9 мин.

Диего Марадона. Я - Эль Диего

Марадона вошел в историю футбола не только как гений, но и как великий обманщик. Все эпизоды, в которых Диего лукавил на поле, он честно признал в своей автобиографии.

По данным Goodreads, автобиография Марадоны в оригинальном названии «Yo soy El Diego» впервые была издана в 2000-м году. После чего у него была масса переизданий - я насчитал как минимум 6 - и переводов на другие языки, вплоть до греческого. В России книгу выпустило издательство «У-Фактория» в 2009-м году.

Читая автобиографии футболистов, я стараюсь давать этим книгам собственное название, отражающее главное впечатление. Мемуары Марадоны «Я эль Диего», которого ненадолго заносило в «Барселону», нельзя назвать никак иначе кроме как «Больше чем игрок». Он был жаден до денег, хотя всегда считал, что все ему полагается по заслугам. Он был жаден до игры, регулярно проходя убойные восстановительные сессии. В нем масса противоречий, самое яркое из которых - отношение к тренерам. И в нем, безусловно, что-то было от Бога. Ну, например, рука.

Главные цитаты из книги

1. Рука Бога. Виноват... арбитр.

Начнем, конечно же, с «Руки Бога». Мир разделен на части в оценке этого гола англичанам. Одни считают это величайшим обманом в истории футбола, другие - божественным провидением. Ко второму склоняется и сам Марадона. Склонялся. Все еще не уложилось в голове, что Диего ушел из жизни.

- Я прикинулся дурачком, потому что мне не оставалось ничего иного. Я прыгнул, взмыл вверх и выставил кулак позади головы… Гол, который заставил англичан изойти слезами… Как год спустя я сказал одному журналисту из ВВС: «Это был абсолютно чистый гол, потому что его засчитал судья. А я не тот человек, чтобы сомневаться в его честности».

2. Больше чем клуб.

Для меня, болельщика «Барселоны», особый интерес представляет короткий но яркий отрезок карьеры Марадоны в Каталонии. Два неполных сезона, ужасная травма. Кажется, совсем недавно Линекер сравнил две эпохи в футболе словами о том, что Марадону нещадно били по ногам, в то время как сейчас арбитры защищают звезд.

- Мое пребывание в «Барселоне» превратилось в сущий ад. Из-за гепатита, из-за перелома, да и из-за самого города тоже – Мадрид мне всегда больше нравился, из-за окончательно испорченных отношений с Нуньесом. После скандала с Нуньесом я сделал окончательный выбор и напоследок решил хлопнуть дверью. Вице-президент «Барселоны» Жоан Гаспарт еще пытался уговорить меня, подходил с чистым бланком контракта и говорил: «Поставь свою цифру». Стоявший сзади Цитершпиллер меня подначивал: давай, давай, поставь, и мы останемся… Я сказал ему «большое спасибо» и ушел. Ушел, не имея ни малейшего представления, куда.

3. Рука в игре со сборной СССР. Держите шестерку!

Мундиаль-90 в Италии был вторым большим турниром в моей детской памяти. После шикарного Евро-88, где сборная СССР билась в финале с голландцами, у меня - 11-летнего паренька - были самые светлые ожидания от турнира. Как же я кричал на Дасаева за гол от Лэкэтуша! Игра с Аргентиной была определяющей для команды Лобановского. Нельзя сказать, что мы были сильно хуже. До сих пор считаю ключевым момент с Марадоной, когда он вынес мяч из ворот рукой. Уверен, что не один я «проклял» его в тот момент, крича в экран!

- Из моей груди вырвался крик: «Возьмите «шестерку», возьмите «шестерку»!». «Бам!» – и этот тип ударил головой. «Нет, я успеваю, это гол!» – промелькнула у меня мысль. Я стоял один у штанги, судья смотрел прямо на меня, но я…выставил руку, остановил мяч, а потом вынес его куда подальше.

4. Обида на «Наполи». Они забыли все, что я им дал.

Период в Неаполе - вершина Марадоны футболиста. Именно там он доказал свою исключительность на дистанции. Все же, мексиканский Чемпионат Мира был коротким отрезком чисто хронологически. В Италии Марадона окончательно превратился в бога. Очень дорогой для себя ценой. Всем советую посмотреть документальный фильм «Диего Марадона», где падение Диего под патронатом местной мафии показано через документальную хронику.

- Казалось, что они внезапно забыли все, что я им дал: скудетто после 60 лет, Кубок Италии, Кубок УЕФА, их первый европейский титул, два вице-чемпионства. Казалось, что они забыли о том, что они платят мне 10 миллионов долларов, а зарабатывают на мне более ста. Я готов был забросать их гранатами.

- С болельщиками «Наполи» вышла совсем иная история: болельщики, которые всегда были на моей стороне, которые устраивали голодовки, требуя, чтобы меня купили, теперь вновь предпринимали усилия, но уже направленные на то, чтобы я не оставался. Они говорили: у нас нет жилья, школ, машин, но у нас есть Марадона». Бедные, в этом не было их вины, нисколько.

