Проникновенное интервью Симеоне: в 2016-м почти ушел из «Атлетико», боится увольнения и считает оборону искусством
«Я много слушаю, но совсем не слабый».
Главный интервьюер Испании прямо сейчас – бывший тренер «Реала» и сборной Испании Висенте Дель Боске. В начале июня он рассуждал о футболе с Серхио Бускетсом, а после говорил с легендами «Депортиво» Франом Гонсалесом и Хуаном Валероном. Интервью дедушки очень нравятся читателям, так что газета El Pais уже собирается делать из Дель Боске полноценного журналиста.
В этот раз 70-летний Висенте снова оказался в любимом Мадриде. На базе «Атлетико» его уже ждал Диего Симеоне.
Семейная жизнь Симеоне: называет родителей только по фамилии, гордится сыновьями и считает маленьких дочек импульсом к развитию
Диего Пабло Симеоне родился в апреле 1970-го в Буэнос-Айресе. Его с самого детства закаливали постоянной работой и ответственностью: Симеоне помогал маме Марии в парикмахерской, а отца Карлоса часто видел, только когда сам приходил работать с ним за прилавком. Родители часто были жесткими, но именно эта дисциплина помогла сыну выбраться наверх.
Чоло благодарит родных за все – иначе он стал бы очередным талантливым аргентинским парнем, который больше резвился, чем играл в футбол.
Особенное место в жизни будущего тренера занимала религия:
«Я всегда благодарил бога. Мы с отцом на каждое рождество вешали его на самое видное место елки, благодарили за все, что есть в нашей семье. Мы просили одного – чтобы он позволил нам продолжать этот путь. Мне нравится то, что я делаю. Я люблю сталкиваться с трудностями. Футбол стал отражением моей жизни, в нем я мог жить и путешествовать».
«Мой папа всегда был суперфутболеро, – с улыбкой размышлял Диего. – Сейчас ему 77 лет, а он, еле бегая по полю, играл среди любителей до 73-74. Позже он и вовсе начал тренировать друзей, а потом стал моим самым большим критиком. Футбол сблизил нас, мы 95% времени говорим об этом».
Похожие принципы Чоло пытается прибить и своим детям. У Симеоне три сына от прошлого брака и две дочки от нынешней жены Карлы. Но Диего видит воспитание иначе, не заставляет детей заниматься тем, что не доставляет им удовольствия. Особенно это касается сыновей, но Джанлука, Джованни и Джулиано профессионально играют в футбол. Последний и вовсе начал этот сезон в основной команде «Атлетико».
«У каждого своя личность, все трое – отличные ребята. Очень благородные. Первое, о чем говорят люди, которые с ними работали, это качества их личности. От этого я наполняюсь гордостью. Мы с ними всегда говорили о том, что они должны быть прозрачны в своей жизни, делать то, что хотят. На самом деле, тренер никогда не станет отцом, все мы гонщики. Наши слова ничего не значат, все определяют действия и жесты.
Я называю родителей по фамилии, отца – Симеоне, мать у меня очень испанская, так что она не Симеоне, а Гонсалес. Я тоже родитель, понимаю, что дети идут своим путем. Мы с сестрой очень близки, я отвечаю за ее безопасность. А мои девочки – невероятный импульс энергии для моего-то возраста».
В этом году Симеоне исполнилось 51. Из них 11 лет жизни уже ушли на «Атлетико» – но Чоло ни о чем не жалеет:
«Я приехал из Севильи, и люди полюбили меня, хотя я ничего им не дал. Мой первый сезон вышел трудным, но потом дела пошли вверх. Играя за «Интер» или «Лацио», я ведь возвращался в Испанию. Я слышал лишь: «Это же Чоло, он – «Атлетико». Люди давно начали ассоциировать меня с этим клубом. Я привык».
Симеоне предпочитает действовать, а не терпеть. Его принцип – слушать игроков, но и требовать от них как можно больше
«Есть такие ситуации, когда человек правда воспринимает твои слова. Это видно, заметно в его концентрации или центре внимания. Мы хотим, чтобы команда была единым целым. Нельзя не признать, что за эти годы были люди, которые не разделяли мои чувства на поле.
Когда вам не верят, то это сразу заметно. Я считаю это неуважением, ведь такие люди смотрят на то, каким вы были, а не каким вы можете стать. Я предпочитаю не молчать. Если человек злится, то я тоже могу злиться. Почему нет? Мы часто копируем эмоции других людей.
Если я считаю, что игроки меня не уважают, то я скажу им это. Меня спрашивают, что с игроком, который ушел с поля и кинул бутылку в знак своего недовольства, но это не ко мне. Можно уйти с поля со злостью от того, что вас заменили рано, или от того, что вас вообще заменили. Это разные вещи.
Еще в «Эстудиантесе» у меня была похожая ситуация. Я молчал, не говорил игроку свои мысли и ждал его действий. Но он понимал, что не выйдет в следующем матче, мне надо было сказать это раньше, ведь так правильно. Ты должен говорить людям подобное, ведь время быстро уходит и можно просто не успеть сказать что-то важное. Они не должны догадываться».
