11 мин.

«Сейчас быть в раздевалке – словно каждый день приходить на похороны». Вспоминаем коллапс Кумана в «Валенсии»

Поругался со всеми и был марионеткой президента-уголовника.

В марте Marca попросила болельщиков «Валенсии» назвать худшего тренера клуба за последние 20 лет. С 34% в опросе победил Гари Невилл, но легендарный Сантьяго Канисарес считает иначе: «Гари должны были уволить еще раньше, но многие ждали от Невилла большего. Гари изначально не соответствовал уровню проекта. Никто не сравнится с Куманом. Он – худший тренер в моей валенсийской карьере.

Куман не мог дать игрокам нужные тактические инструменты. В физической подготовке он тоже никогда не преуспевал. Он не знал основы управления раздевалкой и не был способен принимать адекватные решения. Он отстранил полсостава и еще в декабре остался с 22 игроками в заявке. Это решение не принесло «Валенсии» пользы. Куман никогда не был хорошим тренером».

Такой провал стал бы худшим сценарием для «Барселоны» и Жоана Лапорты в частности. С тех пор прошло больше 13 лет, и Куман явно что-то вынес из валенсийской истории. Несмотря на то, что ситуации сильно отличаются, некоторые моменты пугающе похожи.

Куман был фаворитом президента Хуана Солера, который очень хотел вернуть влияние в раздевалке за счет авторитета легендарного игрока

Впервые о Кумане в контексте назначения в «Валенсию» заговорили в 2006-м: тем летом Роналд только вернулся домой – после провала в «Бенфике» его подобрал ПСВ. Фанаты «Аякса», который Куман тренировал до отъезда в Португалию, были шокированы – и с тех пор многие из них не переносят Роналда.

В августе того года Куман стал главным кандидатом «Валенсии» в шорт-листе президента Солера на место Кике Санчеса Флореса, который занимал третье место в чемпионате и выводил команду в четвертьфинал Лиги чемпионов. Но Флорес не нравился руководству – он хотел контролировать трансферы и не любил, когда Солер вмешивается в его дела.

В октябре 2007-го Кике шел на четвертой строчке с отставанием в 7 очков от лидеров и проиграл три матча за девять туров – но поражение от норвежского «Русенборга» в ЛЧ показалось руководству «Валенсии» веским поводом для отставки. Официально Кике убрали за неудовлетворительные результаты, но очевидно, что президент просто избавился от неудобного для себя тренера.

«Я считаю, что работа в «Валенсии» была огромной привилегией, – говорил потом Кике. – Но на меня выпадало слишком много черновой работы: приходить на комиссию и выносить решения по поведению игроков, что касается меня косвенно, а вместе с этим и выполнять дополнительные просьбы президента. «Валенсия» – моя мечта. Я всегда готов помочь команде в трудной ситуации. Но работать там было невероятно сложно, почти невозможно».

Самая жесткая просьба президента – задвинуть стариков подальше от основного состава. Солер вообще не переносил кипера Сантьяго Канисареса, полузащитников Давида Альбельду и Мигеля Ангуло: те не боялись критиковать руководство за глупые решения. Мнение этой троицы сильно влияло на молодых игроков. 

Но особенно Солер невзлюбил Канисареса. Боясь реакции фанатов, президент вкидывал в медиа фейковые новости о продлении контракта – а сам предлагал легенде убогие условия. Канисарес отказывался, а газеты это выставляли как предательство и желание уйти из команды, которая выигрывала чемпионство с Бенитесом, но теперь оказалась в трудной ситуации.

Кике много спорил – и был уволен. Позже Солер впервые понял: на Канисареса и его компанию легче давить через главного тренера. Тогда «Валенсия» и пригласила 44-летнего Кумана: на родине Роналда считали талантом, а чемпионство с ПСВ в сезоне-06/07 привлекло внимание грандов. 

При этом Куман хотел именно в Испанию – но вместо его родной «Барселоны» пришла только «Валенсия» во главе со своим хитрым президентом. Стороны договорились за пару дней – Кумана заверили в создании нового проекта и полном доверии со стороны руководства.

«Это будет сложный путь, – заверял тренер на презентации в начале ноября 2007-го. – Нам многое предстоит изменить, но в «Валенсии» привыкли побеждать. Мы готовы на новые свершения. Президент на моей стороне, и я счастлив, что мне выпала честь. Я хочу одного – чтобы «Валенсия» выигрывала снова и снова. Я готов отдать всего себя ради этой цели. Мы все хотим этого».

