Оздоев не играет уже 2 месяца из-за растяжения связок колена. А это не слишком долго?
Разбирается Артем Рыженко.
В конце июля Магомед Оздоев получил травму в матче против «Химок» и больше не появлялся на поле. Сначала предполагали худшее – травму крестообразных связок, но обошлось. Сейчас известно не так много: диагноз «растяжение связок коленного сустава», примерные сроки в 3 месяца, появление Оздоева на ютюб-канале «Зенита» на костылях.
3 месяца на восстановление, костыли – не слишком ли много для обычного растяжения? Давайте разбираться.
Не было причин сразу заменять Оздоева. Но ситуация быстро изменилась
Оздоев неудачно сыграл в подкате и столкнулся с Филиным, за что получил желтую карточку и сильный удар в колено с внутренней стороны. Впрочем, здесь нет типичного механизма для какого-то конкретного повреждения, обычный болезненный удар. Поэтому после заморозки и осмотра на поле никаких жалоб, кроме ноющей боли, скорее всего, у Магомеда не осталось. Он продолжил матч, оснований снять его с игры у врачей не было.
Но, видимо, дальше боль лишь нарастала. Могла появиться нестабильность сустава: то есть травмированная нога подворачивалась, когда Магомед пытался на нее опереться. Также в этот момент возникает синовит – воспаление внутренней оболочки сустава, из-за чего в нем скапливается жидкость. Колено опухает, появляется чувство распирания, а объем движений в нем уменьшается. Кстати, очень похоже, что именно это показывал Оздоев перед заменой.
Так что же случилось с Оздоевым?
Скорее всего, это частичное повреждение внутренней боковой связки колена 2-й степени.
Внутренняя боковая связка, она же медиальная коллатеральная, находится на внутренней стороне колена и удерживает голень от избыточного движения наружу. Зеркально расположена наружная боковая связка – она ограничивает избыточное движения голени внутрь. Такое количество связок и ограничений подвижности в коленном суставе нужно человеку для прямохождения. Чтобы колено прослужило нам всю жизнь, огромная нагрузка в виде веса тела должна распределяться равномерно на всю суставную поверхность, а для этого «экстремальные» углы лучше исключить.
Но прочность связок не бесконечна — при неудачном приземлении, резкой смене направления, сильном рывке голени в сторону или прямом ударе, как в случае Оздоева, связка не выдерживает нагрузки и рвется.
Также описанные механизмы актуальны и для разрыва передней крестообразной связки – видимо, отсюда и возникли предположения о возможном разрыве «крестов». Кроме того, клиническая картина очень похожа, особенно в первые часы после травмы – боль, отек и нестабильность сустава. Собственно, поэтому до МРТ точный диагноз не могли назвать ни врачи «Зенита», ни, тем более, главный тренер.
Семак же говорил о растяжении, при чем тут разрыв?
Все дело в особенностях терминологии. Частичное повреждение и растяжение – это на самом деле одно и то же. Дело в том, что растяжение = микронадрыв, который едва заметен. Частичным повреждением принято называть разрыв отдельных волокон, при этом большая часть связки все еще цела. Чтобы отличать небольшое повреждение от сильного и используют термин «растяжение». Частичным разрывом чаще называют уже более серьезные травмы.
Конкретно в случае Оздоева речь, очевидно, о 2-й степени, так как при травмах 1-й степени игрок даже может доиграть тайм или матч.
Тактика и сроки возвращения могут отличаться, но Оздоев вполне вписывается в них
В случае повреждений 2-й степени сроки восстановления доходят до 10-12 недель, о которых «Зенит» и говорил изначально. То есть Оздоева следует ждать в конце октября-начале ноября.
Тактика лечения в такой ситуации соответствует принципу POLICE, о котором я уже неоднократно писал.
Защитить (Protection) – при сильных повреждениях боковой связки возникает нестабильность сустава, то есть колено подворачивается внутрь. Каждый такой эпизод дополнительно травмирует как связку, так и сустав в целом, поэтому пару недель пациент использует костыли, пока не спадет отек, и связка более-менее не окрепнет.
Оптимальная нагрузка (OL) – самый протяженный и сложный этап. Слишком долго разгружать травмированную конечность при помощи костылей или ортеза тоже не стоит, так как мышцы бедра, которые помогают связке удерживать колено в стабильном положении, без нагрузки быстро ослабевают. Чтобы этого избежать, нужно как можно быстрее начинать реабилитацию. Конечно, это должны быть адекватные нагрузки в безболезненном диапазоне. Никто не отправит играть с «Челси» человека с надорванной связкой, но и лежать 2 месяца на диване тоже не стоит.
Лед, компрессия и возвышенное положение (I.C.E) – методы борьбы с болью, отеком и другими признаками воспаления.
Собственно, эти 10-12 недель и нужны для полного заживления поврежденной связки, укрепления мышц бедра, тренировки координации и так далее. Примерно столько же после аналогичной травмы в прошлом году восстанавливался Дриусси.
А есть ли способы предотвратить такие травмы?
Специфической профилактики нет, да и сложно представить профилактику ситуаций, где повреждение получено в результате удара. Что же касается неконтактных травм, то есть программа FIFA 11+.
Это комплекс упражнений, разработанный для профилактики травм в футболе любого уровня. Для этого комплекс разделен на разные уровни сложности, поэтому он подходит всем – и любителям, и звездам. В той или иной модификации ей пользуются почти все топ-клубы в качестве разминки. По разным данным, это сокращает средний травматизм в команде на почти 30%
Мой канал о спортивной медицине
Антон Миранчук лечится больше полугода, а в «Локо» не знают диагноз. Как так?
Гарай закончил карьеру из-за коксартроза. Это тяжелое заболевание, которое грозит инвалидностью
Фото: РИА Новости/Александр Вильф; кадр из трансляции Матч ТВ