18 мин.

Литвинов: «Перед дерби сердечко застучало, но тренер и вся команда поддержали»

В матче против ЦСКА 20-летний воспитанник спартаковской Академии впервые вышел в стартовом составе основной команды красно-белых. История золотого медалиста из Воронежа — в нашем интервью.

ДО И ПОСЛЕ ДЕРБИ

— Когда понял, что буду играть с ЦСКА с первых минут, старался всеми силами убрать чрезмерное волнение. Даже не стал делиться новостью с родителями, чтобы они лишний раз не нервничали. Думал о том, что давно тренируюсь и готовлюсь к выходу «в старте», а теперь нужно просто использовать шанс.

Учитывая травму Ромы Зобнина, я понимал, что могу выйти на замену. Йоррит Хендрикс проводил недельный цикл перед дерби с определенными ограничениями, и за день до игры я уже подумал о возможном выходе с первых минут. Не стал загружать себя переживаниями и решил дождаться объявления состава перед матчем. Но когда увидел свою фамилию, сердечко застучало. Для меня это другой уровень, новый шаг вперед. В такие моменты понимаешь, что работал не зря. Однако если волнение перекроет все натренированное, то зачем тогда играть в футбол?

Были мысли, что кто-то отнесется к решению поставить меня в стартовый состав скептически. Но, на мое удивление, почти вся команда подошла ко мне перед матчем. Ребята говорили: «Ты хороший футболист, давно в команде, в некоторых моментах на тренировках проявляешь себя даже лучше нас. Не бойся, играй в свой футбол и бери инициативу на себя».

С тренером мы поговорили до дерби индивидуально. Руй Витория сказал: «Не думай, что мы бросаем тебя в пекло и рассматриваем как “серую массу”, временно закрывающую позицию. Мы доверяем тебе. Не нужно считать себя молодым игроком, за границей многие футболисты выступают на высоком уровне и в 18 лет. Требуй от себя по максимуму и отвечай за свои решения на поле».

Дерби с ЦСКА — лучший и самый желанный матч для полноценного дебюта. Еще со времен Академии игры с армейцами выделялись особенно. Вышел на поле перед стартовым свистком, болельщики шумели, и я даже не понимал, где нахожусь. Это не сон? В играх прошлого сезона тоже ощущалась поддержка наших трибун: фанаты всегда гонят нас к победе. Но сейчас болельщиков на стадионе было больше, и это уже совсем другие ощущения и эмоции. Теперь очень хочу выйти на поле переполненного домашнего стадиона!

Первые минут десять чувствовал себя не в своей тарелке, но после двух–трех точных передач и выигранных единоборств ощутил спокойствие и уверенность, включился в игру полностью.

Старался активно подключаться к атакам. Конечно, момент с добиванием Понсе после моего удара вспоминал потом много раз. Расстроились, потому что гол в том эпизоде мог бы сильно повлиять на итог матча. Но это футбол, все ошибаются. Недочеты привели в том числе и к единственному пропущенному мячу. Нужно было создавать больше моментов и использовать их, поэтому нельзя винить кого-то одного. Проиграла вся команда.

После финального свистка Промес и Ларссон посоветовали чересчур не загружаться, ведь впереди еще много побед. Сказали, что я в игре не потерялся и отдавался на поле полностью.

Кроме того, пообщался после матча с близкими. Папа всегда с большим стрессом воспринимает мои игры, он лучше всех видит недочеты и знает, где могу сыграть лучше. Думаю, он волновался больше меня. Папа считает, что давать себе поблажки нельзя: неважно, что это первая игра «в старте», роли не играет и мой возраст. Это другой уровень футбола, тут нельзя совершать даже простые ошибки: их не простят.

После игры старался отпустить негативные эмоции, чтобы нормально подготовиться к следующему матчу. Нам нужно как можно скорее улучшать положение в турнирной таблице и показывать более качественный футбол.

ОБ «УФЕ» И НЕУДАЧНОМ СТАРТЕ СЕЗОНА

— Впереди матч с «Уфой». Как остановить форварда Агаларова, который забивает чуть ли не в каждом игре? Недавно ты пересекался с ним в молодежной сборной России.

