Все с Матча или почему монополия это плохо
Самая обсуждаемая тема, связанная с показом спорта на ТВ - ситуация вокруг "Матч ТВ". Этим летом спортхолдинг вполне удачно показал два главных старта года и вернул права на АПЛ. При этом канал потерял чемпионат Испании, со скандалом расстался с Нобелем Арустамяном и вернул свою сетку во времена "России-2".
1 ноября 2015 года российское спортивное ТВ пережило революцию. Именно так можно описать полный передел всего спортивного телерынка. После распада СССР ТВ поступательно развивалось в сторону большей конкурентности: от двух-трёх кнопок в начале 90-х мы пришли к множеству телеканалов на любой вкус. Спортивный телерынок развивался примерно в том же ключе: появление НТВ с последующим созданием НТВ-Плюс, запуск общедоступных 7ТВ и "Спорта", развитие спортивного вещания на ТВЦ и РЕН-ТВ. В 2009 году число спортивных вещателей подсократилось: ТВЦ и РЕН-ТВ спортивные редакции прикрыли, 7ТВ переформатировался, а потом и вовсе стал спонсором Футбольной Небесной Лиги, "Спорт" стал "Россией-2".
В начале десятых ситуация была такой: два ведущих игрока телерынка (ВГТРК и "НТВ-Плюс") соревнуются за показ основных спортивных событий, общедоступный "Первый" показывает самое главное, Eurosport и Viasat - то, на что их зарубежные редакции имеют права. Ситуация была вполне стабильной - "НТВ-Плюс" имел права на показ большинства ведущих лиг и ряда турниров в неигровых видах спорта, ВГТРК делал ставку на показ соревнований с участием наших, попутно отхватывая куски пирога у "Плюса" (АПЛ, Ролан Гаррос).
После создания "Матча" всё изменилось. Два главных конкурента объединились. Представить такое в западном мире довольно тяжело (покупка Fox Диснеем - это именно покупка, а не объединение). У нас же довольно несложно, учитывая почти полную аффилированность крупного бизнеса с государством. Так и со спортивным ТВ: ВГТРК - государственный холдинг, "НТВ-Плюс" принадлежит "Газпрому", который с государством связан непосредственно, не забываем и про события 2001 года. Таким образом выходило, что в российском спортивном телевидении создавалась монополия - все спортивные события, за небольшими исключениями у Eurosport и Viasat, оказались в руках одного владельца.
Хорошо это или плохо? И вот тут мы встаём перед главным вопросом. С одной стороны - хорошо, потому что теперь не нужно мучить себя мыслями о том, где смотреть матч любимой команды или выступление российского спортсмена - включи "Матч ТВ" или один из его каналов и смотри. Но на практике всё оказалось совсем не так.
Во-первых, канал совершенно не умеет работать с кадрами. Про тех, кто ушёл здесь уже писали, повторяться не буду. Достаточно сказать, что адекватной замены ушедшим комментаторам найти не удалось. Я вот как-то не вспомнил самородков, найденных грамотным менеджментом "Матч ТВ". Единственное - корреспонденты стали комментаторами (Жичкин, Аксёнов, Зигаев и пр.), но их роль незначительна, основные события у тех, кого мы и так знали.
Во-вторых, канал потерял то, ради чего во многом создавался и то, что могло видеться его плюсом - статус монополиста. Внезапно оказалось, что кошелёк "Газпрома" небездонный и бездумная трата средств привела к потерям спортивного контента. И это стало проблемой. Уже в сезоне 2016/17 футбольные болельщики лишились возможности легально наблюдать за трансляциями Испанской Примеры. Украинцы нашли деньги на показ, мы - нет. Проблему решили в середине сезона 2017/18, когда "Матч" взял сублицензию у "Телеспорта", который и купил права на Испанию. В этом году "Телеспорт" перешёл под крыло "Сбербанка", у которого, в свою очередь был запущен свой сервис. Таким образом, Испания, которая у "НТВ-Плюс" шла без перерывов почти 20 лет, на новом холдинге оказалась в роли нелюбимого ребёнка. Дальше - больше. "Матч" почти полностью остался без тенниса, который ушёл на Eurosport (у "НТВ-Плюс" для тенниса был создан целый канал). ММА ушли на Wink от "Ростелекома". Американские лиги тоже шли где-то в другом месте, большее, на что хватило "монополиста" - взять сублицензию у "Яндекса" на НХЛ.
В 2019 году "Матч" допустил серьёзную ошибку, забыв о потенциальных конкурентах в интернете, предложив Английской Премьер-Лиге небольшую сумму за показ, которую неожиданно перебил Рамблер, создавший интернет-сервис Okko. И это событие стало во многом поворотным в новой реальности. Неожиданно оказалось, что "Матч ТВ" неконкурентоспособен. Все его преимущества заключались в статусе федерального канала (ряд правообладателей заинтересованы в показе контента на широкую аудиторию) и статусе монополиста (больше некому). Первое преимущество никуда не делось, поэтому футбольные еврокубки, Чемпионаты мира и Европы, Олимпийские игры и прочие подобные турниры "Матч" показывать будет и дальше. А вот со вторым преимуществом встал вопрос. Конкуренты никуда не исчезли - они ушли в Интернет. "Матч" для сохранения своего статуса теперь был вынужден либо выпрашивать средства у богатого владельца, как это произошло с АПЛ, либо договариваться с конкурентами, как это было с НХЛ или как это произошло в этом сезоне с Францией - права были куплены в паре с "Ростелекомом", у которого есть свой сервис Wink. Okko продолжает развиваться и уже показал Кубок Америки, взял права на Примеру и матчи сборных со следующего сезона. Кроме того, известно, что Российская Премьер-лига отказалась от предложения "Матча" о продлении прав на показ, поэтому ждём борьбы за российский футбол. Сборную России холдинг уже потерял, максимум на что у них есть права - интернет-эфир и записи.
Ну и наконец, про наполнение. Канал в последнее время увлёкся показом неспортивного контента - то, чем занималась полуспортивная "Россия-2". Я не склонен считать, что это признак конца проекта. Скорее речь идёт о привлечении неспортивной аудитории. Традиционными способами канал это делать не научился, поэтому мы видим то, что есть. Тем более, что реальной замены у "Матча" на данный момент на уровне традиционного ТВ нет, хотя неизвестно, может "Сбер", "Ростелеком", "Яндекс" или ещё кто-то создаст полноценный спортхолдинг, равный "Матчу".
На сегодня ситуация выглядит довольно неоднозначной. С одной стороны, "Матч ТВ" продолжает сохранять статус главного спортивного канала страны и имеет довольно большой пакет прав. Очевидно, что полный крах ему не грозит. С другой стороны, денежные и кадровые потери могут сказаться и мы увидим нечто новое, либо будет создан полноценный конкурент и в итоге получится то, что было до "Матча" - 2 равных игрока на рынке спортивных телеправ.
Ну и напоследок. В 2014 году на сайте вышла статья "Минус на минус. Почему загибается НТВ-Плюс". Как говорится, всё познаётся в сравнении, замена "НТВ-Плюс" оказалась не в пример хуже самого "НТВ-Плюс".
P.S. В преддверии тендера на показ РПЛ анонсирую цикл статей об истории показа чемпионата России по футболу на российском ТВ с 1992 года. Пока определяюсь с форматом статей, ждите в течение этого месяца.