16 мин.

Главное из тактики Евро-2020: тройка ЦЗ – к результативности, латерали ставят в тупик, ложные девятки лучше настоящих, Россия много бегает

Лукомский собрал хайлайты разбора УЕФА, который писали Капелло, Мойес и другие.

На прошлой неделе УЕФА опубликовал большой технический отчет по Евро-2020. УЕФА и ФИФА составляет такие документы по Лиге чемпионов и большим турнирам сборных. Несмотря на официальный статус, в них всегда есть не только голое перечисление фактов, но и важная экспертная оценка, которая делает материал действительно интересным. 

В этот раз группу из 16 экспертов возглавил Фабио Капелло. В состав вошли Дэвид Мойес, Айтор Каранка, Эстебан Камбьяссо, Робби Кин, Франс Хук и другие. Каждый матч Евро был разобран кем-то из экспертов. В отчете они систематизировали наблюдения и, вооружившись продвинутой статистикой от Statsbomb, выявили главные тренды. 

Вот полная версия – там есть полезные штуки, которые мы не можем скопировать (например, удобно открывающиеся прямо внутри отчета видео-примеры). Но все 106 страниц читать необязательно – мы подготовили для вас более компактное саммари. 

Схемы с тройками защитников и высокая результативность связаны

Эксперты полностью сходятся во мнении, что турнир получился ярким и атакующим. Дело не только в рекордной результативности, но и в тренерских намерениях. Внутри есть мини-интервью Роберто Манчини. Вот что чемпион выделил в качестве главного тренда:

«Каждый тренер играл в атаку и хотел побеждать. Думаю, это тенденция, которой сейчас все будут следовать. На европейском уровне желание следовать этому тренду вознаграждается при наличии качественных игроков. Можно менять схему и стиль, но на поле всегда будут выходить 11 футболистов. Нельзя отказываться только от правильной психологии и желания побеждать – даже если это означает предоставление сопернику большего количества моментов из-за смелой тактики, которая предполагает высокую линию обороны и пространство за спиной у защитников. Считаю, что именно эта смелость – фундамент всего».

По мнение экспертов УЕФА, огромная часть смелых решений была связана с использованием формаций с тройкой защитников. Это важное отличие от Евро-2016, где главной схемой была 4-2-3-1. На Евро-2020 15 команд из 24 хотя бы однажды попробовали тройку защитников. При этом переход на тройку, как правило, был атакующим ходом, а не попыткой припарковаться. 

Эксперты отмечают, что часто тройка защитников использовалась в сочетании с атакующей тройкой (схема 3-4-3). Еще более показательно, как команды атаковали в рамках подобных схем. Чаще всего в атаке у таких команд прослеживалась структура 3-2-5. Отчет отдельно отмечает интересную попытку Польши атаковать в формации 3-1-6. Все это внесло вклад в значительное повышение результативности – она выросла почти на 30% относительно 2016 года. 

«Думаю, команды, использовавшие вариации схемы 3-4-3, выглядели лучше остальных. Хотя нужно быть осторожными в попытках категоризировать схемы, так как многие системы очень универсальны и трансформируется при игре с мячом и без мяча. Но я четко вижу, какие проблемы латерали при игре с тройкой создают против схем 4-2-3-1 и 4-3-3», – пояснял Дэвид Мойес. Коллеги Дэвида были впечатлены тем, как еще до матча шотландец прочитал переход Англии на тройку в матче против Германии – мотивом Гарета Саутгейта была именно описанная Мойесом проблема. 

Интересная теория Эстебана Камбьяссо: «Возможно, тренеры рассматривают использование троек защитников и высокого прессинга в комплексе. Этот подход кардинально отличается от использования тактики выжидания в низком блоке. Самое важное – расположение игроков для заполнения всех зон, психология и план действий. Команды доказали, что, даже стартуя с пятеркой защитников, можно прессинговать высоко».

Более того, четыре из пяти команд, которые завершили групповой этап в топе по прессингу, использовали схемы с тройкой. Они точно не были оборонительным ходом и, по мнению тренерской комиссии, дают хороший баланс во всех стадиях.

«По ходу турнира мы много говорили о перспективах одной из команд с тройкой выиграть турнир. Не сошлось, но Англия начала финал с этой системой. Более того, они забили гол, в котором один латераль подавал на другого. Саутгейт хорошо подготовился к матчу и создал проблемы Италии. На стартовом этапе казалось, что Англии удалось подловить соперника».