— С Гамидом мы в хороших отношениях, он веселый парень. Это форвард, который умеет решать моменты. Но наши защитники вполне могут с ним справиться и выключить из игры. Ну и я, если окажусь против него на поле, постараюсь применить опыт, который получил на сборе молодежки.

«Уфа» — серьезная команда, там есть сильные исполнители. Игра Гамида тому подтверждение. Так что нас ждет непростой матч. Тем более что в прошлом сезоне уфимцы испортили «Спартаку» день рождения. Думаю, подобное не повторится.

— Почему на старте сезона «Спартак» не смог порадовать своих болельщиков стабильными результатами?

— Это точно не связано с тем, что кто-то в команде перестал отдаваться в полной мере. Каждый максимально старается на тренировках и выкладывается в играх. Мы приходим в раздевалку и буквально падаем, потому что отдаем игре все силы. Но мяч, к сожалению, не идет в ворота. Когда я играл в Академии, у нас тоже случались тяжелые времена. И у «Спартака-2» в прошлом сезоне были большие проблемы, команда могла даже вылететь из ФНЛ. У всех и в личной жизни, и на работе бывают неудачные периоды. Уверен, что скоро победы попрут!

— Работа над «физикой» с Владом Чепзановичем не изменилась?

— Все так же, как и было раньше. Влад — большой профи, грамотно распределяет нагрузки. Продолжает нас «убивать» на тренировках, на сборах спуску никому не давал. А когда перед стартом сезона у меня случилась небольшая травма, он вообще «оторвался» на мне — на персональных занятиях.

О МОЛОДЕЖНОЙ СБОРНОЙ И ПЕРЕХОДЕ ВО ВЗРОСЛЫЙ ФУТБОЛ

— Как тебе уровень молодежной сборной, за которую теперь играешь? До этого выступал за юношескую...

— Матч с Испанией показал, что наш уровень пока недотягивает до игроков Ла Лиги. Многие в испанской молодежке уже в 20 лет регулярно играют за свои клубы по 90 минут. Но мы еще поборемся, коллектив у нас быстро сплотился. Тем более что капитан в молодежке наш, спартаковский — Наиль Умяров.

В сборной меня наигрывают как центрального защитника. Но для меня непринципиально, на какой позиции играть. Следующая цель — национальная команда. Это вообще детская мечта.

— В прошлом сезоне ты много раз выходил на замену в концовках матчей РПЛ, но только в Туле и Грозном получил ощутимое игровое время. И в обеих встречах «Спартак» на морально-волевых качествах добыл нужный результат.

— По эмоциональности и важности матчи с «Арсеналом» и «Ахматом» идут сразу после дерби. В Туле я вышел на поле при счете 1:1. Играть там очень сложно, «Арсенал» постоянно на своем поле отнимает очки у команд из первой пятерки. Мне дали 20 минут — и я понимал, что цена ошибки слишком велика. К счастью, «Спартак» проявил характер и выиграл. А Грозном мастерство Квинси и Виктора обеспечило нам второе место.

— Ты рассказывал, как переживал за свой уровень игры в первое время после перехода из дубля в «Спартак-2». Оказавшись в основе, тоже не сразу освоился?

— Переход из одной лиги в другую всегда непрост. В первой команде другие скорости, много легионеров. Понимаю, что в некоторых моментах нужно принимать решение еще быстрее, это касается и моего выступления в дерби.

— Ты играл на разных позициях. Сейчас ощущаешь себя в первую очередь опорником?

— Мне интереснее играть в центре поля, где чаще находишься с мячом. Опорный полузащитник — более «азартная» позиция. Ты осознаешь, что сзади находятся три защитника, которые могут подстраховать. В центре обороны ошибка может привести к пропущенному голу, потому что дальше — только вратарь. Мне нравится пробовать себя в разных амплуа.

В детстве я играл нападающего, но тренерскому штабу «Спартака» об этом не рассказывал. У нас прекрасная линия атаки! О моих навыках в нападении знает только Алексей Леонидович Лунин, который брал меня в Академию на эту позицию. В молодежке он выпускал меня впереди при травмах форвардов, и многие очень удивлялись!

