Хосе Леандро Андраде. Первая икона мирового футбола,забытая даже на родине
Что ж, завтра суперклассико с Уругваем и я продолжу писать об культовых и незаслуженно забытых героях страны-соперницы, изменяя тем самым принципам блога, за которые читатели думаю не сильно будут меня ругать. Хотя первый опыт накануне Аргентины с материалом об Оресте Корбатте закончился на футбольном поле тем,чего не мог предугадать никто. Если и в этот раз амазонский потребнадзр сорвет матч с Уругваем, то обещаю больше не писать о "чужаках"...
Жизнь Хосе Леандро Андраде - одна большая загадка. Часто, узнавая новый факт из биографии гениального футболиста, еще больше запутываешься. Действительно такое могло быть, или это очередная лапша, которую пытаются повесить тебе на уши современные журналисты и историки? Очень много вопросов вызывает персона отца Андраде. По самой распространенной версии, им был бывший бразильский раб, который сумел бежать из страны, где много диких обезьян, благодаря магии. Чарами он и продолжал зарабатывать на жизнь, кочуя по латиноамериканским городам. Его главными клиентами были юные девушки или женщины, которые просили мага приворожить любимого. Он никогда не отказывал, а иногда мог предложить и другие услуги. Так, во время одного из сеансов магии он познакомился с будущей матерью Андраде. Когда в 1901 году в городке Сальто на свет появился Хосе, отцу уже исполнилось 98 лет. Видимо, без магии здесь не обошлось.
Сторонники этой версии утверждают, что папа передал сыну часть своих уникальных способностей, которые изрядно помогали ему при штурме ворот соперников и женских сердец. Волшебникам не слишком нравится простая земная жизнь. А потому неудивительно, что вскоре после рождения наследника Хосе Игнасио бежал из Сальто. Андраде никогда не видел своего отца, когда он спрашивал у матери: «Где папа?», то всегда слышал один и тот же странный ответ: «В воздухе». Вскоре мальчику уже не было у кого спрашивать. Мама больше не хотела жить в нищете и отправилась на поиски принца на белом коне. Сын показалась ей обузой в этом путешествии, а поэтому она оставила его сестре на пару дней. Эти несколько дней превратились в 15 лет, пока Андраде не стал на ноги и не приобрел себе собственный дом. Хосе больше никогда не увидит маму, оставшись при живых родителях сиротой.
Хорошо, что ему повезло с тетей. Она оказалась более приземленной женщиной и понимала, что никакой принц ей не светит, поэтому работала в поте лица, чему и учила племянника. Свои первые песо парень заработал, чистя обувь и продавая газеты на улицах Монтевидео (именно там жила тетя). Тогда в жизни Андраде появились два увлечения, без которых он себя уже не представлял - танцы и футбол. В 1921 году Хосе чистил обувь помощнику тренера команды "Мирамар Мисьенес". Парень рассказал наставнику о своей тяжелой жизни и попросил его взять в клуб, рассказывая, что у себя в квартале Палермо он - лучший футболист. Мужчина решил помочь подростку и дал ему шанс. Как показало время, помощник не прогадал. Так "Мирамар Мисьенес" получил свою главную звезду. Правда, по очевидным причинам она там недолго сияла. На первой же тренировке все тренеры и игроки "Мирамара" глазели на черное чудо с отвисшими челюстями. Они никогда не видели такой виртуозной техники. Андраде не играл на поле, а танцевал. К тому же, он очень быстро учился, ведь ловил все на лету. Вскоре Хосе попал на карандаш скаутам скромного клуба "Белья Виста". Интересно, что в этой посредственный команде Андраде пересекся с великим Насасси, с которым он впоследствии будет ковать первые большие триумфы уругвайского футбола.
