В Сплите живет самая безбашенная команда Европы. Она воевала с нацистами и всегда была синонимом протеста
История борьбы за выживание.
Окутанный с одной стороны Мосорскими горами, а с другой самым прозрачным морем в мире, Сплит сегодня – курортный центр всей провинции Далмация. Город, которому более 1300 лет, завлекает туристов не только Адриатическим побережьем, но и разнородным культурным наследием: половина посетителей приезжает посмотреть на дворец римского императора Диоклетиана, ставший точкой отсчета для истории самого Сплита, другая – знает эти памятники архитектуры как место съемок «Игры Престолов». Именно в подвале Дворца Дейнерис и ее драконы сожгли работорговца из Миэрина.
Сплит с высоты птичьего полета
«Хайдук» из Сплита всем знаком – многократные чемпионы Хорватии и главный противовес столичному «Динамо». Но рядом есть другой футбольный клуб, который с зарождения следовал принципу «Мы против!» – против зла, против несправедливости, против порядка. Как и поколения местных жителей, которые почти 105 лет живут по нему же. Сейчас клуб называется RNK Split (Radnički nogometni klub) – «Рабочий футбольный клуб Сплит», а вообще у него было 19 названий.
Говорить будем не про футбольные достижение хорватского клуба (играли там всегда плохо), а про удивительную борьбу маленьких людей за свою и чужую свободу.
Клуб основали юные «марангони» – специалисты по работе с деревом, дату создания сместил «Титаник»
«Мы, марангони, ученики школы мужских ремесел – основали футбольный клуб. Мы играем не только ради удовольствия, но еще и протестуя против всяческого зла. Мы долго думали, как назвать клуб. Первое, что пришло в голову – название «Анархист». Вскоре оно сократилось просто до «Анархия», – так выбор объяснял один из основателей команды Шимун Росандич.
Юные основатели «Анархии»
Полное имя клуба звучало как HRŠD «Anarh» – Хорватское Спортивное Общество Рабочих «Анархия».
«Мне показалось, что это лучший вариант названия, потому что оно содержит кое-что особенное. Что именно? Пусть все остальные ломают над этим голову!». Задор и яркие бестолковые символы были легко объяснимы возрастом основателей – совсем молодые парни, Росандичу тогда не было и 18. Автор книги о клубе Жарко Михайлевич и вовсе рассказал, что команду собрали, потому что Шимун хотел впечатлить девушку.
«У Шимуна Росандича тогда была возлюбленная Бенедета, и он сказал: «К черту, создадим футбольный клуб, и она точно обратит на меня внимание!» – говорит Михайлевич. Это был коллектив друзей, которые любили футбол и хотели быть самыми крутыми в городе. Юные парни без авторитетов и страха, дети рабочих и фермеров из бедных семей выбрали за основу идею анархизма, потому что хотели что-то изменить».
С силой любви и юности спорить бессмысленно, но с основанием «Анархии» связано удивительное совпадение. Клуб официально должны были открыть 14 апреля 1912-го. В ночь на 15 апреля в водах Атлантического океана после столкновения с айсбергом затонул лайнер «Титаник». Хорватские ребята узнали о мировой трагедии и решили считать датой рождения клуба 16-е.
Проблемы с властями начались после убийства Франца Фердинанда – пришлось менять название. А югославские националисты и полиция сожгли клубную базу
В начале 1910-х на территории современной Хорватии, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи, уже существовало серьезное недовольство текущим режимом. И хоть приверженцев Австро-Венгерского сценария насчитывалось больше, все популярнее у адриатических берегов становилась идея всеобщего южнославянского государства.
Однако хорваты мало могли повлиять на политическую ситуацию в регионе. Им оставалось только ждать.
Юные «анархисты» ни в коем случае не поддерживали Империю, поэтому узнав о смерти эрцгерцога Франца Фердинанда, сформулировали четкое послание власти.
Хорватию уже через несколько часов после инцидента охватил всеобщий мандраж, начались демонстрации и парады. Основатели «Анархии» не вывесили на базе черный флаг, отказавшись выражать соболезнования. Этого австрийским властям, устранявшим в тот момент любые попытки переворота, хватило, чтобы расформировать клуб.
