32 года назад Шмаров забил культовый гол киевскому «Динамо». Так Олег Романцев впервые выиграл золото со «Спартаком»
Зимой 1989 года в «Спартаке» произошла настоящая революция. Ветераны клуба при поддержке Николая Старостина сместили с поста главного тренера непотопляемого Константина Бескова, возглавлявшего команду с 1977-го.
На его место неожиданно был назначен 35-летний Олег Романцев, который четыре сезона тренировал «Красную Пресню» (фарм-клуб «Спартака»), а в 1988-м со «Спартаком» из Орджоникидзе занял 13-е место в первой лиге. Это решение казалось авантюрным, но Романцева поддержали абсолютно все игроки, ведь с некоторыми из них он еще недавно вместе выходил на поле. Да и Старостин намекнул, что дает тренеру карт-бланш, время и право на ошибку.
Большие перемены произошли и в составе. Ринат Дасаев, лучший вратарь мира-1988, уехал в «Севилью», Вагиз Хидиятуллин – в «Тулузу», а Александр Бубнов в середине сезона отправился в парижский «Ред Стар». Романцев решил восполнить пробелы бывшими спартаковцами и привел с собой Станислава Черчесова, Василия Кулькова, Геннадия Морозова, а также футболиста «Шинника» Дмитрия Попова.
И все покатило с самого начала! «Спартак» с первого тура захватил лидерство в турнирной таблице, лишь на два игровых дня уступив первую строчку киевскому «Динамо».
15 апреля 1989 года состоялся один из ключевых матчей всего чемпионата и первый серьезный экзамен для молодого Романцева. «Спартак» приехал в Киев и вынес динамовцев 4:1 – голы Валерия Шмарова, Александра Мостового и Сергея Родионова местные болельщики до сих пор не любят вспоминать.
Красно-белых весь сезон подпирал действующий чемпион «Днепр». Кульминация борьбы за золото произошла 23 октября – за тур до конца чемпионата. Символично, что произошло это в советском класико – теперь уже «Спартак» принимал киевское «Динамо». Команде Романцева нужно было победить, чтобы оторваться от «Днепра» на непокрываемое расстояние.
Игра у хозяев не складывалась: гости первыми открыли счет, «Спартак» сравнял на 57-й минуте. Но этого было мало. Развязка случилась на последних секундах основного времени. Хозяева получили право на штрафной удар, и пока спартаковцы решали, кто будет его исполнять, Валерий Шмаров разбежался и...
Вспоминает защитник «Спартака» Геннадий Морозов: «Тогда должен был бить я. На тренировках у меня более-менее получалось. Правда, мне было немного неудобно исполнять стандарт с той точки. Мне пришлось бы бить с правой ноги. А Шмарову было легче ударить с левой. Но он пробил без спроса. Никто не знал, что Валера исполнит. Просто он сам побежал раньше меня. Я уже не стал его одергивать. Нельзя же под руку говорить. Забил. Значит, судьба такая»
Но сам автор золотого гола с Морозовым не согласен: «Гена сказал, что я пробил без спроса? На самом деле, я перед каждой тренировкой отрабатывал удары со штрафного, именно с левой ноги. И именно с этой точки. А у Гены один раз получалось из 10 или 15 попыток. Конкретно на последней минуте матча с «Динамо» с левой ноги удобнее было исполнить. Сергей Родионов признался, что у него уже нет сил и спросил, кто сможет? И вот Гена Морозов устанавливает мяч, Боря Поздняков «стенку» отодвигает. Ну а я разбегаюсь и бью. Короче, обманули мы их. Так же получается?»
Слово голкиперу киевского «Динамо» Виктору Чанову: «Мне казалось – что-то я долго лечу. В полете вижу: уже никак мяч не достаю. Лишь чиркнул по нему перчаткой. Вскоре со Шмаровым пересеклись в сборной. Предложил ему: «Вот тебе мяч, вот та самая точка. Стенка не нужна. Бей!» - «Витя, да я ж один раз из тысячи попаду...»
Впрочем, красиво забивал Валерий Шмаров нередко. В 1990-м его гол был признан программой «Футбольное обозрение» одним из лучших в сезоне.
Но это будет через год, а в 1989-м «Спартак» с молодым и малоопытным тренером достаточно сенсационно выиграл чемпионат СССР. Это последнее золото красно-белых до развала страны – в России Романцев возьмет со «Спартаком» еще восемь титулов.
А начиналось все вот так.
Еще больше олдскульного российского футбола в нашем инстаграме о футболе старой школы и Ютубе!
Там до "чирка" - добрая верста с гаком :-)
Да, были времена. Эх, были исполины...
Мальчик Костя 42 годика.