9 мин.

Сборную опять показывает «РЕН ТВ». Почему?

Интересно.

Матч сборной России с Мальтой – наименее интересный из тройки сентябрьских матчей квалификации: домашняя игра на стадионе «Спартака» с одним из аутсайдеров. Неудивительно, что ее не покажет «Первый», но еще удивительнее, что ее покажет «РЕН ТВ».

От такого матча точно не отказался бы «Матч ТВ», но в итоге он покажет игру только в записи из-за конфликта с правообладателем, компанией «Телеспорт» Петра Макаренко (главный посредник в мире телеправ на спорт в России). Проблемы в отношениях спортивного телеканала и Макаренко начались еще в начале года – из-за этого, например, «Матч ТВ» не смог показать ни одного матча сборной России на Евро.

После Евро ситуация не изменилась. «Думаю, что уже ни для кого не секрет, что показывать матчи национальной сборной на федеральном телеканале нам просто не дают ни на каких условиях, – писал главред «Матч ТВ» Александр Тащин в своем телеграм-канале. – Даже игру России с Мальтой, потенциально не самую рейтинговую, правообладатель решил продать телеканалу «РЕН ТВ», а не профильному спортивному телеканалу».

Напомните, почему права у «Телеспорта»?

«Телеспорт» – крупнейшее спортивное медийное агентство России. Гендиректор Петр Макаренко в конце 1980-х занимался рекламой, а в начале 90-х, когда конкурировать с крупными компаниями стало сложно, сосредоточился на спортивном маркетинге.

«Мы стали делать акцент сначала на рекламе на спортивных соревнованиях, а потом уже стали работать в более в широком смысле: приобретение телевизионных прав на различный контент, маркетинговые права, а в дальнейшем сосредоточились уже на том, чем мы сейчас занимаемся», – рассказывал Макаренко «Дождю» (*выполняет функции иностранного агента).

У «Телеспорта» все медиаправа на матчи сборной России по контракту с РФС до 2022 года. Компания платит РФС, получает права на трансляции, потом продает их телеканалу, но просит 18 минут рекламы, которые в свою очередь еще раз продает. 

А вообще у «Телеспорта» права не только на матчи сборных. Почти все топовые чемпионаты попадают к телеканалам через Петра Макаренко и его компанию. Именно поэтому, например, чемпионаты Италии и Испании в прошлом сезоне нельзя было посмотреть на «Матч ТВ» в интернете – у телеканала были права только на ТВ-показ, а вот в интернете – у «Телеспорта» (но с сезона-2021/22 Испания полностью ушла на Okko, а Италия – на «Матч» в том числе с интернет-правами).

Пару лет назад «Телеспорт» хотел запустить собственный телеканал с платной подпиской, но пока все ограничивается трансляциями в интернете. Компания продает права на показ Mail.ru Group («ВКонтакте», «Одноклассники») и взамен просит права на рекламу. Канделаки сомневается, что это эффективная тактика: «Знаю, что несколько раз компания просто занимала в долг у моего хорошего знакомого, чтобы оплатить текущие контракты. Знаю, что у компании большие долги и масса заложенных активов. И об отрицательном финансовом результате при таких вот «шедевральных» продажах тоже знаю».

Петр Макаренко – учредитель двух компаний: АО «Телеспорт Груп», которая и перепродает права, и ООО «Телеспорт Медиа» – юрлицо его канала SilaTV, показывающего спорт в интернете. По данным ФНС, выручка компании в 2020 году составила 1,9 миллиарда рублей (сократилась вдвое), прибыль – 10 миллионов рублей (падение в 14 раз).

Но тут надо понимать, что жизнь «Телеспорта» зависит от продажи прав и рекламы – а в 2020-м никаких крупных турниров не было. Так что уже в этом году компания почти наверняка покажет рост – здесь и Евро-2020, и Олимпиада, и другие крупные турниры.

Бизнес медийной дочки группы значительно меньше. Выручка второй год подряд находится на уровне 150 миллионов рублей, убытки проекта: 87 миллионов рублей в 2019 году и 33 миллиона – в прошлом.

Трансляция весеннего матч со Словакией чуть не сорвалась из-за несогласованной рекламы от «Телеспорта» – так мы узнали, что Макаренко и Канделаки не ладят

По словам босса «Матч ТВ» Тины Канделаки, РФС возмутился, что «Телеспорт» пытался продать ему рекламу с его же пулом спонсоров – да еще и в три раза дороже стандартной суммы. Макаренко отказывался снять неутвержденную РФС рекламу, но все же сдался – и игру показали.

«Компания, возглавляемая Петром Макаренко, легендарна. Петр не стесняется приходить в кабинеты больших руководителей компаний с госучастием и убеждать их в том, что их бренды должны появиться на рекламных поверхностях крупнейших спортивных событий в мире, – писала Канделаки в телеграм-канале. – Потому мы и видим знакомые названия во время самых рейтинговых соревнований. Других бюджетов, кроме, может быть, большой тройки сотовых операторов, готовых вкладываться в права на рекламу в спорте, у нас сейчас нет. Наш средний класс в своем текущем состоянии оплатить топовый спорт не может физически».

После этого случая у «Телеспорта» и «Матч ТВ» сохранились отношения, но очень натянутые – перед Евро, кажется, лопнули и они. 