Из игры на каждой позиции нужно забирать самое ценное. В нападении — хладнокровие при завершении атаки и нанесении ударов. В полузащите — выносливость, умение видеть все поле вне зависимости от позиции, правильное расположение для игры вперед первым же касанием. В защите — спокойные и простые решения: либо не выдумывать и сыграть с ближним, либо закинуть за спину защитникам соперника.

ПРИМЕР ЗОБНИНА, «СПАРТАК-2» И ЖИЗНЬ В ТАРАСОВКЕ

— До попадания в основу ты выделял из игроков своей позиции Зобнина. Оказавшись с ним в одной команде, по-прежнему ориентируешься на него?

— На чемпионате мира в России Рома играл за сборную против команд, футболисты которых становятся победителями Лиги чемпионов. Он отличный пример для всех молодых игроков, которые должны стремиться быстрее понять, за счет каких действий и качеств он достиг такого уровня. Когда пришел в первую команду, сразу понял, что он один из лидеров. Сейчас могу также выделить нашу группу атаки — Промеса, Ларссона и Мозеса. На маленьком участке поля они разбираются с тремя–четырьмя игроками! И, конечно, нашего капитана Джикию.

— Как отнесешься к тому, если тебя снова будут часто отправлять в «Спартак-2» после восстановления Зобнина и Хендрикса?

— Для любого футболиста самое главное — игровая практика. Когда долгое время сидишь в запасе, сразу начинаешь по-другому ощущать себя на тренировках. Теряется уверенность, которая есть у игроков «старта». В прошлом сезоне я просил Тедеско отпустить меня в «Спартак-2» или спрашивал о возможности выйти на замену в ближайшем матче. Сейчас, с Виторией, так же. Оба тренера открыты, всегда с пониманием относились к моим вопросам. При возвращении во вторую команду у меня никогда не было глупых мыслей. Наоборот, понимаю, что должен помочь партнерам по полной, поделиться опытом, полученным в основе. Никогда не хожу с высоко поднятой головой из-за тренировок с первой командой.

— В этом сезоне «Спартак-2» преобразился. За счет чего?

— Сформировался костяк команды. В прошлом сезоне многие ребята ушли, добавляли игроков из молодежного состава. Дублерам требовалось время на адаптацию к новым скоростям и борьбе, как было и у меня. Сейчас все привыкли к ФНЛ и стали играть в более «наглый» футбол. Думаю, молодые против старших не должны бояться лезть вперед. В этом сезоне «Спартак-2» должен финишировать на верхних строчках. Я стараюсь никогда не пропускать игры второй команды, езжу даже несмотря на холод. Там ведь все мои друзья! Мы часто видимся с ребятами на клубной базе, где я живу.

— Ты по-прежнему живешь в Тарасовке. Почему?

— С квартирами в Москве непросто, поэтому я не спешу оттуда уезжать. Иностранцы, конечно, сильно удивляются, как я мотаюсь на тренировки по полтора часа туда и обратно. Раньше выезжал в шесть утра, чтобы не попадать в пробки. Добирался до стадиона, немного спал и отправлялся на тренировку. Ощущения были не лучшие, поэтому теперь нахожусь в пути подольше, зато нормально высыпаюсь. Всегда смотрю, как добраться до арены быстрее: на такси или на электричке с метро. В выходные, конечно, удобно ехать на машине — можно добраться минут за 45.

На базе живу уже три года. Мы с ребятами из «Спартака-2» играем в настольный теннис или бильярд, ездим в кино или компьютерный клуб в Мытищах. Не люблю московскую суету, а в Тарасовке ценю именно умиротворение и атмосферу. Там много зелени, свежий воздух, можно спокойно прогуляться.

ШКОЛА ШМАРОВА И ПЯТЬ ПРОСМОТРОВ В «СПАРТАКЕ»

— Я начинал заниматься футболом в Воронеже. При 73-й школе была команда ФЦШ-73. Директор создал ее вместе с легендарным Валерием Шмаровым. Я играл вместе с его сыном, он был чуть младше меня. Сразу после поступления папа поговорил с тренером, который решил перевести меня к ребятам 1999 года рождения. С партнерами на два года старше все ощущается по-другому.

— То есть ты выделялся с самого начала?