Проблемы Англии возникли уже по ходу матча – и они были связаны как раз с неспособностью сочетать тройку со смелостью. Бывший вратарь сборной Ирландии Пэки Боннер объяснил, почему это так важно: «Использование латералей в высоких позициях должно сочетаться с короткими розыгрышами и контролем мяча. Когда Англия начала легко уступать мяч, они утратили контроль. Пикфорд чувствовал необходимость играть дальними пасами, латералей не задействовали в атаках, а Кейн проигрывал воздух вместо того, чтобы опускаться поглубже и получать мяч низом». Игру Бонуччи и Кьеллини против Кейна в финале в отчете называют доминированием, но это не столько критика нападающего, сколько следствий условий, в которые он попал. 

Высокие позиции латералей ставят в тупик соперников – особенно тех, кто обороняется четверкой

В отчете несколько раз упоминается, как здорово современные команды научились перекрывать центр. В этом контексте особенную важность приобретают фланговые атаки. Главный прием – это высокие позиции латералей. Мы уже разбирали подробно этот тренд – в тексте конкретные примеры и объяснение, почему против этого так трудно обороняться. 

Тренерская комиссия тоже обратила на это особое внимание. Помимо финала, Франс Хук привел еще две яркие иллюстрации: «Нидерланды использовали тройку, а Украина играла с четверкой, из-за чего у них на регулярной основе возникали проблемы с контролем латераля на дальней части поля. Точно такая же картина повторилась в матче Германия – Португалия».

Тройка + высокие позиции латералей – лишь самый частый и весьма эффективный прием по созданию фланговой угрозы. Но были команды, которые добивались нужной активности от фланговых защитников, используя четверку. Например, яркий турнир провели Жорди Альба и Леонардо Спинаццола

Фланговые защитники забили 16 голов. Из этих 16 голов 12 были забиты в ворота команд, которые использовали четверку защитников. Контролировать рывки от латералей на дальнюю штангу при такой схеме особенно трудно. Заметен огромный контраст с Евро-2016, где был лишь один гол от футболистов этих позиций (Нил Тэйлор в ворота России). «Традиционная роль забегающего по флангу крайнего защитника, который закрывает фланг до углового флага и навешивает в штрафную, размылась», – заключают эксперты.

Тонна футбольной статистики – в нашем специальном телеграм-канале

Микро-тренд внутри этой тенденции – готовность использовать правогоного защитника на левом фланге. Теперь рывки в штрафную и движение в рамках структуры стало важнее патрулирования бровки (что было главной задачей ранее) – появляются варианты использования тут игроков другого профиля. В качестве примеров отчет упоминает Спинацоллу, Яна Боржила, Томаша Губочана, Кирана Триппьера и Йоакима Мэле. 

Были и другие приемы использования фланговых зон. 50 голов (35% от всех мячей) пришли с навесов или откатов мяча назад под удар (после атаки через фланг). Еще 14 были забиты через подборы и отскоки после подач (если учитывать подборы после стандартов, то вообще 18). 

Интересным образом эволюционирует типология навеса. Три главных категории подач – сильный прострел низом (с этим связывают рост числа автоголов), подача из глубины с подкруткой в створ ворот (надо лишь чуть подправить) и с фланга откат назад под удар (cutback). А вот классические навесы (подача верхом с траекторией от ворот) вымирают. Это видно из графика голевых передач:

«Мы все чаще видим инвертированных вингеров и крайних защитников. Их наличие буквально толкает команды чаще смещаться к центру и использовать подачи по траектории к воротам, а не от ворот», – резюмировал Мойес. 

Описанные тенденции хорошо дополняются на первый взгляд контринтуитивным фактом – важность навесов растет, а вот пропорция голов головой сокращается. На самом деле в сочетании с типологией подач это логично – цели подач стали более широкими, чем просто нахождение опасного нападающего-столба в штрафной.

Лучшие команды – прессингующие команды

Прессинг отлично вписался в палитру турнира с модой на смелые схемы с тройкой защитников и высокой результативностью. Эксперты отметили, что почти все лучшие прессинг-команды использовали схему с тройкой впереди. Это общий элемент формаций 4-3-3 и 3-4-3 – то есть эффективно прессинговать можно и в том, и в другом базисе.

Хинес Мелендес (экс-тренер испанских молодежек) видит тут явный отход от прошлых чемпионатов Европы: «На двух последних Евро главной схемой была 4-2-3-1. В этот раз был четкий тренд на тройку атаки – 4-3-3 или 3-4-3. Посмотрите на полуфиналистов. Испания и Италия – 4-3-3. Дания – 3-4-3. Англия переключалась между 4-3-3 и 3-4-3. Ключевой момент тут в том, что наличие трех форвардов упрощает высокий прессинг». Мойес соглашается: «При прессинге в 3-4-3 и 4-3-3 соперникам намного труднее разыгрывать мяч коротко». 

