11 мин.

Мате: духовная идентичность южноамериканских народов

Болельщик «Сан-Паулу» и автор сайта http://mateman.ru Дмитрий Киселев повествует о напитке, без которого сложно представить образ южноамериканского футболиста.

«Мате - как отпущение всех грехов, знаешь, невероятно успокаивает».

«Мате - как абзац. Выпил - и можешь начинать с красной строчки».

Хулио Кортасар

«Игра в классики»

- Дмитрий, спасибо, что согласились ответить на вопросы! Я зачитывался вашими рецензиями на http://mateman.ru Кто вы по профессии и как возникла любовь к мате?

- Благодарю за теплые слова! Моя работа совершенно никак не связана с культурой йерба мате. Сначала это было легкое любопытство, основанное на общем интересе к Латинской Америке. Дебютное матепитие произошло где-то в начале 1990-х. Его организовал мой друг, к слову, большой и давний поклонник аргентинского футбола, особенно – «Боки Хуниорс». Первую йербу, тыкву и бомбижью ему презентовал аргентинец, преподававший в одном из белорусских ВУЗов. Интересно, что если матеро (сосуд для питья - прим.) было классическим, аргентинским - маленькая тыква, помещающаяся в закрытую ладонь, то йерба была бразильского производства, какой-то лимитированный ноунейм из Санта-Катарины для местных леваков и им сочувствующих. Впечатления от первой матеады были самые положительные, хотя и не обошлось без стандартного набора вопросов от юных дуралеев типа: «А она вставляет?», «А ее курить можно?» Долго пить йерба мате получалось лишь время от времени. Но позже, с развитием интернета, появилась возможность покупать брендированную йерба мате производства Аргентины, Парагвая и Бразилии в Польше и Украине. Последняя, благодаря, не побоюсь этого слова, подвижничеству руководителя одесской компании «Экомате» Сергея Смагина выполняла роль эдакого йерба-бустера на территории бывшего Союза, поставляя качественную траву редких марок по доступным ценам. В России похожую роль играл Андрес Леонардо, теперешний руководитель проекта «Резерва дель Че». Что касается Польши, она и по сей день является одним из ведущих игроков европейского йерба-рынка.

- Мы постоянно видим южноамериканских футболистов с мате. Как бы вы ответили на вопрос о месте мате в южноамериканской культуре?

- Последнее годы в информационном пространстве бывшего СССР встречается понятие «духовная скрепа». Где-то это выглядит кондово и лубочно, но если абстрагироваться от банальностей, то место йерба мате в южноамериканской культуре вполне себе можно определить как одну из скреп, выражающую не столько внешнюю, сколько внутреннюю духовную идентичность аргентинца, уругвайца, парагвайца и бразильского гаушу. В свое время главное достоинство церемонии йерба мате я сформулировал для себя так: трудноописуемое состояние целостности, как будто йерба мате является тем самым раствором, который делает внутренний стержень крепче; те смыслы, которыми ты насыщаешь свой путь, перестают быть призрачными иллюзиями. Думаю, это очень близко к пониманию того, что есть мате для южноамериканца. Впрочем, все это не отменяет факта, что йерба мате - просто вкусный и полезный напиток, употребляя который большинство и близко не заморачивается думами о высоком.

- Футболистам полезно пить мате?

- Разумеется. Это витаминно-минеральная бомба и мягкий энергетик. Помимо этого, как я уже говорил выше, само матепитие помогает, что называется, прийти в себя, разложить все по полочкам. В стрессовом мире спорта - это отличное подспорье на пути к хорошим результатам. 

- Какой футболист вам сразу приходит на ум, когда речь заходит о мате?

- Любой уругваец.

Крепкий, как мате, Карлос Санчес

- Процесс заваривания мате важный и непростой. Как быстро вы освоили это искусство, и каких ошибок следует избежать новичку во время заваривания мате?

- На самом деле, если речь идет о йерба мате классического аргентинского помола, то процесс заваривания и употребления лишь кажется непростым. Есть уже широко известный алгоритм: в сосуд для пития насыпается смесь йерба мате, 2/3 от его объема. Горлышко закрывается ладонью, сосуд переворачивается и несколько раз встряхивается. Это делается для того, чтобы мелкие фракции и пыль в итоге оказались сверху и во время пития не забивали бомбижью. Но, в целом, если бленд не пылистый, это можно и не делать. И все же от себя порекомендую, по крайней мере, в первое время своего увлечения йерба мате, по возможности строго следовать основным правилам в части объема травы, температуры воды, извлечения настоя. Просто для того, чтобы набить руку.     

- В южноамериканских странах существует своя специфика приготовления и потребления мате. Можете рассказать об этом подробнее?

- Основные различия проистекают из различий в помолах травы, температуры воды во время употребления и, собственно, технологии производства. 