Фантастическая игра Хосе не могла долго оставаться незамеченной. В 1923 году Селесте захотела его видеть в своих рядах. Однако у Андраде был один небольшой «недостаток», который мог помешать ему одеть голубую футболку. Хосе родился чернокожим. На его счастье он появился на свет в Уругвае, где не было таких жестких расовых барьеров, как в той же Бразилии. Первым цветным, который сыграл за Селесте, был Исабелино Градин. Он успешно совмещал футбол с бегом. Градин в 1919 и 1920 годах выиграл 4 золота на чемпионатах Латинской Америки по легкой атлетике на дистанциях в 200 и 400 метров. Исабелино получил лавры лучшего бомбардира дебютного чемпионата Южной Америки по футболу (тогдашнее название Копа Америка), а с ними и очередную медаль высшей пробы. Чилийцы, которым Селесте отгрузила 4 мяча, попытались аннулировать результат матча. Они накатали в оргкомитет турнира жалобу, в которой возмущались тем, что за уругвайцев играли двое африканцев - Градин и полузащитник Хуан Дельгадо. Аргентинские чиновники, несмотря на свою ненависть к соседям, даже не рассматривали это высосанное из пальца обвинение.
Уладив все необходимые формальности, Андраде отправлялся на Олимпийские игры в Париж. Покидая свою лачугу в Монтевидео, Хосе не подозревал, что впоследствии покорит самый романтичный город мира. Он попадет не только в лучшие дома Парижа, но и в самые роскошные кровати столицы Франции.
В дебютном матче Олимпиады 1924 жребий подбросил в соперники уругвайцам югославов. Балканцы решили посмотреть на заморское чудо и отправили на тренировку Селесте нескольких шпионов. Андраде сразу идентифицировал засланных казачков. Он предложил своим партнерам валять дурака на поле. Шпионы чуть не надорвали животы, наблюдая за игрой своих будущих соперников: мяч отскакивал от уругвайцев, как от стены, после их «точных» ударов по воротам мяч летел в район углового. Также они неоднократно сталкивались друг с другом. Возможно, Селесте в дебютном матче удовлетворилась бы несколькими забитыми мячами, но французские организаторы завели латиноамериканцев не на шутку. На стадионе уругвайский флаг висел вверх ногами, а вместо гимна включили какой-то бразильский марш. Перед стартовым свистком наставник югославской сборной Тодор Секулич решил заранее извиниться перед своим уругвайским коллегой Эрнесто Фиголи: «Мне очень жаль, что вы приперлись за тридевять земель, чтобы вылететь сразу же в первом раунде. Но это футбол, мы не можем играть с вами в поддавки. Извините, но мы вынуждены будем сделать свою работу».
Однако в тот день на поле была только одна команда. Селесте разгромила Югославию 7-0. Европейские журналисты окрестили матч с балканцами вторым открытием Америки. Традиционный британский футбол, на который ориентировались ведущие сборные Старого Света, не выдержал испытания латиноамериканской креативностью и страстью. Проза в очередной раз капитулировала перед поэзией. Несмотря на то, что Андраде в матче с югославами не забил ни одного гола (и за весь турнир он так и не откроет свой бомбардирский счет), именно его эксперты признали MVP матча. Особенно зрителей поразил такой фокус Хосе. Он преодолел пол поля с мячом, ни разу не опуская его на землю. Еще более странным было то, что Андраде жонглировал сферу не ногами, а головой. Итальянец Альфредо Питт, которому не повезло перейти дорогу Андраде на пути к финалу ОИ 1928, не жалел комплиментов в адрес уругвайца: «Я уверен, что Хосе мог бы без труда провести мяч по центру Милана в праздничный день, не ему ни разу поцеловать землю».
Первый матч Уругвая на Олимпиаде собрал смешные 3000 зрителей. А вот в четвертьфинале, посмотреть на игру латиноамериканских волшебников на стадион «Коломб» пришло в десять раз больше болельщиков. Селесте оправдала ожидания футбольных гурманов, выдав очередной спектакль. Единственное, что не понравилось фанатам - то, что под горячую уругвайскую руку попали хозяева. Счет 1-5 отнюдь не добавлял оптимизма галлам. И снова в рядах Селесте больше всего выделялся Хосе. Тогда в Париже началась настоящая Андрадемания. Он перестал ночевать на уругвайской базе, которая находилась в пригороде столицы Франции. Хосе сменил землю, на которой он спал в лачуге тети, на самую дорогую кровать фешенебельных отелей Парижа. Тренер Селесте, опасаясь, что Хосе может не приехать вовремя на матч, поскольку тот завел себе новую привычку - вставать в 17 часов, приставил к нему персонального сторожа, форварда Анхеля Романо. «После длительных поисков я нашел Хосе в лучшем отеле Парижа. Когда я открыл дверь в номер, то увидел в нем очень аппетитную картину. Там лежал десяток роскошных обнаженных женских тел, среди которых я с трудом разглядел голову Андраде. Он напоминал султана в гареме. Андраде сделал мне предложение, от которого было трудно отказаться: «Может, поможешь мне справиться со всеми этими женщинами. А то я уже полностью исчерпан»», - вспоминал Романо.
