Весь футбол в рондо - видение экс-аналитика «Реала»
В своем телеграм-канале я уже затрагивал тему игры в рондо, моду на которую ввёл Йохан Кройфф (как неожиданно).
Для начала нужно понять, что такое рондо: 3v1, 5v2, 5v5+2 или любой другой вариант, когда у группы игроков с численным превосходством есть мяч, а меньшая группа игроков пытается отобрать мяч. Что делает рондо таким полезным, так это его непосредственная близость, которая заставляет игроков проявлять все качества, необходимые для успеха на полноразмерном поле. Игроки не могут спрятаться, растягивая пространство, чтобы иметь больше времени на мяче. В рондо игроки должны постоянно определять и принимать решения в отношении меняющейся среды. То есть игроки могут мгновенно принимать решения в непосредственной близости от того, что делают другие. Технические способности имеют первостепенное значение, равно как и способность коммуницировать, соревноваться и принимать решения, оставаясь при этом собранным в атаке и защите.
Йохан Кройф описывал рондо в книге Стэна Бейкера «Наше соревнование - это мир»: «Все, что происходит в матче, кроме ударов, можно делать в рондо. Соревновательный аспект, борьба за свободное пространство, что делать, когда вы владеете мячом и что делать, когда у вас нет мяча, как играть в футбол в одно касание, как противодействовать жесткому прессингу и как отобрать мяч».
Теперь же представляю вашему вниманию видение на влияние этой игры на футбол экс-аналитика мадридского «Реала» Хулиана Генуда.
Со временем я понял, что весь футбол - это игра в Рондо. Когда я говорю, что здесь задействован «весь футбол», я думаю о двух вещах: 1. Рондо - очень мощный механизм для тренировки умных игроков; 2. Рондо находятся в разных частях поля, они являются частью самой игры.
Ключ (и риск, связанный практически с любым обучающим упражнением, которое мы можем дать нашим игрокам) - это понять, почему мы делаем то, что делаем, и в каких игровых контекстах могут возникать эти ситуации. Просто выполнение этого упражнения тоже может иметь некоторые преимущества (улучшение техники под давлением, уход из под опеки и т.д.), но в конечном итоге мы хотим, чтобы: 1. То, чему мы обучаем, переносилось в игру; 2. Игрок умел принимать решения; 3. Эти решения были «правильными»; 4. Решения должны приниматься и выполняться со скоростью, требуемой игрой.
Далее рассмотрим некоторые принципы, которым можно научить (или которые игрок будет использовать на практике) в рондо. В основном эти принципы взяты из работы в академиях «Динамо» Загреб и мадридского «Реала».
1. Базовые принципы
В футболе нельзя воспроизвести (и, следовательно, натренировать) все возможные игровые ситуации. Следовательно, игрок должен иметь ряд принципов, которые служат руководством при принятии решений. В конечном итоге именно они будут читать игру на основе того, как они её воспринимают, и принимать решение в зависимости от ситуации, в которую, по их мнению, они попали.
Ниже приведены некоторые фундаментальные принципы, которые обычно пытаются передать в рондо:
Ширина и глубина
При атаке важно иметь возможность разделить линии обороны соперника, увеличивая расстояние между ними и между игроками внутри каждой линии. В основном это достигается за счет использования ширины (как можно более широкого поля) и глубины.
Игра на третьего / свободного игрока
Как игрок, я должен понимать, когда я свободен от опеки, или когда я могу действовать как третий человек. Если я «свободный», я могу создать линию пропуска для возможного приема. Концепция «третьего человека» возникает из рассмотрения тех ситуаций, когда они пытаются создать треугольники против двух соперников. Когда один из нас владеет мячом (первый игрок), то наверняка за ним пойдет соперник, который, в свою очередь, сможет перекрыть линию передачи свободному игроку. «Третий игрок» состоит из другого игрока (второго человека), приближающегося к игре (все еще находящегося под опекой), чтобы получить мяч и играть лицом к лицу с этим свободным игроком (который сможет обеспечить непрерывность игры и станет в итоге третьим игроком).
Игрок с мячом (первый игрок) пытается играть с третьим игроком (свободным игроком), передавая мяч второму игроку (который под опекой, но который играет лицом и быстро, зная, как продолжить игру)
Получатель / создающий пространство
В связи с двумя предыдущими концепциями, как игрок я должен понимать, когда я буду получателем (то есть свободным игроком, имеющим возможность получить пас), а когда «благодетелем» (своими движениями и созданием глубины я буду генерировать пространства и условия для моих товарищей по команде, чтобы они были теми, кто может продвигать мяч).
2. Игровые зоны
Первая треть поля или зона розыгрыша
Первая треть поля является наиболее рискованной и в то же время дает наибольшую вероятность получения численного превосходства в рассматриваемой области.
3v1 в зоне розыгрыша
Если взять в качестве модели две команды, которые будут играть 4-3-3, эта первоначальная схема уже представляет ситуацию из игры в рондо: 3v1 в стартовой зоне. Овладение такой ситуацией поддается обучению, хотя именно в этих ситуациях мы обращаемся к некоторым из вышеупомянутых принципов для достижения большего успеха: поиск глубины (чтобы иметь возможность разделить линии обороны соперника), действия «благодетелей», благодаря которым один игрок не имеет никакой возможности забрать мяч у трёх.
