Мы посмотрели сериал Amazon о «Баварии». Получилась хорошая реклама Кана и Салихамиджича плюс экскурс в историю
Это должно было случиться. «Бавария», которую в 1990-е частенько называли ФК «Голливуд», наконец, добралась до киноэкранов. Amazon снял шестисерийный сериал о буднях немецкого гегемона. Мировая премьера «ФК «Бавария». Легенды» намечена на 8 декабря. Мы уже посмотрели сериал за вас и расскажем, кому он будет интересен, а также, что у режиссера Симона Ферхоэвена получилось, а что – не очень.
Первая серия похожа на затянувшийся трейлер. История преодоления за минуту и рекордный сезон «Баварии» в перемотке
«Чтобы раз за разом забираться на вершину, часто нужно быть неприятным. Но кому нравится тот, кто всегда побеждает? Ну, если честно?», – говорит Томас Мюллер в первой серии. И это одна из сложностей, с которой пришлось работать авторам сериала. Рассказать увлекательную историю о команде, которая с обезличенным упорством робота громит всех подряд – сторителлинг со звездочкой. И начало похоже то ли на перемотку «предыдущих серий», то ли на затянувшийся трейлер. Развивается все стремительно, но длится 47 минут.
Традиционная для спортивного кино история преодоления в первой серии «ФК «Бавария». Легенды» реализована буквально в течение пары минут. Вот мюнхенцы проигрывают во Франкфурте 2:5 и увольняют Нико Ковача. Приходит Ханси Флик, и уже через несколько секунд победа над дортмундской «Боруссией». А через четыре минуты «Бавария» уже берет первый трофей, Кубок Германии. И это еще с перерывом на коронавирусную паузу!
К концу серии «Бавария» уже собрала все трофеи. Тут сложно упрекнуть режиссера – во-первых, такова реальность. Во-вторых, работа над сериалом началась только после ковидной паузы. Но все же за взятым темпом теряется важность достижения (до «Баварии» только «Барселона» брала все шесть трофеев за год), а зрителю в конце концов все равно, когда именно операторы получили доступ к команде – оценивается итоговый результат.
Мы видим нарезки опасных моментов из ключевых матчей сезона-2019/20 с комментариями футболистов, но даже финал Лиги чемпионов пролетает в сериале так быстро, что остается чувство поверхностности. В общем, если для вас важна в сериале первая серия, которая должна затягивать, то в случае с «ФК «Бавария». Легенды» вы, скорее всего, будете разочарованы. Но есть и хорошие новости: дальше будет заметно лучше.
Сериал дает взглянуть на человеческое лицо «Баварии». Не прорыв в век инстаграма, но заставляет не раз улыбнуться
Начиная со второй серии, мы уже не просто идем по календарю «Баварии»-2020/21, но и вместе с оператором заглядываем на тренировки и в раздевалку команды. Наблюдаем, как звезды мирового футбола подкалывают друг друга и дурачатся, слышим тонны шуток Томаса Мюллера, спортивного директора Хасана Салихамиджича и других. Особенно искрит «Браззо» на мартовской игре с «Дортмундом». Когда Эрлинг Холанд уже к 9-й минуте делает счет 0:2, Салихамиджич, который смотрит матч со скамейки запасных, говорит менеджеру команды Кэтлин Крюгер: «Холанд – просто машина. Завтра наберу его агенту!». «Но сначала, пожалуйста, отправь его к парикмахеру», – не теряется Крюгер. К перерыву Левандовски своим дублем уже сравнивает счет.
Салихамиджич продолжает веселиться и устраивает смолл-ток с Робертом в раздевалке:
– Еще два, и я буду доволен!
– Еще пожелания?
– Да нет, двух будет достаточно.
«Бавария» и правда добавила еще два и выиграла 4:2. У Левандовского хет-трик, еще один гол забил Горетцка.
В сериале немало деталей, которые в ином случае мы вряд ли бы увидели. Например, как Ханси Флик с тихим, но явным недовольством реагирует на вручение премии лучшему тренеру по версии ФИФА не ему, а Юргену Клоппу – и это после победы с «Баварией» во всех турнирах.
