«Зенит» переиграл «Спартак» на стандартах и использовал пространство за высокой линией их обороны. Семак = эффективность
После матча Сергей Семак заявил, что «Зенит» не стремился отдать владение сопернику: «Изначально плана отдать мяч не было. Мы забили – «Спартаку» нужно было больше атаковать. Поэтому мы уже целенаправленно отошли». Но хозяева ни до первого гола (45%), ни после него (44%) не контролировали мяч больше, чем красно-белые. Это определило характер игры и позволило «Зениту» отталкиваться от своих сильных качеств.
Семак использовал гибридную схему под «Спартак». Но травма Сантоса заставила вернуться к привычному варианту
«Зенит» против схемы 3-4-2-1 от «Спартака» оборонялся в среднем блоке с расстановкой 5-4-1. Иногда хозяева выдвигались выше и стремились прессинговать начало чужой атаки 1v1. Команда Витории старалась преодолеть давление через передачи напрямую на кого-то из атакующей тройки.
Промес, Соболев или Ларссон цеплялись за мяч и при минимальном количестве касаний отдавали на противоположный фланг в менее насыщенную зону. Это помогало продвинуть владение ближе к штрафной и искать варианты для паса уже в финальной трети. Но «Спартак» подводили ошибки в принятии решений – из-за этого первый удар из штрафной у гостей случился только на 30-й минуте.
Против активности нападающих «Спартака» Семак настроил агрессивную игру центральных защитников. Они выдвигались за ними выше и вступали в борьбу. Это делали не только Ракицкий и Ловрен в полуфлангах, но и Чистяков по ситуации. Так «Зенит» значительно усложнял сопернику возможность закрепиться на чужой половине и продвигать мяч без давления. При владении «Зенит» перестраивался на схему 4-2-3-1. Дуглас уходил в опорную зону к Барриосу, Вендел перемещался выше, а Ракицкий становился левым защитником. Из этой позиции Ярославу было намного удобнее делать длинные передачи под диагональные рывки за спину обороне «Спартака». За 13 минут до травмы Дугласа Сантоса он сделал три подобных паса на чужую половину. Игрок атаки, открывающийся под подобную передачу, изначально располагался около Джикии и диагонально двигался левее в зону между Кофрие и Рассказовым. Семак явно видел здесь перспективы для развития атаки, так как Кофрие вынужденно появился центральным в тройке в отсутствии Жиго, а Рассказов часто терял зону и выключался в нужных эпизодах на своей позиции. Именно так Азмун получил голевой момент в начале игры, а Мостовой пытался всё повторить через несколько минут, но до него мяч не дошёл.
Повреждение Дугласа Сантоса заставило хозяев отказаться от гибридной схемы. Круговой вышел на позицию левого латераля, а Ракицкий при владении оставался на позиции левого центрального защитника. Теперь «Зенит» и атаковал, и оборонялся в одной структуре 3-4-2-1 (5-4-1 без мяча).
Хозяева поставили команду Витории в сложное положение на угловых. Это значительно повлияло на исход игры
Три гола из семи «Зенит» забил со стандартов. В первом тайме Азмун оба мяча забил с угловых – лидер чемпионата старался максимально использовать все способы создания остроты впереди. Ракицкий неожиданно стал исполнителем стандартов и подавал угловые слева. При этом первый гол стал следствием розыгрыша и подачи украинца со второго темпа – после взаимодействия Клаудиньо и Вендела тот получил мяч на фланге, в то время как у «Зенита» было преимущество 5v4 в чужой штрафной. Гости сильно отвлеклись на розыгрыш и не успели вернуться, в итоге Ракицкий навесил на дальнюю штангу, где Азмун продавил Айртона.
Угловой на 36-й минуте стал голевым уже напрямую после подачи. «Спартак» оборонялся зонно-персонально. Пять игроков располагались около вратарской, два – в центре штрафной, Мозес следил за подбором, а Рассказов и Ларссон пришли накрывать розыгрыш (Клаудиньо снова открывался рядом с Ракицким). В районе 11-метровой точки «Зенит» создал ситуацию 3v2, Мостовой увёл Соболева из вратарской, момент подачи Азмун сделал рывок на ближнюю штангу к Литвинову и оформил дубль (Руслан не дотянулся до мяча, а Зобнин, опекавший Сердара изначально, не успел вступить в борьбу).
В конце тайма «Зенит» уже после подачи Клаудиньо слева снова применил похожий розыгрыш, но на этот раз Азмун остался в центре штрафной. Хозяева в той же зоне создали преимущество 3v2 – Ловрен и Чистяков растащили Зобнина и Промеса и и позволили иранцу остаться без опеки. Но подача у Клаудиньо получилась невысокой и дошла только до ближней штанги, где Мостовой боролся с Соболевым.