5. О допинге в США. Не те лекарства.

Он вернулся. Вернулся в 1994-м и уже в первой игре показал что в порядке. Куражился, отдавал. Был Марадоной. Пусть немного с лишним весом, но таким же гениальным. То, что Диего поймали на допинге, звучало как приговор. Теперь точно все, после такого не возвращаются…

- Закончился флакончик с лекарством, которое я принимал в Аргентине, и они купили здесь, в США, другой. Это был тот же самый продукт с той лишь разницей, что в американском варианте было минимальное содержание эфедрина: вместо «Ripped Fast», который закончился, Серрини купил «Ripped Fuel», который также был в свободной продаже, без рецепта. Оба препарата назывались «Ripped», но «Fuel» содержал какие-то сраные травы и эфедрин, совсем немного эфедрина.

- Мне хотелось бы собрать все небходимые свидетельства, все доказательства – и я буду их собирать, — после чего отправиться в ФИФА. Пусть в 60 лет, но я распахну дверь и открою миру правду!

Одной строкой

В автобиографии много других цитат, которые так и хочется отправить во «В контакте» хочется привести без комментериев. Оставляю вас с ними наедине.

- Мне всегда нравилось играть на позиции либеро, и меня все еще тянет занять это место на поле, даже сейчас, когда мне едва позволяют прикоснуться к мячу, потому что боятся, что моё сердце разорвется. На позиции либеро на все смотришь сзади, все поле перед тобой, у тебя мяч и ты говоришь: «Давайте туда, бегите в другую сторону»; ты – хозяин команды

- Я отклонил предложение «Ривера», который был набит деньгами, ради того, чтобы перейти в «Боку», не имевшего за душой ни сентаво.

- Мне всегда нравилось чувствовать за собой ответственность, и тогда я понял, что с таким ощущением достигаешь лучших результатов.

- Несколько мячей я отправил в сетку «палкой», своей правой ногой

- Экономические требования для того, чтобы играть за сборную?! Забудьте об этом, Карлос… Я никогда не делал и не буду делать проблемы из своего выступления за сборную.

- В каждой своей поездке, где бы я ни был – в Австрии или в Нью-Йорке – я всякий раз обязательно покупал капитанские повязки. И когда Билардо сообщил мне свою новость, Клаудия побежала искать те две сотни повязок, что ждали своего часа в ящике.

- Да, я пошел против Папы Римского. Это случилось потому, что я приехал в Ватикан и увидел крыши из золота. А потом услышал, как Папа говорит о том, что Церковь беспокоится о бедных детях… Но, черт возьми, продай крышу, сделай хоть что-нибудь!

- Идеальное место для того, чтобы раскатывать на двух моих «Феррари». Я их взял с собой на базу для того, чтобы чувствовать себя как дома.

- Только невежды могли заявить, что я извлекал выгоду из того зелья, что я принимал.

- За одну неделю мы успели сделать все: занимаясь аэробной работой с Фернандо, мы стали пробегать по 16 км ежедневно; также я боксировал с Мигелем Анхелем Кампанино, бывшим аргентинским чемпионом, а потом шел в тренажерный зал. И все это проходило по рекомендации и под контролем доктора Лентини из Буэнос-Айреса.

- Я помню, как однажды сказал: «Я готов сражаться руками, падать на газон, отбирать мяч и делать все для того, чтобы победить».

- Старик, я был согласен дать им денег на флаги и на вино, но я не собирался позволять им обогащаться за мой счет. И даже на поездку мундиаль я бы не дал им денег! Я считаю, что все это убивает страсть: если ты даешь им денег, они начинают орать в твою поддержку, а как только перестаешь – тебя смешивают с дерьмом…

- Я успел поставить ему пару шишек до того, как меня сняли… Если я тренер, то раздевалка – моя! Моя! И я терпеть не могу, когда начальники приходят сказать игрокам, что те не выкладываются. После этого я ушел. Логично, не правда ли?

- После «суперкласико» с «Ривером» мы отправились в Китай, сыграть два товарищеских матча, часть вырученных средств от которых должна была пойти на оплату моего трансфера.

- Я сделал то, что мог. Думаю, что у меня вышло не так уж и плохо

- Не могу принять и понять, когда футболисты отказываются приехать в сборную по причине усталости, травмы

- Никто из них не осыпал меня золотом; все свои деньги я заработал сам, бегая с мячом по полю. Говорите, слишком много денег? Благодаря мне власть имущие получили еще больше.

- Я никому не нагадил больше, чем себе самому, и никому ничего не должен кроме моей семьи. Я каждый день борюсь за свою жизнь и вижу рядом с собой моих родителей, моих друзей, жену и двух дочерей, которые так изумительны, как я только мог об этом мечтать.