Фэйлы Рассказова не причина, а итог проблем «Спартака». Витория подготовил хороший план, но «Лестер» его расшатал
Разбираем сумасшествие в Москве.
Перед матчем с «Лестером» Руй Витория отметился двумя мощными заявлениями. Во-первых, поделился приятным предчувствием насчет победы (смело для любой тренерской пресс-конференции, а учитывая разницу между командами – вдвойне). Во-вторых, рассказал, что максимально дотошно разобрал «Лестер», поэтому готов ко всему. Эту цитату приведем полностью – она пригодится дальше в разборе:
«Мы отлично изучили соперника и хорошо подготовились к матчу. Знаем все нюансы, которые «Лестер» использует в своей игре. Речь о схеме с тремя защитниками, высоком прессинге, больших скоростях, а также о том, что игроки «Лестера» часто меняются позициями по ходу матча. Мы выставили сбалансированный состав, который готов встретить этого достойного соперника».
Витория не врет. Он и правда неплохо подготовился (были интересные наработки и под игру без мяча, и под контратаки), но по ходу матча «Лестер» адаптировался к плану португальца и обнаружил в нем уязвимость. Спойлер: «Спартак» оказался не готов к одному из элементов, на который обращал внимание Руй перед матчем.
Сначала немного о составах.
У «Спартака» было лишь одно изменение по сравнению с игрой против «Динамо». И даже оно было вынужденным. Вместо дисквалифицированного Максимилиано Кофрие позицию правого центрального защитника занял Николай Рассказов. Это слегка неожиданно (номинально Рассказов – крайний защитник), но по словам Витории состояние Кутепова и Гапонова (оба – как раз центральные) не позволяет им выходить на поле прямо сейчас.
Неожиданность от Брендана Роджерса – почти полное отсутствие ротации. В предыдущих двух турах Лиги Европы тренер «Лестера» серьезно менял состав (было 5-6 изменений), но тут ограничился всего двумя перестановками. По сравнению с победной игрой против «Манчестер Юнайтед» место в составе потеряли только Тимоти Кастань (его слева заменил молодой Люк Томас) и Джейми Варди – вместо лучшего бомбардира «Лестера» появился такой же скоростной Пэтсон Дака.
Ход Роджерса полностью оправдался – Варди получил передышку, а Дака стал главным героем матча, сделав первый покер в профессиональной карьере. Выбор Витории наоборот оказался провальным – три гола из четырех Дака забил из-под Рассказова.
«Спартак» удивил оригинальным планом. В полузащите – персональная опека, «Лестер» сбивался на дальние удары
Состав, выбранный Виторией на игру, мог выстроиться по двум схемам. Первый вариант – 3-4-3 с Бакаевым и Ларссоном на флангах. Второй – 3-4-1-2 с Бакаевым в роли десятки. Витория предпочел второй вариант – «Спартак» использовал его не со старта, но по ходу субботнего матча с «Динамо».
Выбор схемы автоматически означал, что «Спартак» отказывается от постоянного давления на тройку защитников «Лестера» (один из них всегда оставался свободным). Зато позволял отзеркалить схему гостей в полузащите. Наметились три пары – Бакаев против Сумаре, Зобнин против Тилеманса и Литвинов против Мэддисона.
Такой расклад сохранялся в разных режимах – и когда «Спартак» включал высокий прессинг (эпизодически), и когда переходил в средний блок (более популярный сценарий):
Скриншоты сделаны в InstatScout
Важно, что персональные ориентировки не соблюдались прямо по упора. Бакаев присматривал за Сумаре более-менее постоянно, а вот Зобнин и Литвинов оставляли своих соперников, если атака «Лестера» проходила на дальнем от них фланге, и страховали опорную. Это добавляло не только компактности, но и надежности – в опорной соперника любит открываться Келечи Ихеаначо (его прием еще по «Ман Сити»).
Пара примеров, когда Зобнин и Литвинов оставляют своих соперников и выдвигаются в опорную зону к нигерийцу:
Редкие эпизоды, когда Мэддисон включал индивидуальное мастерство, все равно не приводили к проблемам для «Спартака». Во-первых, опорники хозяев грамотно подключали мелкий фол – к перерыву Литвинов и Зобнин собрали больше нарушений, чем вся остальная команда (6 против 4). Во-вторых, даже получив свободу, гости сбивались на дальние удары. За первый тайм команда Роджерса 10 раз пробила по воротам с игры, но в 7 случаях – из-за пределов штрафной.
Бонусом для «Спартака» стали персональные ориентировки на флангах. Слева – Айртон против Перейры, справа – Мозес против Томаса. Они неплохо дополняли персональную игру в центре поля и даже усложняли жизнь «Лестеру». Перейра заработал желтую после того, как у него отобрал мяч Айртон, а Мозес своевременно пошел на Томаса перед вторым голом «Спартака». Сначала Виктор заставил отдать на Сеюнджю, а потом обокрал и турка.
Задумка Витории под контратаки тоже сработала. Соболев и Бакаев использовали слабости соперников
Часть нагрузки с полузащитников «Спартака» снимали контратаки. Они позволяли взять паузу от сложных заданий и банально передохнуть. Похвально, что Витория подготовил пару идей и под них – из-за этого «Лестер» не мог накрывать контрпрессингом и совсем зажимать хозяев.
Задумки Руя были завязаны на индивидуальных качествах игроков. В первую очередь – Соболева и Бакаева. Они неплохо раскрывали их сильные стороны и одновременно использовали слабые стороны соперников.