В этом моменте, как и в cлучае со вторым голом Азмуна, «Спартак» снова отправил двух игроков на угол поля для предотвращения розыгрыша. Кажется, противостояние Семака и Витории на стандартах решило судьбу матча. Штабу гостей словно приходилось выбирать – использовать привычную в этом сезоне структуру или мешать розыгрышу, но иметь меньше на одного человека в центре штрафной. «Спартак» при Витории чаще всего на угловых у своих ворот оставлял шесть игроков около вратарской, трое боролись на уровне 11-метровой отметки, и кто-то отвечал за подбор. Если бы Руй применял только эту структуру, то «Спартак» мог избежать преимущества «Зенита» в центре штрафной, но позволял бы более свободно разыграть стандарт.
На 20-й минуте только Ларссон был рядом с Ракицким и Клаудиньо. Рассказов пришёл помогать лишь в момент паса подающего и отвлёкся на Клаудиньо, вбегающего в штрафную, поэтому и не смог вовремя встретить Ракицкого на фланге. Вендел вытянул Мозеса и одновременно отвлёк Ларссона – швед не контролировал центрального защитника «Зенита» за спиной.
После этого «Спартак» стабильно отправлял двоих на угол поля, но одновременно с этим «Зенит» получал преимущество 3v2 в центре штрафной. Кажется, Семак поставил Виторию в очень сложное положение – ни один из вариантов не был оптимальным для гостей. Это был именно тот матч, когда стандарты значительно повлияли на исход.
«Спартак» играл с высокой линией обороны, но совсем не был готов ни в атаке, ни в переходных фазах
Во второй половине первого тайма, после гола Клаудиньо «Зенит» откатился ниже и встречал соперника на своей половине. «Спартак» атаковал с высокой линией обороны: вся тройка центральных защитников периодически располагалась на чужой половине и участвовала во владении.
Но агрессивный план в текущих реалиях гости не потянули. Команда с подобными идеями должна стабильно создавать остроту впереди и уметь справляться с передачами за спину в быстрых атаках. Не получилось ни того, ни другого. В первом тайме «Спартак» всего лишь два раза пробил из штрафной. В обоих случаях опасность пришла справа. Сначала Литвинов грамотно открылся между линиями и отдал на фланг Мозесу для навеса, а затем Руслан под давлением Вендела забросил на Ларссона в финальную треть, открылся в штрафной и пробил без опеки. Второй момент интересен тем, что «Спартак» нетипично для этого матча смог использовать недоработку игрока «Зенита» в обороне. Вендел накрывал Литвинова в средней трети, но после его паса выключился и позволил опорнику «Спартака» без давления ударить из опасной позиции. Тем не менее, стабильно находить подобные моменты не получалось из-за надёжности оборонительного блока «Зенита» и скудности собственных идей в атаке.
При этом «Спартак» плохо контролировал пространство за спиной. Тройка защитников в таком сочетании появилась на поле впервые, и недостаточная коммуникация могла привести к недопониманию почти в любой ситуации. Потеря на чужой половине или неслаженный высокий прессинг были настоящим подарком для легковесного и гибкого нападения «Зенита». Опорники «Спартака» не успевали накрывать передачи на чужую половину под рывки Азмуна, Клаудиньо или Мостового.
Это подтвердил и Семак после матча, ответив на вопрос об Азмуне в стартовом составе: «Сегодня, исходя из нашего тактического рисунка, нам было удобнее играть с Сердаром, поэтому Дзюба остался в запасе». Высокая линия обороны «Спартака» совсем не справилась с контратаками «Зенита». Витория хотел, чтобы его футболисты играли смело, но, кажется, недостаточно верно оценил возможности своего состава. У португальца возникают проблемы, схожие с мучениями Гончаренко в ЦСКА, когда тот стремился играть агрессивно и высоко встречать соперника, но не имел в составе подходящих для такого футбола центральных защитников, способных покрывать большое пространство за спинами прессингуюших игроков.
***
Очень часто столь разгромный счёт становится чередой случайностей и не отражает реального преимущества или слабости одной из команд. Но здесь – без шансов. У «Зенита» 15 ударов из штрафной, 3,72 NPxG (ожидаемые голы без учета пенальти), семь явных голевых моментов (согласно Opta). Настоящая доминация.
Скриншоты сделаны из трансляции «Матч Премьер».
Подписывайтесь на мой телеграм канал «Футбольное обозрение», где я выкладываю небольшие рецензии на актуальные события.
Текст написан для сайта «Реджиста».
Статистика взята с сайта whoscored.com
Зенит рискнул пригласить "молодого и неопытного" и ой как не прогадал.
Я прекрасно понимаю что и кто достались Сергею Богдановичу от Луческу и Манчини.
И что упрощение игры - единственный выход стабильно набирать очки с тем подбором футболистов.
В любом случае Богданович вырос как тренер.
Он стал мудрее и смелее. Особенно прибавил в матч-менеджменте как мне показалось. Трансформировать игру команды во время матча - особое искусство даже имея отличных футболистов.
Я очень надеюсь на мудрость нашего руководства и долгое сотрудничество клуба и тренера. Зенит получил стабильность и системный рост при Семаке.
И важный факт, что Семак своих игроков раскрывает. Над Оздоевым смеялись, а он стал топовым. Над Суторминым шутили, а он прилично смотрится и даже капитаном сборной стал. Круговой и Мостовой очень не плохи. Есть реальная надежда, что при Богданыче ещё больше молодых подтянется