Из-за рекламы матч с Польшей оказался на «РЕН ТВ». Дальше полыхало вокруг игры против Болгарии

Товарищеская игра России и Польши оказалась на «РЕН ТВ», который не показывал матчи сборных 12 лет – последний раз там смотрели игру Украина – Греция в плей-офф квалификации ЧМ-2010. Еще за день до матча России и Болгарии было непонятно, где ее покажут. В итоге матч транслировал «Первый», но если бы сборная России по хоккею вышла в полуфинал, «Первый» показывал бы его – и что тогда было бы с футболом, непонятно.

«Задайте вопрос РФС, почему они, перед тем как назначать товарищеские матчи, не согласовывают с нами даты и время, что должны делать, – возмутился Макаренко в комментарии для «Российской газеты». – И почему они не понимают элементарных вещей, назначая игру футбольной сборной на то же время, что и полуфинал чемпионата мира по хоккею с возможным участием сборной России. Другие каналы не хотят ставить товарищеский матч сборной России по футболу против матча хоккейного – в полуфинале чемпионата мира. Поэтому все проблемы по матчам футбольной сборной 1 и 5 июня сгенерированы РФС».

Правда, тут же слова Макаренко опровергла Тина Канделаки – она заявила, что «Матч ТВ» еще 12 мая направил «Телеспорту» письмо насчет показа игры и был готов организовать студию. Но ответа не было.

По информации журналиста Сергея Егорова, РФС перестал покупать рекламные слоты у «Телеспорта» для своих спонсоров после роста цен (это как раз реклама с наценкой в 300%, по словам Канделаки). Именно поэтому сборную показали на «РЕН ТВ».

«Почему и как возникла эта система, я не знаю. Петр объяснял мне это просто. Он в деле с 1994 года: покупает, продает спортивные события, телевизионную рекламу и именует себя лидером рынка. В узких кругах Петр называет себя практически самым близким другом Виталия Мутко, объясняя свою всесильность и этим фактом», – писала Канделаки.

В эпоху Мутко Макаренко был коммерческим директором РФС и имел огромное влияние на систему. Например, как рассказывал журналист Евгений Дзичковский, Макаренко не только участвовал в согласовании соперников и мест проведения матчей сборной, но даже собеседовал тренеров молодежки и юниорских команд. И перед уходом Мутко из РФС «Телеспорт» как раз получил долгосрочный контракт на телеправа до 2022 года. 

Василий Уткин уточнял: «В материале говорится о дружбе Петра Макаренко, владельца Телеспорта, и Виталия Мутко (что правда), и указано, что права оказались у Петра незадолго до того, как Мутко покинул РФС. Там не хватает одного слова: тендер. Эти права были выиграны на конкурсе, условия и подробности которого очень легко поднять.

Если вы хотите понимающе закатить глаза и сказать: о, знаем мы эти тендеры! – то я скажу вам, что, во-первых, Мутко оставил РФС не по плановым срокам, а под давлением допингового скандала. То есть довольно нетипично и внезапно. Во-вторых, Телеспорт при Мутко участвовал в куче тендеров, какие-то выигрывал, какие-то нет. В том числе самые желанные – на показ чемпионата России.

И в-третьих. За «Телеспортом» тьма выигранных международных тендеров, где он, в частности, уделывал «Матч ТВ» (права на Испанию, на Италию) как бык овцу. То есть люди вообще-то умеют работать».

А что думает РФС?

В эпоху Николая Толстых у РФС уже был публичный конфликт с «Телеспортом», когда Макаренко наехал на боссов русского футбола: «Как можно сотрудничать с организацией, которая не рассказывает, на что она тратит средства, постоянно жалуется на долги, а когда речь заходит о футболе – слышен один негатив».

Толстых отреагировал очень едко: «Советую Петру Макаренко <...> не призывать к смене руководителя только потому, что впервые за много лет РФС пытается контролировать деятельность коммерческого партнера «Телеспорт», не испытывающего такие финансовые проблемы, как РФС».

В 2015-м Толстых даже направил «Телеспорту» письмо, в котором пообещал разорвать все контракты, если Макаренко продолжит критиковать руководство РФС, но конфликт затух после отставки президента и возвращения удобного для бизнесмена Мутко.

Сейчас до завершения конфликта явно далеко. РФС заявил, что был готов содействовать «Телеспорту» в переговорах с «Матч ТВ», «однако в силу не известных нам причин Макаренко отказался от этих переговоров и сделал выбор в пользу «РЕН ТВ». Многие медиа – от «Комсомолки» до «Российской газеты» – объясняют это неприязнью Макаренко к руководству «Матч ТВ» и Тине Канделаки. 

Если при Мутко РФС был максимально лоялен к «Телеспорту», то сейчас, кажется, медиамагнат утратил влияние. Оцените тон высказывания заместителя генерального секретаря РФС Эрики Суриковой (кстати, она прежде работала в «Телеспорте») о матче с Болгарией:

«Мы можем только еще раз посоветовать господину Макаренко внимательнее читать контракты или нанять специального человека, который поможет ему узнать его права и обязанности. Что касается замечания руководителя «Телеспорта» о «проблемах с матчами сборных 1 и 5 июня», то вся ответственность за их показы лежит на его агентстве», – сказала Сурикова в комментарии «РБ-Спорту». 

По ее словам, РФС пожаловался на «неадекватное поведение» «Телеспорта» в УЕФА и пообещал прекратить «порочную практику спекулирования правами».

С этим согласен комментатор «Матч ТВ» Георгий Черданцев: «Единственный способ избавиться от бардака с телеправами на спортивные трансляции – это законодательно установить, что права на спортивные события может покупать только профильное спортивное СМИ, имеющее федеральную вещательную лицензию».

Макаренко пока стоит на своем.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Куденко, Сергей Мамонтов, Кирилл Каллиников