«Ходжсон уничтожал меня». Роберто Карлос стал легендой «Реала», но до этого провалился в «Интере»
Андрей Клещенок – об игре бразильца в Италии.
Перекачанные бедра, коренастое сложение, мощь. Тот же Роберто Карлос, каким вы его помните, но еще молодой, не закрепившийся в статусе лучшего латераля планеты. В 95-м ему было 22. В Европе о нем почти ничего не знали. Только общие сведения, звучавшие как мифы о полубогах: что его удары выбивают подкладку из вратарских перчаток, а рывки не остановить без пистолета.
Скауты знали больше, и поэтому за ним выстроилась очередь. «Палмейрас» согласился продать в «Парму» – у них был общий владелец. Но у пармезанцев обнаружился перебор игроков не из ЕС, и пока они решали, кого и куда сплавят, нарисовался Моратти. Карлос сразу все подписал. «Интер» был одним из его любимых клубов.
«Хочу стать лучшим левым защитником в мире», – сказал новичок на презентации и улетел на Кубок Америки, а там отыграл так, что вся Италия заждалась возвращения. La Stampa писала: «Интер» правильно поступил, купив Карлоса. Они с Дзанетти составят грозную пару атакующих латералей».
Будущее казалось прекрасным. Но как нельзя встречаться с кумирами, так иногда не стоит переходить в любимые клубы.
Роберто Карлос не был типичным защитником. Он атаковал больше, чем защищался, нуждался в прикрытии полузащитников и позицию в глубине поля использовал как стартовую площадку для угрозы воротам. «Интер» слабо подходил такому нестандартному игроку. В команде был хаос. Моратти только что купил клуб и теперь бросался на все, что блестит. Он торговался за Инса и Баджо, покупал Рамберта и Дзанетти, упрашивал Кантона. Его не заботило, как они сочетаются.
«Я не знаю Карлоса и Дзанетти», – признался тренер Оттавио Бьянки, но выбора у него не было. В первом же туре в старте вышли пять новичков. «Интер» выглядел так, словно не все игроки запомнили, в каких футболках играют напарники. Хорошо обученная маленькая «Виченца» здорово повозила несыгранных звезд. Положение спас Карлос – в начале второго тайма смахнул пыль с коронной левой и ударом под стенкой принес команде победу.
Во втором туре бразилец снова забил, но в соперниках теперь был не аутсайдер с недостатком класса. «Парма» Дзолы и Стоичкова ответила двумя мячами и зафиксировала первое поражение «Интера». Через два дня миланцы не справились с «Лугано» в первом круге Кубка УЕФА. «Интер» опять забил всего раз, снова благодаря Карлосу и вновь со штрафного, но швейцарцы спасли ничью – а планировалось, что второй матч будет формальностью.
Тифози обожали новичка, но вечно спасать невозможно. В следующих двух турах Роберто молчал, и миланцы потеряли пять очков с «Пьяченцей» и «Наполи». Пресса заговорила об отставке Бьянки.
«Что бы Моратти ни сделал, он все равно неправ. Ошибочно держать тренера в постоянном конфликте с командой, болельщиками и менеджерами, – писала журналистка La Repubblica Личия Гранелло. – Ни один голос не раздался в защиту Бьянки. Ультрас недовольны, и их возмущение растет пропорционально отставанию от лидирующего «Милана».
В конце сентябре Бьянки все-таки уволили. Пока Моратти искал замену, «Интер» вылетел из Кубка УЕФА и выдал 4-матчевую безвыигрышную серию в лиге. Сезон казался безнадежно потерянным. Роберто Карлос был единственным, кто иногда зажигал свет в мрачной миланской игре. В первых 10 матчах защитник забил 5 голов. Три из них – со штрафных.
«Мне было весело в «Интере», – вспоминал потом Карлос. – Я играл как мне нравится, много забивал». Но всему в футболе приходит конец, а веселью – тем более. В октябре Моратти наконец нашел нового тренера. «Интер» возглавил Рой Ходжсон.
Рой стоял в авангарде зонной революции в европейском футболе. Прогрессивная линейная защита поочередно принесла ему успех в Швеции и Швейцарии и должна была привнести в «Интер» слаженность современной игры. Но для Роберто Карлоса назначение обещало проблемы. Ходжсон был не из тех тренеров, которым нравилось, когда их защитники веселились. Зонный футбол требовал дисциплины. А прогресс – жертв.
«Пасуйте и бегите, всегда двигайте мяч быстро, а как только потеряете его – сразу занимайте свою позицию». С этой мантрой «Ливерпуль» отыграл лучшие годы, – объяснял концепцию Ходжсон. – Мне нравится быстрый перепас, нравится, когда игроки пашут, и нравится, когда они возвращаются на свои позиции. Это мои принципы. На меня повлиял «Ливерпуль», доминировавший в 70-х».