Лучшей по прессинг-метрикам, на которые ориентируется отчет, стала Испания – и по пропорций давления на чужой половине, и по PPDA. Для испанцев прессинг был не просто инструментом высокой обороны, но и механизмом для создания угрозы – команда Луиса Энрике создала 27 моментов именно после возвратов мяча на чужой трети.

 

Италия тоже была очень хороша. «У итальянцев сильный состав, они играли в хороший атакующий футбол и много забивали, но, если меня попросят выделить один ключевой аспект их игры, то им будет давление, которому они подвергают соперников на чужой трети. Они прессингуют с участием большого количества игроков, а между потерей и возвратом мяча проходит минимальное время. Таким образом они не давали соперникам проводить быстрые атаки», – объяснил Камбьяссо. 

Высокое качество прессинга привело к отказу некоторых команд от коротких розыгрышей. Как правило, это вело к утрате контроля в исполнении команды, которая начинала выносить, и итоговой неудаче. В качестве показательных матчей тренеры отмечают финал, где Пикфорд стал выносить под итальянским давлением, и встречу Нидерланды – Чехия, где чешский прессинг вынудил Мартена Стекеленбурга отдать 31 дальний пас (из 37). Команда Франка Де Бура лишилась возможности строить атаки в привычном стиле, за что в итоге поплатилась. 

«Помню, когда только начинал тренерскую карьеру, столкнулся с командой, которая агрессивно прессингует с тройкой. Я надеялся проходить это давление в короткий пас и получать преимущество в полузащите. Но скоро осознал, что при хорошей организации тройки это становится более-менее невозможно», – вспоминал Каранка.

Идеального ответа на высокий прессинг не существует, но упрощение игры точно не ведет к большим успехам (часто, наоборот). Лучший путь – продолжать разыгрывать, но прибавить в качестве розыгрышей. Разумеется, сделать это могут не все. В качестве эталона эксперты приводят игру Унаи Симона против Италии в полуфинале. Игру испанского кипера даже предлагается использовать «при обучении тренеров в качестве иллюстрации уровня техники и спокойствия, которые необходимы для игры под агрессивным высоким прессингом».

Кажется, ложные девятки были лучше настоящих

Стал ли тренд на тройки защитников проблемой для классических нападающих? По мнению экспертов, большая часть таких форвардов провела турнир либо плохо, либо нестабильно. «Очень немногие центральные нападающие по-настоящему хорошо отыграли», – считает Хук.

Голландец видит тут прямую связь с тройками защитников: «Около 20 лет назад Йохан Кройфф внедрил в футбол концепцию ложных девяток. Они помогают отвлекать центральных защитников и ставить перед ними неудобные вопросы. Это особенно важно, когда у соперника три защитника. Они вынуждены решать – оставаться в линии или выдвигаться за ложной девяткой».

«Тренд в том, чтобы делать современных нападающих из игроков, которые раньше играли ближе к флангу, следовательно, обладают скоростью и мобильностью. Немногие команды играли в прямолинейный футбол с нападающим-столбом. Все больше атакующих игроков сейчас проявляют себя в роли, которую в свое время называли форвард-инсайд», – рассказал Мойес, который удачно провернул этот трюк с Майклом Антонио в «Вест Хэме». В качестве примеров игры без классического нападающего приводят Германию, Францию (Бензема с широким диапазоном функций) и Португалию с Криштиану Роналду. 

Движение португальца проанализировали отдельно. «Да, с точки зрения результативности Роналду – девятка, но его точно нельзя считать девяткой с точки зрения передвижений», – объяснил Мойес. Лишь 7,9% действий были сделаны в центральной зоне штрафной (типичная среда обитания для нападающего). Столько же – в опорной зоне. И а основной акцент на фланговые зоны около штрафной – 23,3% на левом и 20,1% на правом. «Такое движение создавало пространство, которым могли пользоваться партнеры», – поясняют эксперты. 

Возможно, самым интересным был ход с использованием Дани Ольмо ложной девяткой в полуфинале. «Думаю, итальянцы сильно удивились, так как ожидали увидеть в составе нападающего», – предположил Каранка. «Испания удивила нас, сыграв без нападающего. Это создало нам кучу проблем. Нам было некомфортно, так как команда вынуждена была меньше владеть мячом», – подтвердил Манчини. 

Однозначного вывода тренерская комиссия по этому вопросу не делает. Возможно, лучший путь именно в сочетании подходов. Как показал пример Испании, концепция может быть еще более эффективной, если соперник не ждет ложную девятку. 