Аргентинская традиция предусматривает относительно длительную, до нескольких часов, сушку, выдержку полученного сырья от года до двух (в последнее время появилась и трехлетняя выдержка), финишный помол. В итоге получается хорошо знакомая многим любителям elaborada con palo: качественная терпковатая йерба с благородной горчинкой, приятной кислинкой и легкой сладостью бэкграунда. Традиционный бленд, самый популярный среди потребителей. Пьют такую йербу классическим способом, как в горячем, так и в холодном виде. Молоко или мед добавляют по своим вкусам. Напротив, уругвайская йерба, которую для нужд Восточной Республики делают в Бразилии по стандарту Padrao Ururguay (TIPO PU-1) имеет весьма мелкий помол, а также другие, более короткие, типы термообработки и выдержки, что делает подобные продукты более крепкими и характерными. Не зря уругвайский мате - это всегда горячий mate amargo, являющийся как бы продолжением национального характера. Что касается бразильской йербы, вернее эрвы, шимаррона, то больше всего она похожа на зеленую муку. Здесь мы видим фундаментальное отличие в подходах обработки листа. Для бразильской традиции важно сохранить максимальную свежесть сырья, поэтому сушка и выдержка минимальны, особенно по сравнению с аргентинскими стандартами. Пьют шимаррон, который в большинстве случаев представляет из себя относительно легкий лиственный настой, как горячим, так и холодным. Главной же трудностью употребления эрва мате является наличие измельченных фракций, которые норовят забить сито бомбижьи. Для хорошего извлечения настоя нужна иметь правильную технику. Также можно применять съемные фильтры для бомбижьи. В бразильском ютубе есть масса обучающих видео по приготовлению традиционной бразильской эрвы. Наконец, еще одной, без преувеличения уникальной, традицией является парагвайская. Наиболее близкая технологически к аргентинской, она, тем не менее, отличается своим очевидным уклоном в крепость и, главное, превалирующей холодной специализацией, которая рождает настоящий национальный феномен - культ терере. Тема, которая заслуживает отдельного разговора.

- Где покупаете мате? Какие магазины посоветуете?

- Йербу покупаю в основном онлайн в Польше, хотя ассортимент российских и украинских интернет-магазинов также достоин внимания. К сожалению, большинство белорусских продавцов йерба мате работают по принципу «купили в Польше или России, накинули к цене 100%». А посоветовать могу такие ресурсы: http://dobreziele.pl, http://yerbamarket.com, http://donmate.ru, http://mate-tea.in.ua

- Что следует учитывать при выборе бомбижьи и калабаса?

- В выборе матеро я руководствуюсь следующим, уже ставшим классикой, принципом «имидж ничто - жажда все!» Да, подготовленная, выдержанная в тысячах проливках, тыква имеет свой вкусовой колорит. При это молодая калабаса способна здорово попортить и нервы, и вкус не только начинающему матеману. Да, красивый обод горловины матеро империаль выглядит солидно и богато. Но главное - это вкус настоя, который мы хотим получить. Т.е., если отбросить эстетические или снобские моменты, то в трио «йерба-бомбижья-сосуд», на мой взгляд, главными являются качество первого и второго участников матеады. А пить можно хоть из эмалированной бабушкиной кружки, хоть из «маленковского» стакана. Что касается материала бомбижьи, то здесь главное инертность и долговечность материала. По поводу количества аксессуаров, то разумно иметь их несколько, на разные случаи и разновидности церемонии йерба мате. Лично я держу четыре бомбижьи и четыре матеро. Домашние и рабочие, небольшого размера для быстрой матеады и, наконец, комплект для терере.

- Как сейчас выглядит пятерка ваших любимых сортов мате?

- Yemari, Jesper, Reserva del Che, Don Bosco, Titrayju.

- В рецензиях вы пишите, что предпочитаете маленькие семейные бренды. Заказываете ли вы мате напрямую из Южной Америки?

- Нет, к сожалению, напрямую покупать у производителя и затратно, и логистически очень трудно. Достаточно сказать, что крупнейшая торговая интернет-площадка Mercosur mercadolibre просто-напросто не работает с Европой. Однако положение вещей таково, что среднестатистический любитель йерба мате из Европы имеет возможность покупать такую йербу, о которой простой аргентинец просто не знает. Единственный и существенный минус - цена продукта.

- Говорят, мате с сахаром пьют только женщины, дети и гринго. Согласны с этим? Действительно сахар портит вкус мате?

- Абсолютно согласен. Мате с сахаром пьют женщины, дети, гринго и те, кто любит мате с сахаром. На мой взгляд, сахар совсем не добавляет настою благородства. 

Кроха к Маркосу пришел, и спросила кроха: "Какой мате хорошо, а который плохо?"