Тогда же Андраде якобы закрутил романы с одними из самых харизматичных женщин мира: Колетт и Жозефиной Бейкер.
Первая была гениальной писательницей, которую в 1948 году номинировали на Нобелевскую премию. Не менее своими литературными трудами, она прославилась скандальными подвигами на амурных фронтах. В 1907 году Колетт не только откровенно целовалась на сцене Мулен Руж с Матильдой де Морни в пантомиме «Египетский сон», но и имитировала с ней половой акт. Даже такой притон, как Красная Мельница, не выдержал этого безобразия и вызвал полицию. В 1912 году Колетт вторично выходит замуж. Но она очень быстро разочаровалась в своем новом муже бароне Анри де Жувенеле, и положила глаз на его 17-летнего сына. Как-то она пришла к юноше в костюме Евы и заявила: «Сегодня ты станешь мужчиной!»
Во время Олимпиады Анри де Жувенель, который был владельцем газеты «Le Matin», отправил жену в лагерь уругвайской сборной, которая праздновала победу над Нидерландами в полуфинале. Колетт писала репортаж о таинственных уругвайцев без всякого энтузиазма, рассказывая разные небылицы: «Они приготовили мне стейк из мяса, которое вырезали у живой коровы. После того, как корову немного подрезали, она продолжала пастись, как ни в чем не бывало. Уругвайцы - это удивительное сочетание цивилизации и варварства. Они являются лучшими танцорами, которых я когда-либо видела, когда исполняют танго, а вот, когда начинают танцевать какие-то сумасшедшие африканские танцы, то напоминают каннибалов, от которых у меня кровь стынет в жилах». Энтузиазм Колетт увеличился после того, как она заметила Андраде, который выполнял зажигательную румбу и одновременно крутил кусок мяса на кончике кинжала. Рассказывают, что вскоре писательница ближе познакомилась с уругвайцем в более интимной атмосфере.
Вторая известная женщина в парижской коллекции трофеев Андраде могла дать фору самой Колетт. Известный ценитель экзотики Эрнест Хемингуэй так сказал о Бейкер: «Это наиболее сенсационная женщина, которую я встречал в своей жизни». Жозефина появилась перед парижской публикой 2 октября 1925. Это была любовь с первого взгляда. Публика, которая до этого никогда не видела танец чарльстон, начала носить новую звезду на плечах. О Жозефине говорили, что она совсем не напоминает гротескную темнокожую танцовщицу, а похожа на черную Венеру, которая посещает Бодлера в его снах. В 1926-27 годах она вызвала еще больший фурор, выйдя на сцену в аппетитной банановой юбочке. После триумфального выступления в Берлине, немецкие нудисты предложили Жозефине посетить их вечеринку, однако она отказала. Интересно, что в ее танцах заметны элементы новых стилей, которые появятся только через десятки лет. Откровенные в те пуританские времена костюмы и танцы Бейкер закрыли для нее сцены Вены, Праги, Будапешта, Мюнхена. Но это лишь увеличивало ее славу.
Жозефину называли черным чудом и черной жемчужиной. Это последнее прозвище она впоследствии разделит с Андраде, а если верить некоторым из биографов Хосе, не только его, но и кровать.
В финале Олимпиады Селесте не заметила швейцарцев, уничтожив их со счетом 3-0. Вскоре после этого поединка уругвайская газета «Эль Диа» не жалела эпитетов для главной звезды родной сборной: «Хосе - герой, фантастический парень с невероятными ногами. И ты думаешь, дорогой читатель, что это преувеличение? Если так, ты сильно ошибаешься. Андраде заслуживает все эти комплименты. Невозможно писать о нем без таких помпезных слов, которые сами падают с кончика пера».