— Да, тренер меня заметил. Андрей Юрьевич Черноусов на тот момент тренировал и мой возраст, и ребят 99-го года рождения. Помню, что ожидал худшего. Ведь все в команде были на два года старше. Мне было 7–8 лет. Во время первого выезда всего боялся. Не знал, с кем жить. Очень помогло, что коллектив был сплоченный. Меня сразу приняли, ощущал поддержку ото всех ребят. А еще — от родителей, которые ездили со мной на все турниры. Наверное, помогло и то, что в детстве я занимался легкой атлетикой. Заложил базу правильного бега и выносливости.

— Шмаров — известный в прошлом нападающий «Спартака». Ты с ним лично в детстве пересекался?

— Отец хорошо с ним общался, через него Шмаров давал мне советы, указывал на недочеты.

— Нападающим стал под его влиянием?

— Нет, все проще. Когда переходили на большое поле после мини-футбольного, мне больше хотелось забивать мячи, чем обороняться. Кстати, я был именно форвардом на турнире, где принимал участие и «Спартак». Стал лучшим бомбардиром, после чего получил приглашение на просмотр.

— Просмотров у тебя было целых пять…

— Все началось в 2013 году. В то время в интернат Академии заселяли только с 14 лет. Мне было меньше. При этом я не представлял, что родители смогут бросить все в Воронеже и переехать в Москву ради моих занятий футболом.

Меня посмотрели. Видимо, заинтересовались, но отпустили домой. В 2014-м вызвали еще раз. Наверное, проверить, прибавил ли я с тех пор. Потом снова и снова. В итоге, когда по возрасту я уже мог заселиться в интернат, меня зачислили. Это было начало 2015 года.

Сейчас понимаю, что могли возникнуть сомнения: а возьмут ли меня, если столько раз отправляли обратно в Воронеж? Но тогда я просто воспринимал каждую новую неделю в «Спартаке» как праздник. То есть не думал: «Ну сколько можно?», а радовался тому, что меня снова пригласили. Ехал и наслаждался. Это был совершенно другой уровень футбола. Плюс инфраструктура, школа рядом, забота воспитателей. Я увидел, что такое настоящая профессиональная атмосфера. Кстати, тогда бильярд, настольный теннис и приставка показались чем-то нереальным.

— Пока тянулись просмотры в «Спартаке», не мог оказаться в другой команде?

— Учитывая, что папа всегда был большим болельщиком красно-белых, он вряд ли допустил бы подобное. В других командах я тоже бывал на просмотрах, но в основном только для того, чтобы подтянуть свою форму и быть готовым к новым тестам в «Спартаке». Это была моя цель.

— В Академии с вами много работал психолог. Что это тебе дало?

— Психолога звали Надежда Николаевна Удодова. Те, кто жил в интернате, беседовали с ней чаще. Особенно во время важных турниров. Например, ее помощь помогла выиграть чемпионат России после долгого перерыва. До этого уступали «Локомотиву» то в полуфинале, то в финале. Но психолог помогла преодолеть барьер. Более того, упражнения, которые мы с ней делали, использую до сих пор: настраиваюсь на предстоящий матч, говорю себе быть жестче на поле, стараюсь нормализовать дыхание, чувствовать сердцебиение и управлять своим телом. Это обязательные ритуалы перед играми.

ФОТО С ГЛУШАКОВЫМ И ОТЦОВСКАЯ КРИТИКА

— Ты дебютировал за молодежку «Спартака» в сентябре 2018-го, в концовке матча с «Ростовом» заменив Дениса Глушакова. Помнишь, что тогда чувствовал?

— На тот момент я еще очень редко тренировался с дублем. За неделю до матча с «Ростовом» было дерби с ЦСКА, и меня впервые включили в заявку. Понимал, что мне, скорее всего, просто придется просидеть игру на скамейке. Команда ехала с базы на автобусе. А я был в Академии, поэтому отправился на матч самостоятельно и в итоге приехал самый первый. В раздевалке администратор попросил помочь разложить форму. И вдруг вижу: передо мной майка Глушакова. Руки, честно говоря, немного затряслись.

Наблюдать за ним и Ещенко в той игре было очень круто. Поражался, на какой «спокухе» они двигались на поле, по уровню были на три или даже четыре головы выше всех. Дерби мы выиграли, и тот день мне особенно запомнился.