Или как Мюллер радостно смеется, когда ВАР отменяет гол «РБ Лейпцига» в ворота «Хоффенхайма», благодаря чему «Бавария» еще на шаг приближается к чемпионству (вспоминаем его слова о том, что «нужно быть неприятным», чтобы постоянно побеждать).
Мы заходим в одинокую раздевалку с Альфонсо Дэвисом после красной на 12-й минуте против «Штутгарта» и наблюдаем, как постепенно меняется его настроение, когда партнеры вдесятером громят соперника 4:0. Видим, как Эрнандес, Коман, Павар, Толиссо и почему-то Хави Мартинес смотрят трансляцию объявления состава сборной Франции на Евро-2020 и празднуют, когда Дидье Дешам называет-таки имя Толиссо (по остальным было заранее понятно). Или как на выезд в Майнц в конце сезона сотрудники клуба привозят ящики с пивом для празднования чемпионства, а после поражения 1:2 забирают их обратно.
И, конечно, присутствуем в раздевалке «Баварии» в тот момент, когда Флик сообщает о решении уйти из клуба, а также при первой речи Нагельсманна перед командой.
Пожалуй, все это не поражает в век соцсетей, когда в инстаграм или на ютуб выкладывают и победные танцы, и огненные мотивационные речи из раздевалок. Но все же это дает лучше почувствовать атмосферу в клубе и сделать футбольных миллионеров более осязаемыми.
Еще больше человечности «Баварии», ее отдельным игрокам и руководителям придают интервью с историями их становления. Левандовски рассказывает о близких отношениях с отцом, который умер, когда Роберту было 16. Кан говорит о депрессии, которая накрыла его в конце 1990-х: «Когда не можешь подняться по лестнице домой, то начинаешь задумываться. И понимаешь, куда может привести это стремление быть все лучше, все сильнее. И еще лучше. И еще… И все равно быть недовольным». А Салихамиджич вспоминает про детство в 10 километрах от линии фронта войны в Югославии, когда отец объяснял ему, 15-летнему подростку, где в доме спрятаны автомат Калашникова и пистолет.
Об истории «Баварии» рассказывают ее творцы. Это мощный плюс
К сильным сторонам сериала можно отнести и исторические вставки, органично вплетенные в повествование об актуальных событиях. С точки зрения сегодняшнего статуса «Баварии» особенно интересно вспомнить вместе с авторами сериала, что в начале 1960-х клуб не попал в число основателей Бундеслиги – в отличие от «Мюнхена-1860», куда сразу сбежали многие футболисты баварцев, чтобы попробовать себя в едином чемпионате. Тогда «Бавария» набрала им на смену талантливую молодежь по всей стране. Среди тех игроков были Зепп Майер, Франц Беккенбауэр и другие. Они заложили фундамент успехов мюнхенцев.
Помогает в этом рассказе то, что клубом руководят его бывшие футболисты. Через фигуры Ули Хенесса и Карла-Хайнца Румменигге описано становление «Баварии» как экономически успешного клуба и международного бренда. Через Кана и Салихамиджича – успехи и неудачи клуба на стыке веков: то самое поражение от «МЮ» в финале Лиги чемпионов, победа в ЛЧ двумя сезонами позже, период ФК «Голливуд». «Так много альфа-самцов, разных характеров в одном месте, пожалуй, больше не было нигде», – с довольной улыбкой вспоминает Кан.
Конечно же, сериал проводит нас и через эпизоды из истории посвежее: проигранный домашний финал ЛЧ с «Челси» (забивший тогда Мюллер, несмотря на поражение, говорит: «Это был, возможно, самый крутой момент в моей карьере») и требл на следующий сезон.
Все это словами героев «Баварии» разных лет – Юппа Хайнкеса, Франца Беккенбауэра, Лотара Маттеуса, Бастиана Швайнштайгера, Франка Рибери, Пепа Гвардиолы и других. В итоге получился вполне увлекательный экскурс в историю, равномерно распределенный по всем сериям.