Британец перешел на фирменную 4-4-2 и скоро обнаружил проблему. Тактическая безалаберность Карлоса плохо сочеталась с желанием тренера перекрыть все зоны в линейной защите. Ходжсон нуждался в защитнике, а не латерале, и Роберто быстро обнаружил себя на обочине нового проекта. Он доиграл до конца только 4 из первых 8 матчей нового тренера.
Впрочем, совсем убрать бразильца Ходжсон не мог – он слишком явно превосходил конкурентов. Решение появилось нечаянно. В ноябре британец вышел на рынок и выкрал у «Виченцы» 20-летнего защитника итальянской молодежки Алессандро Пистоне, а через месяц впервые сыграл без Роберто Карлоса – и разорвал «Кальяри» 4:0. Рецепт показался рабочим. Когда рождественские каникулы закончились, тренер сообщил бразильцу о новой роли.
«Ходжсон сказал мне, что я никогда не добьюсь успеха на позиции левого защитника. Я ответил, что он не разбирается в футболе», – передавал разговор Карлос.
Как бы то ни было, никто его не спрашивал. «Карлос недисциплинирован, поэтому левым защитником будет Пистоне», – объявил Ходжсон и перевел бразильца в полузащиту.
Теперь Карлос играл ближе к атаке с подстраховкой левого защитника. Тренер считал, что с этой площадки он обеспечит ковровую бомбардировку ворот без ущерба в оборонительной фазе. Но вышло иначе.
Позиция в глубине поля представляла Роберто идеальный плацдарм для атаки пространства. Он ускорялся вдали от центра действия и влетал в опасные зоны неожиданно для соперника и на полной скорости. Момент рождался быстрее, чем защитники осознавали угрозу. Но ближе к воротам он всегда был под присмотром. И утратил остроту, которая делала его игру уникальной.
«Я даже не знаю, кто здесь капитан. Я много бегаю без мяча, делаю рывок на 100 метров и все равно не получаю пас. Я хочу больше ответственности», – жаловался бразилец. Клуб переставал ему нравиться. «Когда «Наполи» забил нам второй гол, у меня мурашки бежали по коже, – говорил он. – Стадион взорвался, игроки целовали футболки, целовали друг друга. Радость и праздник. Когда забил я, пара объятий – и погнали дальше. Вот и вся разница».
Дело шло к бунту, а когда бразилец обещает бунт – будьте уверены, что им все и кончится. В первой части сезона Роберто забил 6 голов. Во второй – всего один. Его это не устраивало. Следующим летом предстоял Кубок Америки, и бразилец не планировал его пропускать. Сборная и собственная карьера заботили его больше «Интера».
«Ходжсон уничтожал меня. Он поставил меня в полузащиту, – рассказывал Карлос в интервью Marca. – Так у меня не было шанса попасть в сборную, а в 97-м был Кубок Америки. Но дело было не в том, что мы с Роем плохо ладили. Проблема была в том, что он мало смыслил в футболе. В 1996-м «Интер» проиграл финал Кубка УЕФА исключительно из-за Ходжсона».
«Это чушь, – отвечал Ходжсон в The Italian Football Podcast. – Насколько я помню, Роберто забил 4 гола со штрафных в первых шести или семи матчах. В оставшейся части сезона он пробил 28 штрафных и не забил ни разу. Это тоже моя вина? Между нами не было проблем, пока мы работали вместе. Но когда он ушел, разразился ад».
К лету стало очевидно, что в общей истории не будет положительного конца. «Мама звонила и спрашивала: «Почему ты играешь в нападении? Ты левый защитник». В конце концов я набрал Моратти и умолял его надавить на Ходжсона. Президент ответил, что я слишком много атакую, а в Италии защитники больше защищаются», – вспоминал Карлос. Возможно, владелец и стал бы на сторону игрока, но «Интер» выдал 6 побед подряд с общим счетом 10:1. Бразилец пропустил большинство игр серии – и Моратти убедился, что команда хороша без него.
Клуб выбрал тренера. Как только сезон закончился, Карлос попросил о продаже, и миланцы пошли ему навстречу. Тренер «Реала» Фабио Капелло назвал трансфер самым быстрым в истории: «Агент Бранкини сказал, что «Интер» продает Роберто Карлоса. Я подумал, что это шутка, но он тут же прислал факс с фиксированным ценником. В Милане считали, что он не умеет защищаться, Ходжсон забраковал его. Менее чем через сутки Карлос был нашим».
«Интер» сделал выбор – и, конечно, пожалел после. Легендарный директор Беппе Приско назвал продажу Роберто Карлоса одной из двух величайших ошибок в клубной истории. Бразилец сдержал обещание, превратился в лучшего левого защитника в мире и 11 лет разрывал фланг в «Реале».
А Ходжсон не сумел вывести «Интер» в Лигу чемпионов и через год отправился в «Блэкберн».
***
Телеграм-канал Андрея Клещенка
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: Gettyimages.ru/Aubrey Washington – EMPICS / Contributor, Allsport UK/ALLSPORT, Mark Thompson, Grazia Neri / Stringer, Shaun Botterill
А вторая какая? Продажа Роналдо?