Футболисты «Сплита» в 30-е годы
Уже после Первой мировой «Анархия» снова собрала команду – теперь в Королевстве Югославии. Повзрослевшие парни с новобранцами начали футбольную карьеру 16 марта 1919-го (в первом матче проиграли «Хайдуку» 0:11) и даже организовали собственный турнир. Но из-за беспорядков на одной из игр испортили отношения и с новыми властями – «Анархию» снова запретили.
Моментально после запрета лидеры создали новый клуб – Jug». Сплитского «Юга» хватило ненадолго. 22 июля 1921 в старой части Сплита произошло столкновение представителей ORJUNA – местных националистов, поддерживающих фашизм, и группы рабочих и фермеров. Многие из рабочих поддерживали идеи коммунизма. Среди них были и сплитские футболисты.
Группу националистов финансировали местные власти, поэтому она была под защитой полиции. Радикалы должны были охранять улицы Сплита от людей с неправильными идеями – коммунистов, евреев, демократов. Но рабочие из «Юга» все равно дали им бой. Однако, скрывшись с места драки, люди из ORJUNA быстро оказались у базы команды. В ту ночь сгорел весь инвентарь, документация и оборудование клуба.
Впрочем, через неделю не было уже и самого «Юга» – полиция запретила клубу любую спортивную деятельность. Неугомонные футболисты еще несколько раз пытались менять названия, создавать новые команды, но каждый раз местные власти обрывали их планы с обвинениями в антиправительственной агитации.
И лишь в 1933-м после чехарды с названиями (за этот период сменилось шесть имен) пришли к тому самому РНК «Сплит».
Члены РНК «Сплит» воевали против националистов Франко в Испании и стали частью самого эффективного сопротивления фашизму
Падкие на символы футболисты «Сплита» отыскали себе новый. Важнейшей фигурой для хорватов стал югославский революционер Броз Тито. Уже в начале 30-х «Сплит» стал поддерживать нового лидера Коммунистической партии Югославии, добавив красную звезду и серп с молотом на эмблему.
Как менялись эмблемы рабочего футбольного клуба «Сплит»
Сам Тито – не только важнейший деятель в истории Югославии, его многое связывает и с Россией. После Первой мировой Тито попал в плен к русским и больше года лечился от пневмонии в селе-острове Свияжск в Татарстане. А выздоровев и попав в трудовой лагерь в Симбирской Губернии, организовал первый футбольный матч города Ардатов – местные жители сыграли с австро-венгерскими военнопленными. И это лишь малая часть его похождений на русской земле.
Тем временем, хорватские коммунисты из Сплита не могли проигнорировать еще одно кровавое европейское сражение – в Испании началась гражданская война. Более полутора тысяч югославских добровольцев отправились на помощь испанским республиканцам, среди них были и игроки «Рабочего футбольного клуба».
Югославские добровольцы в Испании
Кровопролитная трехлетняя война закончилась поражением республиканцев – в Испании почти на 40 лет установится франкизм, а диктатор Франко сильно повлияет и на футбольную историю. Югославы же недосчитаются почти 700 братьев. Часть выживших будет этапирована во Францию, другие вернутся на родину.
В перерывах между войнами «Сплит» снова пытался играть в футбол. Самый важный матч в эти годы – игра против «Хайдука». Почти две тысячи зрителей пришли на футбол в конце мая 1941-го. Старший футбольный брат, как всегда называли «Хайдук», победил 2:1. Все это было попыткой вернуть нормальную жизнь в нереальных условиях – к тому времени Югославия уже несколько месяцев была оккупирована силами фашистской Италии и нацистской Германии.
В апреле 1941-го, когда большая часть страны вошла в номинально независимое Государство Хорватия, Сплит и регион Далмация перешли под контроль итальянцев. Но фашисты явно не были готовы к ответу – в городе началась срочная мобилизация местного сопротивления под предводительством командира Джордано Борочич-Курира.
Главнокомандующий Народно-освободительной армией Югославии Броз Тито
Так через четыре месяца после оккупации Югославии появился Первый сплитский партизанский отряд – главный ответ центральной Коммунистической партии Хорватии на вторжение чужаков. Партизан набирали среди обычных молодых парней из Сплита: рабочих, столяров, фермеров. Большинство из них и были юношами из «Анархии», «Юга», РНК «Сплита» – главного антифашистского клуба Хорватии.