Президент видел в Кумане идеального мотиватора и был убежден – игроки пойдут за легендой, а не останутся на стороне старожилов. Босс «Валенсии» забыл важнейшую деталь – Роналд Куман никогда не был покладистым и послушным.

Куман выкинул из состава лидеров – но этим только разозлил остальных. Он разругался почти со всеми игроками

Максимально точно атмосферу в той «Валенсии» описывал защитник Рауль Альбиоль: «Сейчас находиться в раздевалке команды – словно каждый день приходить на чьи-то похороны. Атмосфера точно такая же: никто не шутит и почти ничего не говорит».

Сначала Куман выполнил просьбу Солера: позвал Канисареса и Альбельду в офис и объяснил им, что в команде больше на них не рассчитывают. В раздевалке «Валенсии» никто не понял такого хода: персонал и игроки приходили к Куману и Солеру за объяснениями, но оба лишь пожали плечами и ничего не говорили.

Через неделю в черный список Кумана добавился Мигель Ангуло, затем туда вписали Карлоса Марчену и только что пришедшего из «Ливерпуля» Фернандо Морьентеса. Те, кто оказывался в списке Кумана, отстранялись от тренировок с основой, но когда прижимало, использовались тренером. Куман называл это необходимостью, пока «Валенсия» не сможет найти новых игроков. 

Куман не останавливался. Игроки активно спорили, просили тренера вернуть лидеров к тренировкам с основой. Но Роналд никого не слушал, а президент с упоением следил за действиями голландца. Только вот в нужный момент Солер сплоховал – никак не мог продать исключенных коучем футболистов: Канисарес, Альбельда и остальные каждый день виделись с Роналдом на базе. Поговорить с тренером никто не пытался.

Список продолжал пополняться: вскоре в нем оказались Давиды Сильва и Вилья, а также Альбиоль. На грани оказались Хуан Мата, вингер Висенте и защитник Мигел. Но всех их Куман благодушно простил – иначе просто некому было бы выходить на поле.

«Я не знаю всей ситуации в «Валенсии», – осторожно говорил тренер сборной Луис Арагонес. – Вилья и Сильва очень важны для нашей сборной, Альбельда – основной опорник Испании. Я не лезу во внутренние дела клуба, но очень беспокоюсь за форму игроков. Пока мне совсем ничего непонятно в этой ситуации. Она очень плачевна».

Результаты «Валенсии» становились все хуже: четвертое место сменилось на позицию возле зоны вылета. Куман не выдерживал давления – и срывался на игроках. После очередного поражения под гнев тренера попал Хоакин: Роналд оштрафовал того за 15-минутное опоздание на теорию, хотя Хоакин всего-то задержался с детьми в школе. 

За попытки объясниться тренер отправил игрока домой. Из-за этого Хоакин впал в бешенство, ведь знал, что неделю назад Роналд простил аргентинцу Эверу Банеге дорожную аварию в пьяном виде. Хоакин не переносит Кумана до сих пор:

«Это было неприятное время – ситуация в «Валенсии» ранила меня. Если бы я был на месте президента, то не стал бы нанимать его даже в качестве прислуги. Мы поговорили, но разговор длился недолго. Я не собираюсь здороваться с этим человеком. Я не злой и те, кто знаком со мной, не сомневаются в этом».

«Я бы даже руку ему не жал, – разделяет эмоции Альбельда. – Я не желаю ему ничего плохого, но и симпатии он не вызывает. Проблема не в том, как он выбирал состав или тренировал игроков. Обидно от того, как он воплощает решения. Вспомните недавнюю ситуацию с Луисом Суаресом. Поверьте, со мной тоже случилось нечто похожее».

Игроки возненавидели Кумана: тренер орал в раздевалке, однажды Иван Эльгера в слезах объяснял голландцу свои ошибки. У Роналда почти не осталось поддержки: на трибунах просили уходить, а персонал максимально избегал контактов с тренером.

Эта история сильнее всего сказалась на Альбельде – из-за тренера он не попал на Евро-2008, так как Арагонес решил не рисковать с растренированным испанцем.

«Я не знаю, кто за мной стоит, – оценивал Куман итоги своей работы в конце апреля. – Может, со мной сейчас четыре человека, а может пять, но самое важное, что они на моей стороне. Вместе мы сможем добиться результата».

