«Отдыхай, клоун». SMM-война «Спартака» и «Зенита»: плотно рубятся в твиттере, но в тиктоке мощнее красно-белые
Собрали главные хайлайты.
15 октября «Зенит» выиграл премию Football Content Awards – ее вручают за создание футбольного интернет-контента. Питерцы забрали приз в номинации «Лучшая зарубежная команда за пределами Англии».
Среди конкурентов были «Мельбурн», «Рома», «Милан», «Интер», «Барса», сборная Италии и, внимание, «Спартак».
В жюри премии – 300 человек. В основном это медиаменеджеры клубов (есть представители АПЛ, например, «Челси» и «Лидс»), журналисты и блогеры от гигантов вроде Goal, Sky Sports, ESPN и Squawka.
В жюри был и человек из «Зенита» – Марк Боуэн, редактор международных клубных медиа.
«Действительно, один из сотрудников клуба входил в список судей, но не принимал участие в финальном голосовании. Жюри представляет больше сотни независимых экспертов – сложно представить, будто бы один человек мог повлиять на ход голосования. Победили в номинациях те, кто были сильнее, по мнению экспертного жюри и футбольных болельщиков», – объяснила Жанна Дембо, директор «Зенита» по коммуникациям.
«Зенит» стал второй командой, которая победила в этой номинации, – год назад лучшей выбрали дортмундскую «Боруссию». Премии Football Content Awards уже 9 лет, но отмечают клубы там только два года. На официальном сайте можно посмотреть победителей прошлых лет – чаще всего это блогеры и спортивные медиа.
На победу «Зенита» отреагировали в «Спартаке» – высказался руководитель новых медиа и спецпроектов Влад Стефанский:
«Мы хотим сразу отметить, что ценим вклад «Зенита» в развитие SMM в российском спорте, многие клубы годами ориентировались на работу зенитовских клубных медиа в прошлых сезонах. При этом, если говорить о сезоне-20/21, то за пределами Британии, на наш взгляд, были кандидаты, которые сильнее выступили на дистанции, и вы про них знаете».
«Зенит» и «Спартак» давно воюют в твиттере. В 2016-м с аккаунтом питерцев сражался Глушаков, в 2021-м «Зенит» троллил Зарему
В последние пару лет стычки «Зенита» и «Спартака» стали нормой – клубы часто задевают друг друга в твиттере. Фиксируем:
Август 2021-го: «Спартак» проигрывает «Бенфике» в квалификации ЛЧ, «Зенит» мгновенно реагирует и публикует два скриншота из тиктока «Спартака» – в видео клуб причисляет себя к «командам, которые сыграют в следующем сезоне ЛЧ».
Скрины сопровождает короткая подпись: «Футбол пошел не по плану».
В ответ «Спартак» вспомнил прошлогодние фэйлы «Зенита» в еврокубках и одно очко в группе ЛЧ.
«Да, мы проиграли, но вы, пожалуй, последние, кто может шутить о чужих неудачах в ЛЧ».
Июль 2021-го: сборная Италии побеждает на Евро, а «Спартак» троллит «Зенит». SMM клуба выложил вот такой мем.
«Футбол – это весело. Поблагодарите нас потом».
«Зенит» ответил счетом на табло после матча со «Спартаком» (победа 5:1) и написал: «Думаем, что Манчини лучше помнит эту игру из 2017-го».
На этом дуэль не закончилась – команды обменялись серией панчей.
Май 2021: твиттер Sports.ru выкладывает новость со словами Заремы о выходе из совета директоров «Спартака»: «Не хотелось перебивать инфоповодом прощание с Тедеско, потому что если в «Спартаке» увольняется даже уборщица, это собирает больше кликов, чем чемпионство «Зенита». В реплаи почти сразу пришел твиттер «Зенита» – скинули гифку с зайчонком, ожесточенно кликающим на мышь, с хештегом #ВернулисьКликать. Отсылка, не требующая объяснения.
Декабрь 2020-го: «Спартак» перед матчем с «Зенитом» выкладывает видео, где Андрей Ещенко вспоминает любимые фразы из фильма «Брат». Под каждую цитату, озвученную Ещенко, подобран хайлайт из матчей «Спартака».
Не обошлось без моментов с участием игроков «Зенита» – в видео есть эпизод с падением Дзюбы (сопровожден цитатой «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе») и гол Понсе «Зениту» в октябре 2020-го (сюда подобрали фразу «Любишь медок – люби и холодок»).
Разумеется, в реплаи пришел «Зенит» – на видео «Спартака» ответили 6-секундным фрагментом из «Брата», где героиня Марии Жуковой (Кэт) говорит Даниле Багрову: «А че туфту-то такую гоняешь, нормальное есть что-нибудь?»
Апрель 2020-го: твиттер «Спартака» выкладывает вопрос «Где вы сейчас сидите дома?» (кажется, самый актуальный для прошлогоднего карантина) и получает реплай от «Зенита»: «На семь мест выше вас».
«Спартак» же в ответ кинул видос с Радимовым из 2007-го. Там он после поражения от «Спартака» говорит: «Потому что «Спартак» сильнее, вот почему».
Еще один яркий эпизод противостояния, в 2016-м: 3 октября «Зенит» выложил обзор победного матча со «Спартаком» в твиттер. Подводка была предельно короткой: «Как мы убивали «Спартак».
На пост ответил Денис Глушаков – на тот момент кэп «Спартака».
