5 мин.

А нужен ли Матч ТВ зрителям?

Всем доброго времени суток! Обсуждали с друзьями недавний уход Нобеля Арустамяна с Матч ТВ и разговор выкрутился на интересную тему: актуальность спортивного канала и спортивного телевидения, в целом.

Я сам давно задумывался на эту тему и решил рассмотреть эту проблему с разных точек зрения: зрителя, эксперта, руководства. Поскольку , в любом случае, все эти линии пересекаются между собой и одновременно имеют свои интересы. Вообще, с развитием интернет-платформ, роль телевидения немного упала, но оно однозначно никуда не денется и будет продолжать играть важную роль в жизни общества. Просто теперь появляется выбор: смотреть ТВ-трансляцию либо интернет-контент. Сам я на Матч ТВ смотрю спортивные трансляции и некоторые аналитические передачи: Все на Матч, После футбола с Георгием Черданцевым, 8-16, Правила игры и пр. Надо отдать должное руководству канала и людям, отвечающим непосредственно за подготовку и выпуск трансляций и программ: качество продукта, его анимация и визуализация на очень хорошем уровне. Я смотрел трансляции и передачи на ESPN, SkySports, BT Sports и могу сказать, что Матч ТВ в этом плане мало в чем уступает. Видно, что руководство много вкладывает и в платный пакет Матч ТВ, что меня очень радует и удивляет. Среди моих знакомых очень много людей, которые не хотят брать подписку, даже если им интересен тот или иной вид спорта или чемпионат, который доступен на платных каналах. Причем, дело даже не в цене, а в принципе. Мне иногда кажется, что это вообще какой-то национальный комплекс, что ли. Подавляющее большинство людей привыкло и думает, что весь спорт должен быть общедоступным, хотя та же стоимость подписки на Матч-Премьер, по моему мнению, вообще ниже плинтуса. 300р по-всякому можно изыскать при желании.

Фрагмент из передачи "8-16". Фото взято из открытых источников

При этом, много разговор ведется о том, что клубы должны получать гораздо больше за ТВ-права, что должен быть более выгодный договор для клубов с телевидением. А за счет чего? Если большинство людей не хочет платить за российский футбол и считает, что он достаточно низкого качества. Хотя тут стоит сказать, что уровень трансляций и репортажа часто гораздо выше уровня самой игры, но матч на матч не приходится. И в АПЛ, и в Бундеслиге случаются откровенно скучные матчи. Даже у топ-клубов. Так что это точно не самая адекватная причина. При всем при этом, многие говорят о том, что и трансляции на Матч-ТВ собирают далеко не высокие рейтинги (кроме, разумеется, ОИ, ЧЕ, ЧМ, но это отдельная история). И понятна мысль и политики канала, чтобы привлекать дополнительных зрителей, такие шаги как приглашений Ольги Бузовой, например. Наверняка, это привлекло немало новых зрителей и просмотров, но я уверен, что процентов 80-85 из них решили посмотреть именно на Ольгу. У нее огромное количество подписчиков, огромная армия поклонников и им интересно все творчество. Но опять же, они пришли, посмотрели и ушли. Проблема Матч ТВ да и многих других тематических каналов в аудитории. Сейчас мало кому нужна экспертная аналитика, анализ игры и прочие профессиональные аспекты спорта. Многие смотрят именно ПЕРСОНАЛЬНО, ЛИЧНОСТНО. Поэтому сейчас и популярнее "instagram". Выбираешь за кем следить и вот тебе пожалуйста, жизнь человека у тебя в телефоне.

Также понятна политика канала извлекать финансовую выгоду всеми возможными способами. Это нормально. Канал должен не только вкладывать, но и зарабатывать. Но смотреть все эти передачи с постоянными "рекламными вставками" от ведущих, честно говоря, тошно. Мало того, что и так перерывы на рекламу идут, так еще и во время просмотра тебе постоянно кидают контекстную рекламу. И в этом тоже минус, что не до конца развернуться ведущим, экспертам. Есть же понятие "формат канала". Есть определенные правила поведения, линия канала, эфирное время, которому нужно следовать. И это накладывает отпечаток. Все приходится делать быстро, на бегу и лично мне постоянно не хватает, кажется, что тему до конца не успевают раскрыть. Для меня до сих пор эталоном остается передача "90 минут плюс". У меня было такое ощущение, что ее отдавали на откуп ведущим и они там разворачивались на полную катушку. Вот там действительно успевали и обсуждали ВСЕ, что можно было. Поэтому сейчас много youtube-каналов, где меньше давления, цензуры и участники более раскованы, и они пользуются популярностью. Мне, например, очень интересны в этом плане "Коммент-Шоу", "Сычев Подкаст", "Красава". Кстати, у Евгения Савина в одном выпуске был один очень примечательный в этом плане момент: когда набирали игроков в ФК "Красава", проводили отборы, некоторые из участников были озабочены только тем, попадут они в "видос" или нет. И это показательное отношение к футболу, в частности, и к спорту, в целом.

Денис Казанский и Константин Генич. Фрагмент "Коммент-шоу"

Также показательно то, что сейчас стало популярно смотреть трансляции без комментаторов. То есть либо интершум, либо просто без звука. А ведь это как раз те люди, которые могут "вытянуть' откровенно скучную игру. Хотя бывает, конечно, что и игра утягивает людей с собой на дно. Но ведь люди до сих пор вспоминают фразы из репортажей Виктора Гусева, Владимира Маслаченко, Василия Уткина, Георгия Черданцева, Констанина Генича, Геннадия Орлова и многих других ( не в обиду остальным, кого не назвал - уж очень долгий перечень был бы). Но сейчас , видимо, телевидение все более и более тяготеет к развлекательному формату. Хотя, при этом были интересные проекты у того же МАТЧ-ТВ вроде "Дерби мозгов", "Команда на прокачку", "Ростов на кону". Но у нашей аудитории не заходит почему-то. Хотя тот же "Ростов на кону" вполне можно сравнить с "Все или ничего" про Ман Сити с Гвардиолой. Мне даже было интереснее смотреть про Ростов, было лучше срежиссированно и снято. Может, конечно, вытягивает харизма Валерия Георгиевича Карпина, но про Пепа Гвардиола тоже не скажешь, что у него отсутствует харизма.

По итогу видно, что канал хочет развиваться, пытается повысить лояльность аудитории, привлечь новых зрителей. И хочется поблагодарить руководство канала, что несмотря на частую критику, у них еще не опустились руки и они не скатились как 7ТВ до "Диалогов о рыбалке" или как "Спорт" на котором уже кино под конец было больше, чем спорта. Поэтому давайте не допускать такого стечения обстоятельств, оформляйте подписки, поддерживайте отечественный спорт. Тем более по вполне лояльным ценам.