 10 километрах от Кремля, – в рандом уже не веришь.
Когда беззаконие пронизывает всю страну, сделать футбол островом свободы невозможно. Как невозможно сделать его финансово независимым, когда экономика застряла где-то между Панамой и Малайзией (по ВВП на душу населения).
В такой ситуации Хачатурянц и даже Дюков превращаются в наблюдателей, которые или принимают правила игры, проводя косметический ремонт, или вылетают с теплых мест (например, из «Газпром нефти»).
Я верю, что оба искренне болеют за российский футбол, видят проблемы и хотят сделать его лучше. Но каждый раз здравые идеи разбиваются о суровую реальность системы.
Напомню:
– летом 2020-го клубы РПЛ проголосовали за лимит «10+15» в заявке. После этого, по информации Sports.ru, Александр Дюков донес до них информацию: сверху утвердили только «8+17», поэтому ближайший сезон пройдет по этой схеме;
– летом 2021-го Дюков заговорил уже о полной отмене лимита, но реформу отложили после легендарной фразы Владимира Путина: «Еще 20 лет не сыграем на Олимпиаде, если одни иностранцы будут»;
– осенью 2021-го Ашот Хачатурянц объяснил, что лига, на которую он ориентируется, – АПЛ: «Это то, к чему мы хотели бы прийти. Не только с точки зрения финансового успеха, но и с точки зрения зрелищности, интенсивности футбола». И одновременно заявил о скором введении Fan ID – системы, которая наоборот отдалит наш футбол от Британии. Причем даже не стал скрывать, чья это идея: «Вы знаете, это инициатива правительства. Это уже решенный вопрос. Бессмысленно обсуждать, нравится мне или нет».
Обезопасить болельщиков от дубинок и привозов в ОВД на первый взгляд проще, чем отменить лимит. В ближайшие дни Хачатурянц и Дюков наверняка этим займутся: проведут консультации и получат гарантии, что больше такого не повторится.
Обещания генералов и политиков, конечно, не сработают.
Там, где издевательства полиции почти узаконены, систему сломает только ее архитектор.
Фото: ; t.me/kryseva; пресс-служба УФСБ по Красноярскому краю; РИА Новости/Алексей Майшев, Михаил Климентьев; instagram.com/kyn4