«Впереди еще 10 лет игр на «Петровском», успеем отыграться. А пока держитесь там. Хорошего настроения вашему новому подрядчику».
Новое поле SMM-битвы – тикток. Там «Спартак» ярче и разнообразнее – часто троллит «Зенит» и собирает на этом миллионы просмотров
С приходом клубов в тикток стало больше возможностей изящно задеть принципиального соперника и при этом сильно расширить аудиторию. Аккаунт «Спартака» пользуется этой опцией на 200%
• 1,5 млн просмотров. Финт Джикии против Дзюбы – когда Георгий замахом убирает Артема, на экране появляется надпись «Rip Bozo» (на слэнге означает что-то вроде «Отдыхай, клоун»).
В комментах – сплошные респекты от англоязычных пользователей: «Хахахаха, люблю этого админа» (6,5к лайков), «Лучший админ в тиктоке» (4.4к лайков).
• 2.1 млн просмотров. Простой и понятный троллинг: акк «Спартака» выложил автогол Ловрена с подписью «Что за гол 🔥»
• 118к просмотров. Аккаунт «Спартака» вспомнил красочное падение Паредеса в стычке с Самедовым, добавив к моменту падения аргентинца звук томного вздоха.
• 319к просмотров. Видос, где Маслов жестко останавливает Дзюбу (он уже мелькал в ролике с Ещенко и цитатами из «Брата») под вирусный на тот момент трек Нилетто «Давай без обид».
• 55к просмотров. Тотально недооцененный хит от аккаунта «Спартака» – все тот же гол Понсе с передачи Крала (конечно же, в матче с «Зенитом»), оформленный в стиле игры, где нужно выбирать следующее действие (отдать или обвести, пробить в дальний или ближний). 221к просмотров. Помните обнимашки Ракицкого и Кержакова в штрафной? «Спартак» выложил этот момент с подписью «Мы просто играли с «Зенитом», а они решили сделать тренд из тиктока прямо во время матча…»
• 2,6 млн просмотров. Гол Зе Луиша после ошибки Лодыгина обыграли через мемную игру Rocket League (аркадная гоночная игра про футбол с максимально нереалистичной физикой). Красноречивее безумного количество просмотров только комментарий «Я хоть и фан «Зенита», но тикток «Спартака» это что-то невероятное».
• 3,8 млн просмотров. Самый вирусный панч «Спартака» против «Зенита» – выложили финт Селихова против Дзюбы (Александр убрал форварда на замахе в своей штрафной). Видос подписали так: «Какой-то бот хочет затимиться. Это ШД братик».
В чем суть: «Это ШД братик» – мем из тиктока, связанный с игрой «Бравл Старс». В роликах показывают, как что-то или кто-то крутится, но его осаждают фразой «Это шд».
Максимально виральным этот мем стал в связке с треком Моргенштерна «Номинало». А точнее, его версией, которую подняли на несколько тонов вверх. «Спартак» использовал именно эту версию (ШД + «Номинало») и сделал хит. 250к лайков и куча комментариев о гениальности аккаунта.
А что с тиктоком «Зенита»? Там тоже задевают «Спартак»?
Прецеденты есть, но их сильно меньше.
• 1.1 млн просмотров. «Зенит» выложил свои голы в матче с «Бенфикой» после того, как ей проиграл «Спартак».
• 311к просмотров. Стычка Дзюбы и Соболева под легендарный монолог из видео «Наталья морская пехота»:
Кажется, здесь преимущество все же у «Спартака». Тикток красно-белых в целом выступает максимально бодро – это касается не только подшучиваний над «Зенитом».
В декабре 2020-го «Спартак» попал в топ-5 клубов мира по взаимодействиям (лайки, комментарии, репосты) в этой соцсети. Уступили «Барсе» и «МЮ», но обогнали «Сити» и «Лестер».
В июле 2021-го красно-белые стали первыми в РПЛ, кто набрал в тиктоке миллион подписчиков. «Мы не только сделали это первыми из российских клубов, но и имеем в активе столько же подписчиков, сколько все остальные команды лиги вместе взятые», – радовался «Спартак» в инстаграме.
А в сентябре клуб стал лучшим по активности в соцсетях в РПЛ – 9,17 млн взаимодействий. «Зенит» занял второе место в рейтинге – 4,86 млн.
Первое место «Спартака» во многом обеспечено именно мощными выступлениями в тиктоке. Если сравнить главные цифры аккаунтов, преимущество «Спартака» тоже довольно весомое: у московского клуба в два раза больше подписчиков (1,6 млн против 702 тысяч у «Зенита»), а лайков – в четыре раза (11,2 млн у «Зенита» против 49,9 млн у «Спартака»).
В других соцсетях небольшое преимущество у «Зенита», но выше мы уже видели, что на общее число взаимодействий это превосходство не влияет – за счет тиктока «Спартак» выжимает в два раза больше.
В воскресенье «Спартак» снова сразится с «Зенитом» на поле, но в соцсетях они начнут биться еще до матча. И продолжат после финального свистка.
Дзюба провалил старт в РПЛ, но сейчас рвет вместе с бразильцами. Правда, в ЛЧ совсем не идет
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков
Подколы это хорошо и бывает метко, но это тупой, несмешной градус ненависти. окормляющей такую же недалекую паству обоих лагерей.
Короче, держите в курсе жизни и невероятных приключений этих креативных людей.
Добро пожаловать на sports.ru
Символично