9 мин.

Миранчук в запасе – тяжелое решение. Он в лидерах по остроте, но нестабилен и выпадает при обороне

Подготовка к решающему матчу против Хорватии началась еще перед Кипром. Карпин еще при формировании состава учитывал сразу несколько нюансов.

Первый – возможные дисквалификации. Кудряшов и Баринов не вышли на поле (Федор даже не попал в заявку), а Фомина, Головина и Смолова заменили, когда с результатом все стало понятно.

Второй – потенциальные травмы и результаты тестов. Еще на первом сборе ютуб-канал сборной России показал видео, где Жемалетдинов и Карпин обсуждали состояние Рифата после выезда на Кипр. Полузащитник пояснил, что после игры ему было тяжело, поэтому поставил 10 баллов в опроснике по шкале усталости. Это сильно удивило Карпина: у Дивеева после двух игр стояло 4 балла, у Джикии – 8.

Но в ноябре ситуация усложнилась. Футболисты приехали в разном состоянии, поэтому Карпин сказал, что восстановление беспокоит его больше всего:

  • Джикия пропускал игру с Кипром из-за усталости и дискомфорта: «Джикия чувствовал небольшое напряжение в коленном сухожилии. Он больше всех футболистов сборной провел минут за два месяца – накопилась усталость. Думая об игре с Хорватией, рисковать не стоило», – объяснял Карпин.

  • «Если бы Дивеев против Кипра сыграл весь матч, провести 90 минут в Хорватии было бы тяжело», – продолжал тренер.

  • Ерохина и Сутормина не заменили с Кипром, несмотря на желтые карточки – в «Зените» они играют гораздо реже, поэтому чувствовали себя лучше;

  • замена Головина – результат успешно складывающегося матча. Карпин предупреждал, что штаб сборной и «Монако» считали, что Александр готов на 60 минут.

Самая сложная ситуация – у Миранчука. Вокруг Алексея много слухов про переезд из Бергамо, мало игровой практики и противоречивая игра за сборную.

Карпин готовил Миранчука к Хорватии через игру с Кипром: «Понятно, что игровой практики нет, не хватало тонуса, особенно в первом тайме. Было много необоснованных потерь. Во втором тайме, наоборот, стало получаться абсолютно все, все стало проходить.

Думаю, если он в хорошем тонусе, он способен сыграть на многих позициях в атаке. Но для этого нужен игровой тонус».

Миранчук почти не играет в этом сезоне. Возможно, дело в психологии и ожидании переезда

После назначения в сборную Карпин очень конкретно отозвался о Миранчуке: «Что Миранчук, что Головин могут принести пользу как на фланге, так и в тройке опорных полузащитников».

После матча с Финляндией на Евро (1:0) утверждение о совместимости Головина и Миранчука вызвало надежду на более интересную и стабильную игру в атаке. Казалось, что важность Алексея возрастет – при Черчесове Миранчук играл гораздо тусклее, чем в «Локо», плюс редко выходил в основе.

Но реальность оказалось иной: в этом сезоне Миранчук пока не в состоянии сверкнуть за сборную и клуб. 

Перед сентябрьским сбором Миранчук дважды выходил на замену за «Аталанту»: появился на 57-й минуте с «Торино» и на 74-й против «Болоньи» – без результативных действий.

В середине сентября возник шанс закрепиться в основе «Аталанты»: Миранчук появился в старте с «Фиорентиной», а через три дня ассистировал в Лиге чемпионов (вышел на 79-й минуте против «Вильярреала»). Но в следующем матче Гасперини заменил Миранчука уже после первого тайма.

Дальше Миранчук присел в запас – 11 матчей (включая 5 подряд вообще без выхода на поле).

У многих своя теория о происходящем.

Капелло считает, что вмешалась психология: «У него отличные игровые качества. Жаль, что он немного ленив. Миранчук – сильный игрок, но у него не получается раскрыть индивидуальные качества. Главная проблема в том, что он не всегда хорошо готов физически, медленно принимает решения на поле. Но это могут быть и проблемы с психологией».

Гасперини объяснял, что топит за стабильность и выигранную конкуренцию: «Миранчук не является ведущим игроком «Аталанты», но он может им быть. Алексей может внести вклад в успехи команды, мы работаем в этом направлении – в том, чтобы заставить его прогрессировать.

Я не могу поставить в состав 25 футболистов. Еще будет время, когда смогут сыграть те, кто не так часто попадает в состав. Это просто технический выбор, речь не идет о том, что кто-то не соответствует команде. Нам нужно быть цельной командой, с компактным ядром. Со временем будут появляться места в составе и шансы выйти на поле».

В интервью L’Eco di Bergamo Руслан Малиновский рассказывал, что Алексею тяжело из-за характера: «Миранчук – хороший парень, очень застенчивый. Вся команда ему помогает. Начинать в Италии непросто, особенно в «Аталанте». Здесь 15-16 футболистов могут играть на высоком уровне».

Вадим Шпинев, агент Миранчука, упомянул фактор Гасперини: «Играет роль тоталитарность и консерватизм опытного тренера Гасперини. У него есть свой взгляд на те или иные вещи – это его право. Мы не можем его осуждать, диктовать ему что-то, давать советы. Гасперини принимает решения.

Видение Джан Пьеро Гасперини – своеобразное, скажем так, радикальное. Прекрасно. В Серии А есть еще 19 клубов. Начнется трансферное окно, все узнаем».

На днях агент Герман Ткаченко, частично участвовавший в сделке по трансферу Миранчука в «Аталанту», рассказал, что вполне вероятен трансфер в «Милан»: «Насколько мне известно, один из главных интересантов – «Милан». Он был заинтересован и до «Аталанты», и этим летом». 