- Существует ли своего рода конфликт между любителями кофе и мате? Встречался ли вам человек, одновременно влюбленный и в кофе, и в мате?

- Насколько я знаю, такого конфликта не существует. Относительно любви к этим двум напиткам, могу сказать, что это вполне реально. Скажем, я очень люблю индийский черный чай, если не одинаково сильно с йерба мате, то близко к этому.

- Проживая в Белоруссии, вы можете сказать, в каком состоянии находится культура мате на постсоветском пространстве?

- Думаю, имею об этом довольно полное представление. Несмотря на то, что сегодняшнее информационное пространство позволяет получить почти полный пакет знаний на тему мате, качество коммьюнити, к сожалению, хромает как по части знаний о предмете, так и количественно. До сих пор культура йерба мате на экс-советском пространстве даже и близко не подступила к минимальному порогу мейнстрима. С одной стороны, нет понимания йерба мате как полезного напитка. С другой, зачаточные объединения часто сваливаются в мракобесное фэнтази с псевдоиндейскими плясками и бубнами. Причин здесь масса: от традиций региона до цен на продукт.

Легендарный калабас Локо Абреу с эмблемами команд, за которые он выступал

- В заключении, Дмитрий, задам вам несколько вопросов о южноамериканском футболе, который вы любите и знаете. Ваше отношение к тому, что лучшие южноамериканские футболисты теперь чуть ли не в младенческом возрасте переезжают в Европу и MLS? Что можно сделать, чтобы хоть немного поправить ситуацию, или процесс необратим?

- Мне кажется, эта история является частью процессов, которые проходят в культурно-социальном поле планеты. Человечество меняется (изменилось?) в сторону безудержного потребительства, и каждый уже с пеленок требует или, по крайней мере, пытается требовать «кусок жизни, пока я не вышел вон!» Забавно, что если поборники т.н. традиционных ценностей в быту как-то выражают себя, то традиционные футбольные ценности исчезли как будто их и не было. Ни тебе попыток протеста, ни заупокойной. Проблема в том, что сам продукт, который предлагают Европа или MLS, по умолчанию не предполагает следования правилам и традициям семьи. Современная мифология говорит и показывает футбольный клуб как успешный коммерческий проект. Таким образом, как современный хомо видит фастфуд как быстрое, простое и постоянное решение собственных гастрономических проблем, так же подрастающее футбольное поколение воспринимает свою карьеру просто как готовый успешный бизнес. И ничего личного. Разумеется, свое влияние оказывает и финансовое положение южноамериканских клубов. Но и тут просвета не видно.

- За «Сан-Паулу» вы болеете со времен Теле Сантаны?

- Абсолютно верно! За сборную Бразилии болею с 10 лет, с мундиаля в Мексике, а за «Сан-Паулу» переживаю с того самого 92-го.

- Довольны работой Эрнана Креспо?

- К приходу в «Сан-Паулу» Креспо отношусь сдержанно. Но в воображаемом противостоянии его и руководства клуба однозначно буду на стороне Эрнана. Мне кажется, что направление, с позволения сказать, развития, которое было выбрано еще при Леко и не сильно изменилось при Касересе, является не только тупиковым, но и бросает тень позора на славное прошлое «Сан-Паулу». Большинство из сегодняшнего состава, за минимальными исключениями, просто не должно находиться в клубе с таким именем. Чтобы увидеть насколько все плохо, достаточно сравнить фигур, бравших мировые клубные титулы, и сегодняшних игроков основы. Мюллер, Раи, Кафу, с одной стороны, а, с другой, «праздничные пенсионеры» в лице Дани Алвеса и Миранды... Потолок этой команды – ковидный чемпионат Паулисты.

- Ваш любимый игрок в сегодняшнем составе «Сан-Паулу»?

- Такой, как ни странно, есть. Это Родриго Нестор.

- Дани Алвес - зло или добро для «Сан-Паулу»?

- Скорее, это ничего (мы беседовали за неделю до исключения Дани Алвеса из состава «Сан-Паулу» - прим.)

- Футбол изменился. Joga bonito когда-нибудь вернется в бразильский футбол?

- Боюсь, что нет, в том числе по причинам, о которых я сказал чуть раньше. Сейчас же, вспоминая команду Лазарони на ЧМ-90, которую тогда обвинили в антибразильском футболе, всерьез задумываешься об акте массового помешательства взбесившихся с жиру.

- Ваш самый любимый бразильский футболист? Сначала - действующий. Потом - за всю историю бразильского футбола.

- Мне легче составить команду мечты: Алиссон (Таффарел) - Кафу (Жоржиньо), Жулио Сезар, Алдаир, Леонардо - Дунга, Алемао, Каземиро (Мауро Силва) – Роналдиньо (Раи) - Роналдо (Ромарио), Карека (Бебето).

Александр Спивак

Классика: мате и Роман