Власти Муссолини даже пытались договориться с буйными политактивистами – предлагали «Сплиту» стать частью итальянской футбольной лиги. Ребята из рабочего клуба отказались. То же самое сделали футболисты гораздо более успешного «Хайдука» – и на время войны прекратили деятельность клуба.
Первый партизанский отряд – начало образования народно-освободительной армии Югославии, которую и доверили Брозу Тито.
Сплитские партизаны попали в засаду Усташского ополчения – почти весь отряд был уничтожен
В начале августа члены Первого партизанского отряда должны были покинуть город и забрать оружие с боеприпасами. Их еще весной со складов усташской милиции выкрали участники лиги коммунистической молодежи Югославии, позже спрятав. Дальнейший план – встретиться с другими отрядами из городков Солина и Синдж.
Сплитских партизан разделили на три отряда, тут и начались проблемы. Отряды путешествовали через горы и должны были снова соединиться у деревушки Мравинце, но вторая группа не явилась на место встречи, заблудившись среди скал.
Первый и Третий отряды отправились дальше в одиночку, но и эти молодые и неподготовленные парни блуждали в потемках Мосорских гор в поисках проводников к союзным отрядам. Оказалось, военные гиды просто не пришли.
Партизанский отряд очутился на пересечении Далматинского Загорья без боеприпасов и местных соратников. На местности, население которой выступало против партизанского сопротивления и находилось под опекой усташей. У партизан не оставалось выбора, кроме как разбить лагерь возле враждебной деревни Кошута.
Ультраправые усташи, установившие в Хорватии фашизм и политику геноцида сербов, полностью контролировали Далматинское Загорье. Несмотря на огромный риск, командир партизан Борочич-Курир все равно отправил нескольких солдат за помощью в деревню.
Местные жители Кошуты были членами Усташского ополчения, поэтому мгновенно открыли огонь по партизанам. В спешке парни из Сплита добрались до лагеря, но в это время их уже окружало подкрепление итальянских военных. Фашисты имели огромное преимущество по оружию, применяя в том числе минометы. Командир отряда приказал отступить под шквальным огнем – лишь еще больше смутив неопытных партизан.
Четверо рабочих погибли прямо у Кошуты, большая часть попала в плен. 25 человек отправились в подконтрольные усташам города и после суда двадцать один партизан был расстрелян, троих заключенных оправдали.
В память о погибших в 60-е установили два монумента. Первый – у деревни Кошута – 17-метровый обелиск. Его архитектор объяснял символизм бесконечной борьбой молодости за внутреннюю непорочность.
Через год откроется еще один – югославское футуристичное мемориальное сооружение в городе Синдже, где казнили партизан. Парный мемориал стал феноменом архитектуры среди послевоенных памятников Югославии.
Мемориал был разрушен во время во время войны за независимость Хорватии в 1992-м. Через 17 лет новые владельцы РНК «Сплит» восстановили его за собственные деньги.
Всего за время Второй Мировой войны погибли более 120 футболистов и сотрудников РНК «Сплита».
«Сплит» в 2010-м ворвался в элиту – и сразу взял бронзу. Но потом вылетел и обанкротился
Безусловно, главное достижение клуба – семь сезонов в высшем хорватском дивизионе. После многолетней мясорубки в низших лигах команда в 2010-м впервые с 1957-го появилась в элите.
В сезоне-2010/11 РНК вообще залетел в медали, весь сезон боролся за второе место со старшими братьями из «Хайдука» – не хватило двух очков (первое место с огромным отрывом заняло загребское «Динамо»). Так «Сплит» отправился в Лигу Европы.
Хорваты во втором квалификационном раунде уверенно прошли словенский «Домжале», дальше ждал именитый «Фулхэм» с Йоном Аарне Риисе и Клинтом Демпси в составе. В Сплите удержали нулевую ничью, но вот в Лондоне уступили 0:2.
Следующий и последний визит в еврокубки случился через три сезона – «Сплит» забрался на четвертую строчку чемпионата и гладко прошел три квалификационных раунда (по пути закрыв одесский «Черноморец»). До заветной групповой стадии оставалось совсем чуть-чуть – все решалось в противостоянии с «Торино».