Сериал обошел большинство проблемных тем «Баварии» и получился слишком стерильным
Главный минус сериала – его стерильность. Самые скандальные или просто острые темы в нем остались недораскрытыми. В рассказе об Ули Хенессе вскользь упоминается суд над ним и тюремный срок, но без подробностей – за что и как.
Прощание с Давидом Алабой, Джеромом Боатенгом и Хави Мартинесом – одна из тем последней серии, но объяснение, почему они уходят (особенно Алаба, которого все называют одним из лидеров в раздевалке), остается на уровне официальных пресс-релизов. Хотя ток на этот счет ощущается. Например, Нойер на командном собрании в своей речи полушутя бросает Салихамиджичу: «Вы знаете, что некоторые важные личности покинут наш клуб. В «Баварии» никогда не говори никогда, правда, Браззо?».
Еще обостреннее это противоречие в случае с Фликом. На протяжении нескольких серий зритель наблюдает, как растет напряжение в раздевалке и как нервно Ханси отвечает на вопросы о своем будущем. А на прощании с командой говорит, что он уже «на исходе». Но в чем причина и откуда такое состояние у успешного тренера, становится понятно разве что из фразы Румменигге: «Хасан получил тренера (Юлиана Нагельсманна – Sports.ru), которого он хотел, и теперь важно, чтобы они сработались. Это важный урок, который он выучил с Ханси. Теперь у него начинается все заново с Нагельсманном». Все внутриклубные конфликты и темные пятна проступают между строк, но если и не замалчиваются, то уж точно не проговариваются.
Режиссер Симон Ферхоэвен защищается, но в то же время подтверждает это: «На некоторых кадрах из раздевалки видно царящее напряжение». Он объясняет: «Нельзя заставить Ханси Флика согласиться на включенную камеру в любой ситуации. Нам было важно выстроить доверие с игроками и руководителями. Мы не хотели ничего разнюхивать».
Так или иначе, в итоге «Бавария» показана в сериале такой, какой хотела бы выглядеть. А самое монументальное впечатление в этой документалке производит новый большой босс «Баварии» – Оливер Кан, сменивший летом Румменигге на посту гендиректора. Бывший вратарь постоянно появляется в кадре с разумными и логичными комментариями о клубе, его прошлом и будущем.
Кан презентует себя модернизированным симбиозом Ули и Калле в одном лице. Он неоднократно повторяет: «Мы вступаем в десятилетие, в котором предстоит много изменений. Мир не стоит на месте, и футбол тоже». И он – главный визионер клуба, который ведет его в новую эру. «Конечно, «Бавария» должна стать более концерноподобной, в то же время оставаясь футбольным клубом. В этом большой вызов», – продолжает Кан.
Даже говоря о бывших руководителях, между строк он говорит и о себе тоже: «Ули Хенесс рано понял, о чем речь в этой игре – в том числе о развлечении. Вдохновлять людей, рассказывать им истории, которые их захватят». Вот и Кан, похоже, понял, что в 21 веке развлекать людей нужно новыми способами. Например, сериалом на Amazon.
Ферхоэвен подтвердил в интервью Sport1, что именно Кан, по сути, дал зеленый свет сериалу: «Перед принятием финального решения у меня была встреча с Салихамиджичем, Каном, Румменигге и Йоргом Ваккером (член правления «Баварии» – Sports.ru). Там прозвучала такая фраза: «Камера в раздевалке? Такого у нас еще не было». А потом Кан сказал: «Верно… И именно поэтому это интересно». Думаю, Кан был одним из решающих факторов, он покровительствовал этой документалке».
В итоге «Бавария» не стала ни сериальным первопроходцем (даже в Бундеслиге – на Amazon уже был сериал о «Боруссии» Дортмунд), ни лучшим образцом выхода футбола на киноэкраны. Но все равно эти шесть (или, скорее, пять) серий наверняка подарят несколько приятных мгновений тем, кому интересен мюнхенский топ-клуб.
Понравился текст? Не забудьте поставить плюс и подписаться на этот блог.
Фото: globallookpress.com/LennartPreiss/Witters GmbH
Скорее просто в Баварии ничего такого странного не происходит, все профессионалы