Многотысячная толпа уругвайцев встречала в порту Монтевидео своих национальных героев, вернувшихся из парижских гастролей. Правда, Селесте не досчиталась одного важного бойца, который «потерялся» в столице Франции. В многочисленных баснях о жизни Андраде рассказывается, мол, его похитили богатые парижанки и несколько месяцев не отпускали домой. На самом деле, Хосе, отведав запретный плод, не хотел возвращаться к своей прежней жизни. Ведь после парижских соблазнов на него снова ждали чистка обуви, продажа газет, выпас кур и гусей. И не только это. Говорят, что Хосе пользовался такой невероятной популярностью среди парижских дам не только благодаря своему кофейному цвету кожи, а в первую очередь потому, что уже много лет подрабатывал в Монтевидео, предоставляя интимные услуги состоятельным уругвайским барышням.
Андраде вернулся домой только через два месяца. Его невозможно было узнать. Вместо юноши, который отправлялся в Париж в протертых штанах, приехал настоящий франт. Хосе теперь дефилировал по улицам Монтевидео в модных костюмах, дорогих туфлях, лайковых желтых перчатках, красивых шляпах, а в руках держал немаленькую трость, на верхушке которой сверкало серебро.
На пике своей карьеры Андраде был метрономом игры уругвайской сборной. Элегантный и при этом физически крепкий (180 см, 79 кг) он был чем-то вроде Зидана, если говорить о роли на поле.
Он, как Фигаро успевал везде. Андраде задавал ритм идеальной игре Селесте. Во время матча Хосе никогда не позволял себе почивать на лаврах. Он не улыбался и не праздновал забитые голы. Андраде держал себя в тонусе, постоянно щелкая пальцами - футбол был для него продолжением танца. В футболе и в танцах он не знал себе равных. Правда, до поры до времени. По случаю возвращения Андраде черное сообщество Монтевидео устроило шумную вечеринку в честь своей легенды. Однако Хосе не пришел на нее. «У него был очень тяжелый характер. Хосе вернулся из Парижа самовлюбленным нарциссом, который ни за что не хотел спускаться с французских небес на грешную уругвайскую землю. Он всегда думал только о себе. К нему было удивительно сложно найти подход. Когда Фортуна повернулась к нему задом, все эти выходки вылезли Андраде боком», - писал Альдо Маззучелли в своей книге «От поезда к танго. Стиль уругвайского футбола».
Хосе не мог оставаться в заштатном "Белья Виста". С 1924 года Черная жемчужина сияла в "Насьонале". К сожалению, тогда же карьера полузащитника полетела кувырком. "Насьональ" решил ковать доллары, пока слава об уругвайских виртуозах гремела по Старому Свету. Европейские гастроли удались даже лучше, чем надеялись боссы Трехцветных. Матчи "Насьоналя" посетили 800 000 зрителей, существенно пополнив клубную кассу. Во время этого турне Трехцветные потеряли свою главную звезду. В Брюсселе врач поставил Хосе диагноз - сифилис. Парижские приключения явно не прошли бесследно для Андраде. Получив такую неутешительную весть, Хосе решил развеяться, поехав в город, где в очередной раз посмаковал сладким плодом под названием «слава».
Впоследствии вернувшись в Монтевидео, Андраде дал одно из своих редких интервью. Журналист отметил: «На первый взгляд, Хосе не выглядит серьезно больным человеком. Видно, что он несколько похудел по сравнению с тем, когда уезжал из Уругвая, однако он однозначно не выглядит мучеником. Но, как только Хосе заговорил, наше мнение изменилось». «Я вернулся, потому что плохо себя чувствую, и я буду проходить здесь курс лечения, чтобы полностью восстановиться как можно быстрее. Здесь, в Монтевидео, у меня есть уверенность, что все будет хорошо. Я доверяю нашим врачам гораздо больше, чем зарубежным», - рассказал Хосе.