Перспективная «Валенсия» Кумана играла средне. Хоакин называл ту команду цыплятами без головы

После ухода Флореса «Валенсия» перешла с 4-2-2 на любимые Куманом голландские 4-3-3 с Давидом Вильей в роли главного наконечника:

Такая перестановка не принесла успеха: «Валенсия» играла блекло и мало забивала, но пускала по пять или шесть мячей. Стиль Кумана считали прагматичным – но он хотел разобранной им же команде поставить игру в концепции Кройффа. Идея провалилась: апрельское поражение от «Атлетика» (1:5) окончательно прибило шансы голландца на успех.

«Мы играли как цыплята без головы. Куман не объяснял нам теорию на должном уровне, а сразу кидал в бой и ждал результата. Потом он орал на нас и не понимал, почему мы проиграли. Куман – очень плохой тренер во многих аспектах. Роналд был как игрок за 25 миллионов евро, который не стоил и 25 центов», – вспоминал в ноябре 2020-го Хоакин.

Тот состав «Валенсии» считался мегаперспективным: молодые Хуан Мата и Давид Сильва, топовые Давид Вилья и Хоакин, плюс купили молодого Мануэла Фернандеша из «Эвертона» и сохранили пару защитников Эльгера-Альбиоль. Ничего не мешало «Валенсии» брать трофей – но Куман упорно продолжать настаивать на своем.

Исключение – выигранный Кубок Испании. Ради него Куман даже отошел от принципов и позволял играть лидерам: не давая установок и молча в раздевалке. Так Куман хотел задобрить фанатов. Эксперимент вышел удачным – но гордость тренера не позволила команде играть так и в Ла Лиге, а тот трофей Роналд воспринял как личное поражение. 

«Мой Кубок Испании будет последним трофеем, который выиграет «Валенсия» в эти пять лет», – обещал Куман на прощание. И 21 апреля 2008-го года пути голландца и «Валенсии» наконец разошлись. Президент уволил тренера за 16-е место в чемпионате, но, возможно, не выдержал давления фанатов, которые Кумана возненавидели.

Игроки же вздохнули с облегчением. На место Роналда пришел Воро – и сразу поднял команду на 10-е место. Рауль Альбиоль назвал то время «выходом из плена», а Давид Вилья признавался – еще никогда он не был настолько рад смене главного тренера. 

«Это был не самый удачный опыт, – вспоминал Куман. – Но сейчас я не вспоминаю те времена. Мы выиграли трофей. Это главное. Работа в «Валенсии» была сложной, но я считаю, что справился с ней настолько удачно, насколько это вообще было возможно в тех тяжелейших условиях».

В 2009-м Куман вернулся в Голландию и возглавил АЗ. Но его уволили через полгода. «Валенсия» же под руководством Унаи Эмери заняла шестое место в чемпионате.

***

Важной частью истории стал президент «Валенсии» Хуан Солер. Он выражал доверие Куману – но позже сам Роналд признал, что совсем не ощущал поддержки руководства и часто боялся открыто действовать. У Солера же тоже не задалось – в 2008-м страдал от ожирения и был вынужден уйти.

Но бизнесмен не терял времени. Заработанные деньги он вкладывал в недвижимость – правда, потом разорился. А дальше попал в историю: в стиле мексиканского дельца попытался выбить необходимые сведения для начала суда через посредника, но из-за этого же посредника и попал в судебные разбирательства. 

Солер обещал отрезать человеку пальцы и отправлять их по почте его семье. В 2012-м Хуан почти сел, но смог добиться условного срока.  

В 2019-м бывший президент продолжил зажигать: попытался похитить сменившего его на посту в 2008-м Висенте Сориано. План Солера провалился из-за слива информации со стороны его же соратника. В этот раз Солер сел на три-четыре года – и вряд ли когда-нибудь вернется в футбол.

Недавно вообще всплыла новость, что президент использовал Кумана как прикрытие: Солер хотел, чтобы игроки ушли из команды из-за токсичной атмосферы, а он заработал бы на трансферах целое состояние.

Но план Солера с треском провалился.

Кризис «Барсы»: почему Кумана нужно уволить и кто может его заменить

Телеграм-канал автора

Фото: Gettyimages.ru/Jasper Juinen, Denis Doyle, Phil Cole, Vladimir Rys/Bongarts, Manuel Queimadelos Alonso; afpforum.comEast News/Imago Sport and News