Первоначальный расклад из двух команд, играющих по схеме 4-3-3. Этот базовый исходный макет уже представляет ситуацию 3v1 в стартовой зоне
3v1 в первой трети с широким расположением
Очень распространенный пример движений - это движение, когда латерали продвигаются к зоне полузащиты, чтобы не дать прессинговать сопернику, позволяя продолжить игру 3v1 в первой трети, но теперь с более широким расположением и гораздо большей вероятностью продвижения.
Подъем флангов к зоне полузащиты позволяет манипулировать опекой, чтобы иметь возможность «растянуть» игровое пространство для центральных защитников
4v2 в первой трети поля
Как упоминалось выше, возможности ситуаций, которые могут возникнуть в футбольном матче, практически безграничны. Следовательно, именно игрок сам должен попытаться решить за миллисекунды, какое лучшее решение он может принять.
В этом случае нападающий не следит за своим игроком. Следовательно, нападающий является кандидатом на роль свободного игрока (в зависимости от того, что решит сделать ближайший полузащитник соперника)
Вторая треть поля или зона продвижения
Зона продвижения обычно несет в себе определенный риск в случае незначительной потери. Однако создание ситуаций численного превосходства зависит практически от всей команды.
4v3 в зоне продвижения
Следующее - просто одна из многих вариаций, которые мы можем найти в футбольном матче. В этом случае, перед противостоянием 3v3, где центральный нападающий - это тот, кто решает покинуть свою зону, чтобы предложить себя в качестве свободного игрока и открыть новую линию для продвижения мяча. Это движение обычно довольно распространено, и иногда оно сбивает с толку защитников, которые не знают, покидать ли свою зону (наиболее критическую), чтобы нейтрализовать временное численное превосходство. Использование лишнего человека в этом пространстве будет во многом зависеть от того, как твоя команда соблюдает дистанцию, и когда они признают себя бенефициаром, а когда «благодетелем».
На этой картинке центральный нападающий - это тот, кто решает покинуть свою зону, чтобы предложить себя в качестве свободного игрока и открыть новую линию для продвижения
4v4 в зоне продвижения
Как уже упоминалось, во многих случаях не так просто добиться численного превосходства на поле (многое зависит от того, как началась игра, насколько хорошо противник уравновешен и, по логике вещей, какие решения принимают наши игроки).
Например, особая ситуация в игре 4 на 4 - это когда один из нападающих (хотя он также может быть центральным защитником) решает войти в эту зону, чтобы нейтрализовать свободного игрока. Быстрые движения по снятию опеки и постоянная поддержка являются ключом к продолжению продвижения (в дополнение к попыткам добиться превосходства со стороны игроком, которые находятся в другой зоне).
5v4 в зоне продвижения
В данном конкретном случае одна из сторон понимает, что у него есть потенциал стать свободным игроком. Следовательно, создать новую линию для продвижения из соответствующих зон: 5v4 и продвижение.
Оригинальная ситуация 4v4
Вингер создаёт новую линию для передачи и образует ситуацию 5v4
Финальная треть поля или зона завершения
В зоне завершения очень сложно добиться численного превосходства (фактически, во многих случаях будет численное превосходство у обороняющейся команды), за исключением переходных эпизодов. Возможные ситуации: попытка сыграть 1v1 или даже 2v1, и надежда на постоянное творчество игроков во многих случаях является оскорбительным принципом. Кроме того, еще одна фундаментальная концепция - как справиться с потерей мяча в этих областях, - жизненно важный момент, который не всегда принимается во внимание.
2v1 в финальной трети
Создание 2v1 в финальных зонах часто является очень желательным контекстом для поиска, но этого не так легко достичь. Однако это не должно указывать на то, что некоторые игроки не пытаются его создать постоянно. В этом случае раскрыться пытается левый защитник.
Ключевым моментом является также то, что могут делать другие нападающие и полузащитники. Обратите внимание на важную роль, которую они играют как «благодетели», создавая пространство в определенных зонах.
1v1 в финальной трети
Когда это невозможно с одной стороны, во многих случаях причина заключается в том, что соперник эффективно группирует игроков в этих зонах. Именно в этих случаях адекватное владение мячом, позволяющее найти свободных игроков для перемещения мяча в другую зону (изменение ориентации), создает благоприятные условия для игры 1v1. При индивидуально сильных игроках в атаке этот принцип может быть очень желательным.
3. Типы рондо
– Позиционное рондо
Это рондо, в котором некоторые игроки остаются на фиксированных позициях. Обычно единственная цель - сохранить позицию. Обычно они наименее требовательны.
– Переходное рондо
Обычно, когда вы теряете владение мячом (или когда возвращаете его), необходимо соблюдать некоторые принципы (например, немедленный отбор после потери мяча или изменение позиционной структуры после возвращения вместо контратаки).
– Смена ориентаций
Как следует из названия, он заключается в перемещении игры в другую зону после выполнения определенных правил (например, после четырех касаний в одной зоне, мяч передается в другую, поскольку соперник имеет тенденцию скапливаться в зоне, где находится мяч).
В итоге, мы можем смело утверждать, что почти любая ситуация, которая возникает на футбольном поле, так или иначе тренируется при игре в рондо (это могут быть как прямые ситуации, так и косвенные: принятие правильных решений, скорость выполнения этих решений, техника этого выполнения).
Помню всегда тренер моделировал разные ситуации на тренировках.
Спасибо за статью и за ностальгию)