Состав итальянцев был очень звездным: Камиль Глик, Фабио Квальярелла, Маттео Дармиан, Антонио Ночерино. Казалось, что маленький «Сплит» разорвут и уничтожат. Но хорваты сыграли на ноль дома, а в Италии «Торино» смог забить только раз, и то с пенальти. Так закончилось славное турне «Сплита» в еврокубках – впервые за много лет клуб путешествовал по Европе играя в футбол, а не сражаясь за свободу.
Сказочный период завершился вылетом и банкротством, поэтому сейчас «Сплит» осел в третьей по силе лиге страны, но главное – клуб наконец играет в мирное время.
«Мы назывались «Анархией», «Югом», «Арсеналом», мы были «Славией» и «Далмацией», были даже «Хайдуком». Все эти имена – история, которой мы гордимся. Но главное – мы всегда были и остаемся «Сплитом», – говорил редактор газеты Slobodna Dalmacija и давний фанат клуба Гордан Зубчич на презентации клубной книги.
«Мы прошли три войны и гордо несем имя родного города. И если про «Хайдук» говорят, что он живет вечно, то нашим девизом будет – «Сплит» никогда не умрет!»
Хорватия, которая подарила России Евро-2008. Где они сейчас?
Фото: simplesail.ru/; hr.wikipedia.org; globallookpress.com/Heritage-Images/Imagestate, imago stock&people via www.imago/www.imago-images.de; lockerroom51.com/; ; antifasisticki-vjesnik.org/; spomenikdatabase.org; creacuervos.com/; Gettyimages.ru/Alan Crowhurst/Getty Images; facebook.com/rnksplit
А клубы с богатой истории должны жить и развиваться.
С хорватами сложнее. Национальные противоречия в королевстве к 1941 дошли до точки кипения, и при своем приходе к власти усташи действительно пользовались широчайшей поддержкой населения. Но неадекватные меры управления и дикие репрессии (для хорватов были важны прежде всего те, что касались тюрьмы и расстрелов для...собственно хорватов, не поддерживавших или недостаточно поддерживавших усташей), вкупе с массовым грузом-200 с Восточного фронта планомерно снижали их популярность. В итоге к 1944 усташи не контролировали 3/4 собственного государства, окромя линии фронта, концлагерей и крупных городов (да и в самом Загребе ссались потихонечку), а на очередную резню сербской деревни выезжали огромными толпами.
Интересная ирония сучечки-Истории - в партизанах против усташей ходил не кто иной, как Франьо Туджман, в 90-е первый президент Хорватии и инициатор военных преступлений против мирного сербского населения (Карла Дель Понте при всей своей сербофобии хотела его закрыть в Гааге, но он вовремя помер от рака в 1997). Что у них в головах-хз. Балканы реально особый мир.
Уже 23 июня 1941 года Павелич попросил – чуть ли не потребовал! – Адольфа Гитлера отправить свои подразделения на Восток.
Порыв хорватов превзошел самые смелые ожидания руководства усташей. В то время как они рассчитывали не более чем на 4 тысячи новобранцев, желание воевать с Советским Союзом выразили свыше 9 тыс. человек. Из-за такого наплыва призывным комиссиям пришлось ужесточить критерии пригодности потенциальных солдат к военной службе.
В советское время активное участие хорватов в войне против Советского Союза старались не афишировать. Однако они сражались, в том числе, под Сталинградом: некоторые семьи в современной Хорватии и сегодня рассказывают о «русских приключениях» своих дедов или прадедов.
...По мере продвижения вглубь России личный состав легиона таял. Непривычных к холодной зиме солдат, как впоследствии испанцев, терзал мороз. Некоторые получали обморожения, заболевали. Замерзшие и раненые, хорваты отыгрывались на простых жителях. Тех, кто даже не смел оказать им сопротивление, выводили из изб, раздевали и убивали. Легионеры мучили население просто так – ради смеха. Систематические издевательства превратились в их главное развлечение".
К слову сказать, в плен хорватов русские солдаты действительно старались не брать, как и венгров убивали на месте. Но партия считала иначе, в лагерях этих сдавшихся палачей перевербовывали и именно они стали основой хорватских партизанских отрядов Броз Тито. Про РНК «Сплит» не знал, мужественные люди, сопротивлялись фашизму как могли.