К сожалению, оптимистические надежды Черной жемчужины не оправдались. Она уже больше никогда не сияла таким ярким блеском, как в Париже. На ОИ 1928 года в Амстердаме Андраде играл несколько глубже, чем обычно, и крайне редко вытаскивал свою невидимую волшебную палочку. Полуфинал Олимпиады против Италии стал роковым для Андраде. В одном из эпизодов он налетел на штангу и травмировал глаз. На морально-волевых Хосе вытащил сверхнапряженный финал против старых аргентинских «друзей». Первый матч не выявил сильнейшего, только в переигровке Селесте склонила чашу весов в свою пользу, второй раз получив олимпийское золото. Несмотря на эпическую победу, Хосе было совсем не до смеха. Он постепенно начинал слепнуть на тот глаз, которым ударился о стойку ворот Скуадры адзурры.
Через два года на дебютном мундиале Андраде уже был лишь тенью того, кого называли Черной жемчужиной. Однако этого оказалось достаточно, чтобы получить бронзовый мяч турнира. И Хосе взяли в сборную совсем не за красивые глаза. Если бы не он, то элитный список чемпионов мира, возможно, открывала бы Аргентина, а не Уругвай. На последних минутах финала, при счете 3:2, когда Селесте готовилась праздновать триумф, защитники хозяев упустили Варальо, который пробил Бальестероса. Аргентинцы уже видели мяч в сетке, но вдруг, как черт из табакерки, выскочил Андраде, который выбил его с линии ворот. Победный финал мундиаля стал последним матчем Хосе в футболке сборной.
В 1931 году он сменил "Насьональ" на "Пеньяроль", с которым дважды победил в чемпионате Уругвая. Однако в 1932 году в стране наконец ввели профессионализм, который на самом деле давно существовал в Уругвае в завуалированной форме. Теперь Андраде заставляли тренироваться. Однако он считал, что тренировки для тех, кто не умеет играть. Он пропускал около половины занятий, даже не предупреждая наставника. Неудивительно, что руководство "Пеньяроля" не могло долго мириться с выходками Хосе, который к тому же все чаще стал заглядывать в рюмку. Повесив бутсы на гвоздь, Андраде, в отличие от своих многих партнеров по сборной, не смог устроиться в жизни. Он постепенно превращался в алкоголика. Во время чемпионата мира 1950 года Хосе на короткий период появился из небытия. Черную жемчужину пригласили на бразильский мундиаль в качестве вип-гостя. И надо же такому случиться, Уругвай второй и пока в последний раз стал чемпионом мира. Возможно, теперь Селесте не хватает магии Хосе. Интересно, что одним из лидеров той легендарной сборной, которая в 1950 году заставили притихнуть "Маракану", был племянник Черной жемчужины Виктор Андраде.
В 1956 году Хосе попытался разыскать немецкий журналист Фриц Хак. Для того, чтобы найти экс-лучшего футболиста мира, корреспонденту пришлось погрузиться на самое дно Монтевидео. «То, что я увидел, было ужасным. Он жил в приюте для бедняков. Андраде, слепой на один глаз, медленно умирал от туберкулеза. Я нашел его пьяным в стельку. Он не понимал, что я от него хочу, на мои вопросы ответила его жена, сестра одного из его товарищей по олимпийской сборной». Через несколько месяцев женщина, не в силах больше терпеть ад, в который превратилась ее жизнь с Андраде, оставила руину, на которую теперь был похож Хосе и покинула когда-то Черную жемчужину. Когда к Хосе приходила белочка, он начинал звать Колетт, Жозефину и требовал принести ему Вдову Клико. 4 октября 1957 Андраде снова начал бредить, постоянно повторяя: «Я иду. Вскоре я буду рядом с тобой». Один из немногочисленных друзей, который время от времени приносил Хосе кусок хлеба, сначала подумал, что Андраде обращается к нему. Но на самом деле футболист чувствовал близкую смерть. И, пожалуй, мечтал о какой-то из своих многочисленных пассий. 5 октября 1957 Андраде не проснулся. На его похороны не пришел ни один из товарищей по непобедимой уругвайской сборной.
В 2014 Луиса Суареса и Эдинсона Кавани сделали почетными гражданами Сальто. Таким образом этот небольшой город почтили одних из своих самых выдающихся сыновей. Все в очередной раз забыли об Андраде, без магии которого не было бы трех из четырех звезд, которые теперь гордо сверкают на футболках Селесте.
Большое спасибо!