К тому же, когда я еще приезжал на просмотр, мы иногда тренировались в Сокольниках рядом с основой. И я фотографировался с Денисом на память. А тут мы с ним в одной команде. Скинул родителям фото его формы со словами: «Сегодня буду играть вместе с Глушаковым!»

— Сейчас родители тебя так же активно поддерживают?

— Конечно! У них не всегда получается приезжать, потому что младшая сестра учится, но их участие в моей жизни нисколько не уменьшилось. Папа все так же критикует. И каждая редкая похвала с его стороны всегда меня удивляет. Это нормально. Отец не хочет, чтобы я снижал к себе требования.

— Что он сказал после дерби?

— По первым словам я почувствовал, что он рад и горд за меня. Но потом стал перечислять ошибки, и все стало как обычно. Пусть так и будет. Папа — тот человек, который не должен пытаться мне угодить и хвалить. Без его жесткой оценки я бы нынешнего уровня точно не достиг.

— А мама помягче?

— Да, старается не сгущать краски и добавляет позитива.

— Ты окончил школу с золотой медалью. Взял пример как раз с мамы, верно?

— Именно так. У мамы два высших образования, она сейчас на государственной службе. Когда увидел в детстве ее золотую медаль, моей целью в жизни стало получить такую же. Окончил первые пять классов на отлично и подумал: а почему я должен останавливаться? Тем более что давалась учеба легко. Потом были сложные моменты, но все закончилось удачно.

— Проблемы были из-за футбола?

— Нет, футбол ни при чем. После тренировок всегда было время на учебу. Готовился к ЕГЭ, занимался по «Скайпу» с преподавателями. Просто понимал, что образование мне обязательно пригодится. Сейчас учусь на тренера в РГУФКе. Стараюсь не забрасывать. А потом планирую получить второе высшее. В школе любил математику, поэтому, возможно, поступлю на экономический.

ФРАЗА ДЛЯ ТЕДЕСКО И ВОПРОСЫ ПРОМЕСУ

— Как у тебя с английским языком?

— Нормально. Общение с легионерами позволяет поддерживать уровень. Они спрашивают какие-то новые слова у меня, я — у них.

— Что самое интересное просили тебя перевести наши иностранцы?

— Мне запомнился момент, когда Тедеско на одной из тренировок спросил, как перевести на русский «What are you doing?», но в более жесткой форме. Я как-то с ходу ответил: «Что ты творишь?» И потом он постоянно повторял на каждом занятии: «Што ты твариш?!»

— Паша Маслов часто расспрашивает Мозеса на тему английской Премьер-лиги. А ты чем интересуешься у наших легионеров?

— Узнавал у Промеса о системе подготовки молодых игроков в «Аяксе». Меня поражает, как 16-летние ребята выходят там за основу и порой смотрятся на поле чуть ли не лидерами команды. У Хендрикса — про ПСВ. Футбол в Голландии техничный и скоростной, мне это нравится. У Мозеса спрашивал про его годы в «Челси» — про Канте, Оскара и других звезд.

— Ты болел за «Манчестер Юнайтед» со времен первого пришествия туда Криштиану Роналду.

— Да, причем, когда «МЮ» проигрывал, иногда даже плакал. Конечно, очень обрадовался, когда узнал, что Криштиану вернулся. Судя по тому, как он начал сезон, думаю, ему вполне по силам вернуть команду на первое место в чемпионате Англии. Поразительно, как человек держит подобный уровень в 36 лет в самой мощной и быстрой лиге мира!

— «Спартак» тоже сыграет осенью в Англии — против «Лестера». А совсем скоро нам предстоит матч в Неаполе.

— Очень интересно побывать на таких стадионах, проверить себя на столь высоком уровне. Матчи с «Бенфикой» показали, к чему нам нужно стремиться, насколько быстро нужно принимать решения. Мы проиграли, но это значит, что нужно еще больше работать над собой. Бесценный опыт.

— Летом ты переподписал контракт со «Спартаком».

— Не влезал в детали этого процесса. У меня для этого есть агент. А мне было важно одно — сохранить взаимопонимание с клубом, который я люблю и за который готов отдавать на поле всего себя.

spartak.com