Выход через Соболева – либо длинные передачи в его сторону, либо игра Александра спиной к чужим воротам. Ему противостоял Дэниэл Амарти – пожалуй, наименее мощный защитник «Лестера» (иногда выходит крайним защитником, изначально – вообще полузащитник). Соболев чаще всего открывался (и в принципе располагался) именно в его зоне. Затем неплохо сбрасывал на ход партнерам:
Бакаев после потерь «Лестера» старался открываться за спиной Джеймса Мэддисона. Из тройки центральных полузащитников «Лестера» он наименее дисциплинированный (медленнее возвращается, не контролирует ситуацию за спиной, хуже обороняется) – его недостатки проявлялись даже в удачной игре с «Ман Юнайтед». Зелимхан пользовался пространством и разгонял контратаки за счет скорости и дриблинга.
В некоторых эпизодах проявлялись обе идеи. Один из них – перед первым голом «Спартака». Сначала Соболев выигрывает верх у Амарти и скидывает Бакаеву:
Затем Зелимхан врывается в зону Мэддисона и разгоняет контратаку:
Статистика неплохо отражает эффективность и сам стиль идеи. Соболев стал лучшим в «Спартаке» по выигранным верховым единоборствам (не сюрприз), сразу два из четырех единоборств пришлись на свою половину. Бакаев завершил матч с тремя передачами под удар – по этому показателю он тоже лучший в команде.
Полузащитники «Лестера» уничтожили систему Витории сменой позиций. Усугубили ситуацию фэйлы Рассказова
Если вернуться к тактической реплике Витории перед матчем, то там есть замечание по поводу смены позиций игроков «Лестера». Португалец обещал, что это не удивит его команду. На деле оказалось сложнее. Именно смена позиций в полузащите стала главной причиной проблем «Спартака».
Ротация – неплохой способ разбить персональную опеку. Игрок привыкает к своему сопернику и может запутаться, если на его позиции возникает кто-то другой. «Лестер» этим пользовался. Треугольник Сумаре – Тилеманс – Мэддисон вращался в разные стороны и запутывал полузащиту «Спартака».
Показательно, что «Лестер» удивлял после обоих голов хозяев – буквально после розыгрыша с центра поля, когда у команды Витории еще зашкаливали эмоции.
В обычном сценарии Сумаре играл опорника, Тилеманс располагался правее, Мэддисон – левее. После первого гола «Спартака» Сумаре поднялся повыше, Мэддисон получил свободу:
После второго гола свободу снова получил Мэддисон, но уже став десяткой – на этот раз «Лестер» наказал:
Подобные эпизоды проскакивали в разных режимах (и в позиционке, и в контратаках), но заканчивались всегда одинаково – полузащитник «Лестера» остается без опеки и может разрезать оборону «Спартака» пасом за спину. Как правило, эти передачи шли в зону Рассказова – индивидуально он, разумеется, провалился, но после матча его показательно защищали.
Литвинов заметил, что ошибки начинались еще на половине соперника, Витория – что это были ошибки серии игроков, а не одного Рассказова. Можно согласиться. Opta засчитала «Лестеру» сразу 8 передач вразрез. Это катастрофически много. Для сравнения – в среднем за матч в АПЛ «Лестер» делает только 2 таких паса, а «Спартак» позволяет сделать в РПЛ вообще только 1.
Частота эпизодов, в которых Рассказов вынужден контролировать и скоростного соперника (Дака называют наследником Варди), и пространство за спиной, а еще реагировать на передачу – именно командная проблема. При этом его фэйлы и правда усугубляли проблему – но именно усугубляли ее, а не создавали.
В этом эпизоде на открытом мяче Тилеманс – очевидно, что будет забрасывать (другого варианта нет), но вместо того, чтобы держать Дака перед собой, Рассказов уже смотрит ему в спину:
Здесь похожий эпизод – снова Тилеманс на открытом мяче, Рассказов не контролирует Даку и вообще разворачивается через левое плечо, лишь усложняя себе задачу:
Даже если предположить, что Гапонов или Кутепов сыграли бы лучше, это могло лишь минимизировать часть проблем, но не решить их полностью. Первопричина провалов – в неготовности к движению полузащитников «Лестера». Рассказов пострадал из-за нее, хотя и сам сыграл бездарно. Но все-таки бездарно в эпизодах повышенной сложности.
***
Пожалуй, наименее событийный отрезок – при счете в пользу «Лестера». Разбирать его большого смысла нет. Команда Роджерса поставила «Спартак» в самый неудобный режим – когда нужно владеть мячом. В последние полчаса матча хозяева владели им 51% времени (в первые 60 минут было только 38%) и почти ничего не выжали – всего 4 удара по воротам, из них только один из штрафной с игры (собственно, гол Соболева).
На этом отрезке «Лестеру» помогли замены Роджерса. С каждой перестановкой Брендан делал команду более оборонительной и надежной. Вместо Перейры на правый фланг вышел Марк Олбрайтон (бывший вингер, но теперь пахарь без взрывных подключений), а Тилеманса заменил Хамза Чоудури (скорее опорник, чем восьмерка).
«Лестер» лишил себя огромного количество моментов (за передачи за спину отвечал, как правило, именно Тилеманс), зато ничего не позволил «Спартаку». Занести в актив этот отрезок может, пожалуй, только Квинси Промес – удивлял нестандартными решениями, хотя на поток это не поставил даже он. Показательно, что матч завершился на половине «Спартака» – под сценарий, в котором нужно отыгрываться, у Витории по-прежнему мало идей.
«Я никого не убивал и не предавал». Рассказов отбивается после «Лестера», его защищает Витория
Дака уничтожил «Спартак» одним скиллом. Оцените, как он открывается на линии офсайда
Фото: REUTERS/Maxim Shemetov; spartak.com
И поэтому в концовках двух последних матчей его команда, отыгрываясь, забила три?