Одной строкой

 • Также отмечают трансформацию роли плеймейкера. Раньше этим словом правильнее было называть десятку, а сейчас функции сместились в опорную зону. В качестве эталона приводят Жоржиньо. Едва ли тенденцию можно считать по-настоящему новой, но многие игроки этой роли провели качественный турнир.

• С ростом качества прессинга растет важность пасующих центральных защитников. Их становится все больше. В пример приводят Дэйли Блинда и Эмерика Лапорта. Первый – лучший по частоте продвигающих передач. Второй чаще всех разбивал по две линии – то есть не просто продвигал, а обострял с позиции центрального защитника. 

• Фабио Капелло назвал турнир «Евро дриблинга». «Наконец, мы снова наблюдаем, как молодые игроки пытаются обыгрывать 1-в-1», – восторгался Капелло. Италии по его мнению особенно повезло. В пример Фабио привел Федерико Кьезу, Лоренцо Инсинье, Леонардо Спинаццолу и Джованни Ди Лоренцо. Отдельного упоминания в отчете заслужили Рахим Стерлинг и Килиан Мбаппе. Первый – лидер по количеству обводок. Второй – лучший по частоте сольных проходов, которые завершились в штрафной.  

• Отчет отмечает высокий уровень гибкости, которую по ходу матчей показывали тренеры. Лучшим примером считают Каспера Юлманда с оригинальным использованием Андреаса Кристенсена. Он мог играть и центрального защитника, и опорника – часто в рамках одного матча, а схема трансформировалась из 3-4-3 в 4-3-3. 

Внезапная похвала досталась Андрею Шевченко, который в матче против Англии использовал травму центрального защитника Сергея Кривцова, чтобы переключиться на схему 4-3-3. Украина развалилась во втором тайме и проиграла 0:4, но изначальный эффект от этого изменения был положительным. Эксперты оценивают именно качество футбола и влияние на игру, несмотря на то, что это не всегда переходит в хороший результат.

Еще один важный пример – поведение Дидье Дешама в матче против Швейцарии (еще один неудачный исход, но интересные попытки). Тренерская комиссия насчитала три принципиально разные схемы у Франции. Стартовали в 3-5-2; после 36 минут перешли на 4-4-2 с ромбом, а завершали матч в обычных 4-4-2. 

Что пишут про Россию?

Команды Станислава Черчесова ожидаемо нет среди главных героев турнира. Матчи описаны очень кратко, но давайте все равно взглянем на тренерскую оценку от комиссии Капелло:

• против Бельгии: слишком заточены на игру через дальние передачи на Артема Дзюбу, не создали хороших моментов;

• против Финляндии: хвалят Черчесова за переход на 3-4-2-1, отмечают хорошую игру между линиями в исполнении Александра Головина и Алексея Миранчука; 

• против Дании: хорошая организация без мяча – попытки прессинговать высоко, но своевременный отход в низкий блок, если прессинг проваливался. По мнению экспертов, у Дании не было моментов до гола Дамсгора дальним ударом. Он все перевернул. Также есть похвала Юлманду, который хорошо отреагировал на попытки России раскрыться во втором тайме. Тренер Дании перестроил команду на схему 3-5-2, что привело к «двум выдающимся голам – изящной атакующей комбинации и резкой контратаке».

Россия несколько раз упоминается в части, где анализируется пробег. Чтобы команды были в равных условиях, из этой части исключены данные по дополнительному времени у команд, которые с ним сталкивались. Здесь у России впечатляющее второе место:

Эксперты не переоценивают значимость этого показателя, но в то же время сочувствуют: «Россию точно нельзя упрекнуть в нехватке работоспособности, несмотря на то, что они вылетели на групповом этапе». Важная деталь – пробег в матчах России распределен не очень равномерно. 119,36 км против Финляндии завысили средний показатель. В двух других встречах было существенно меньше. 

В индивидуальных топах выделяется Головин. Он четвертый по пробегу в среднем за матч:

И с отрывом лучший по количеству спринтов: 

Также Александра назвали «креативной искрой» в составе сборной России.

Анализ главных трансферов лета: Роналду, Месси и (внезапно) Гризманн – божественно, Агуэро и Рамос – очень странно

Месси провел лучший турнир за Аргентину. Помогла не только бешеная мотивация, но и тактика Скалони (конспекты Вальверде?)

Фото: globallookpress.com/LaPresse/Alfredo Falcone, Christian Charisius/dpa, Maksim Konstantinov/Global Look Press, Gabor Sas/SPP, Maurizio Borsari/AFLO; Gettyimages.ru/Friedemann Vogel – Pool