Симеоне – эталон работы с игроками. Он делает ставку именно на футболистов, а не на схемы или предматчевые установки. В прошлом сезоне «Атлетико» перешел на 3-5-2: из-за этого раскрылись Марио Эрмосо, Тома Лемар и Маркос Льоренте. В прогрессе игроков Чоло и видит эффективность своей работы. Еще игроки не должны отделяться от общей структуры – сейчас футбол не что иное, как «игра численного превосходства, а не ведения мяча и техники».
«Я много слушаю, но совсем не слабый. Я всегда готов прислушаться, но решение всегда за мной. Я могу быть плохим тренером, но я точно не дурак. Бьелса, команды которого структурированны и обладают механизированными движениями, сказал, что его самой большой гордостью было то, что игрок вышел на поле и сделал то, что решил сам для себя. Механизация порождает стимул к повторению вещей, и именно в ней появляется тренерское «я».
Важное качество Чоло – он интуитивно понимает, что нужно игрокам. Он не требует от них пустых достижений: Симеоне мотивирует футболистов, показывает, почему прогресс сделает их лучше во многих планах. Те, кто готовы становиться сильнее с командой, важнее долгожителей. Поэтому Диего никогда не поставит капитаном лишь из-за того, что игрок дольше всех находится в команде.
В 2016-м Симеоне и «Атлетико» и правда могли расстаться. Диего помогают постоянные мысли об увольнении
Самое тяжелое время Симеоне в «Атлетико» – после проигранного финала ЛЧ-2016 «Реалу»: тогда тренера начали отправлять в «Интер», а «Атлетико» снова остановился в шаге от заветного трофея.
«Один из самых сложных моментов был в конце финала Лиги чемпионов в Милане. Мы снова проиграли. Мы дошли до пенальти. Через десять минут надо выйти к группе репортеров, которые ждут запах крови, а вам нужно выступить. Это было тяжелым ударом. Я подумал о том, что смогу дать игроками, смогу ли дать им что-либо еще. Это было неправильно понято, но в тот момент это были мои мысли», – вспоминает Диего с особым переживанием.
После этого случая Симеоне понял, что не хочет оставаться в зоне комфорта. «С самого первого дня я жил с мыслью, что хочу вернуться сюда как можно скорее. Но в «Атлетико» надо работать со страхом увольнения, иначе не получится показать, что я чувствую на самом деле, клуб не может стать мне безразличен.
Мы долго добивались целей, развивались вместе с «Атлетико» и смогли выигрывать трофеи. Клуб искал рост в экономическом и спортивном плане. Мы добивались того, что с нами произошло, это не пришло просто так».
Тактический стиль Симеоне уникален. Он считает оборону искусством
Сначала Дель Боске и Симеоне обсудили тенденции современного футбола: обоим не нравится, что сейчас команды обязаны разыгрывать мяч от ворот и играть мелким пасом.
«Лучшие версии Испании и «Барселоны» заставили тренеров считать, что у каждого из них есть свои Пике, Бускетс, Хави, Иньеста, – размышлял Симеоне. – Но их не было и не будет. Если мои игроки не располагают такими навыками, то извините, я не буду так играть».
Несмотря на новый более атакующий стиль «Атлетико», Чоло защищает оборонительный стиль:
«Абсолютной истины нет, тренер может влиять на все аспекты. Я против тех, кто упрощает игру в защите. Оборона — это искусство. Я говорю выходить на поле и играть ближе к своим воротам, чтобы завлечь соперника и создать пространство. Это оборонительная игра или атакующая? Все зависит от того, как вы на нее посмотрите. Я выманиваю соперника, чтобы найти пространство за спинами и атаковать. Это футбол. Можно выигрывать чемпионат мира как Испания, а можно как Франция».
Также Симеоне считает, что английский футбол – лучший в плане динамики и темпа. Сейчас в нем появляется все больше и больше тактики, в этом плане Англия тоже становится еще сильнее.
«Я начал задумываться о тренерстве в 25-26 лет. У меня были очень хорошие тренеры. Когда я начинал, то моим тренером был Карлос Билардо, я ему очень благодарен. Он научил меня играть иначе. Нет, я не билардиста. На меня оказывали влияние также Басиле, Бьелса, Эрикссон, который отлично умел работать с составом. Первое чемпионство с «Атлетико» мы выиграли с командой, более заточенной на контратаки, а в прошлом году перешли на 3-5-2.
Я всегда открыт новому».
***
Контракт Симеоне действует до июля 2024 года. Если Симеоне отработает его до конца, то побьет рекорд бывшего тренера «Реала» Мигеля Муньоса. Ни один тренер не работал в испанском футболе 14 сезонов без остановки. Симеоне может поставить вечный рекорд.
«Надеюсь, что так и будет, – с волнением говорил Чоло. – Если я думаю об этом, у меня кружится голова. Лучший способ достичь этого – продолжать выкладываться по полной, так и есть. Каждое утро я с удовольствием тренирую «Атлетико», и мне нравится моя форма.
А проигрыш — это часть футбола».
Фото: globallookpress.com/via www.imago-images.de/www.imago-images.de, Daisuke Nakashima/AFLO; Gettyimages.ru/Shaun Botterill, Laurence Griffiths; elpais.com/скриншот видео
Когда я слышу о том, что он самый дорогооплачеваемый тренер в Европе. Это тот случай, когда это абсолютно оправдана. Последние доходы Атлетико это во многом результат его работы. Он самое ценное, что есть у этой команды.
Это, я так понимаю, своего рода камень в огород Гвардиолы?)