Плюс ходили слухи про «Сассуоло», «Торино» и «Дженоа». Правда, спортивный директор «Аталанты» опровергал информацию о надвигающемся трансфере или аренде.

Карпин пробовал Миранчука на трех позициях – Алексей не провел ни одного стабильного матча

Миранчук провел при Карпине пять игр:

  • 45 минут против Хорватии в роли ложной девятки;

  • 64 минуты на Кипре в качестве вингера;

  • 78 минут с Мальтой – вышел на позиции восьмерки;

  • 78 минут в Словакии – был вингером;

  • 90 минут в домашней игре с Кипром – вновь появился на правом фланге атаки.

Перед матчами в сентябре Карпин практически не уделял внимания Миранчуку. Но уже в октябре главный тренер озвучил ключевую тему – недостаток игровой практики. «Он в великолепном состоянии. Отдохнувший. Полон сил и желания. Хочет играть. По мне, лучше бы Миранчук играл не в «Аталанте» по 10 минут, а 90 минут в условной «Вероне», «Сампдории» или еще каком-то клубе. Он абсолютно не уступает по физическому состоянию остальным игрокам, а даже превосходит их. Он там тренируется против Иличича. Он даже на тренировках может улучшить себя», – говорил тренер сборной.

Карпин понимает состояние Миранчука: «Ему хочется играть больше, исходя из этого психологическое состояние не самое лучшее. Но он приезжает в сборную, тут у него огромное желание выходить на поле, никаких проблем быть не должно». По сути, доверие тренерского штаба – грамотная оценка ситуации, потому что Алексею необходимо набрать игровую форму.

Но пока некоторые матчи за сборную вызывают вопросы. Первый выход Миранчука в качестве ложной девятки закончился заменой в перерыве.

Задача Алексея в атаке – игра в глубину. Планировалось, чтобы на него выдергивались центральные защитники Хорватии, а партнеры использовали бы разрывы. Получилось мало: Миранчук из оттяжки организовал момент Захаряну, но в остальном матч не сложился (здесь виноват не только Миранчук – полноценного нападения тогда не сложилось).

В защите тоже возникали проблемы. При прессинге и позиционной обороне Миранчук играл по Брозовичу. В отдельных эпизодах Алексей накрывал Марсело, но со временем проблема становилась радикальнее – Хорватия находила способы освободить Брозовича от опеки Миранчука (в одном из таких эпизодов Гильерме, выбежав из штрафной, подчистил потенциальный выход один на один). Плюс проявились сложности в позиционной обороне – хорваты отыгрывали Миранчука на первой стадии атак, а затем раскидывали мячи по флангам. Результат – неприятная концовка с полумоментами Хорватии.

Против Мальты Миранчук отыграл 58 минут, выйдя в тройке с Бариновым и Ерохиным. Там он был активнее, чем с Хорватией, сделал несколько хороших продвигающих передач в финальной трети, пробил из отличной позиции (хотя мог продолжить левее на свободного партнера). Но основная проблема – нестабильность и брак. В игре с Мальтой у Алексея 71% точных передач, плюс были ошибки и нервозность в исполнении некоторых умных по замыслу пасов. 

Нестабильность – ключевой минус. По атакующим метрикам Миранчук – среди лидеров сборной. Он вместе с Головиным и Бакаевым – лучший по количеству созданных шансов (8, данные Opta), на первом месте по голевым моментам, созданным с игры (7), и передачам в штрафную, организовал 2 стопроцентных шанса (у Головина – 3, у Смолова – 2), создает 1,88 голевого шанса за 90 минут.

Некоторые трудности видны в передачах в финальную треть. Миранчук – с отрывом первый по количеству (85, у Кузяева – 57), но мешает просадка по точности относительно партнеров (65%, Кузяев – 72%, Сутормин – 81%, Головин – 74%, Ионов – 72%, Мостовой в последней игре – 78%). 

Матчи с Кипром – наглядный пример выключения из игр. В гостях хуже Миранчука пасовал только Ерохин (у Александра – 65%, у Алексея – 69%), при этом Алексей сделал классную передачу на Караваева пяткой и чуть не замкнул атаку, которую сам же и разогнал. 

В первом тайме домашней игры у Миранчука было 0 выигранных единоборств, много хороших по замыслу, но плохих по исполнению передач – зато он поучаствовал в первой голевой атаке (отдал на Сутормина перед прострелом на Смолова) и подкараулил ошибку защитника Кипра во втором тайме.

Поездка в Словению – качественнее. Миранчук вывел Бакаева практически один на один, был близок к аналогичному эпизоду в контратаке со Смоловым, хорошо взаимодействовал с Суторминым (освобождал ему пространство на фланге, открывался под его передачи), подал угловой, после которого забил Джикия, сделал несколько важных подборов при обороне.

***

Перед Карпиным стоял тяжелый выбор. У него есть интересный футболист – с нетривиальным мышлением, но периодически выпадающий из игры, скорее всего, не готовый на 90 минут матча, в котором придется много обороняться.

В «Лужниках» Ионов провел лучшую игру за сборную: убегал за спины, прессинговал, пахал при позиционной обороне и дорабатывал до собственной штрафной. И в итоге именно он оказался в старте на Хорватию. 

Мой телеграм/твиттер

«В 7 лет он сказал: «Вы, родители, можете уезжать. А я останусь». Открытое письмо мамы Андрея Мостового

Тренеры сборной не всегда стартовали как Карпин – например, Бышовец проиграл 6 из 6 (и на этом закончил)

Фото: REUTERS/Anton Vaganov; globallookpress.com/Alexander Kulebyakin/Global Look Press, Maksim Konstantinov/Global Look Press; East News/Massimiliano Ferraro, Nicol Campo/Sipa USA; РИА Новости/Алексей Филиппов