Большое интервью Стива Манданда для La Provence в преддверии нового сезона
🔹 После летнего перерыва Вы достаточно быстро вернулись в основную обойму. Вы хотели показать, что всё ещё в строю?
— Вовсе нет. Это всё Хорхе Сампаоли, именно он попросил меня выйти на поле. Я был немного удивлён. Обычно перед первой игрой у нас проходит неделя лёгких тренировок. То же самое и с Дуе, который вышел на поле сразу же после возвращения в расположение клуба. 🔹 Думаете ли Вы о конкуренции с Пау Лопесом, о том, что он захочет занять ваше место?
— Говоря о новоприбывшем Пау, это нормально думать о конкуренции с ним. В любой команде, которая хочет быть на самом верху турнирной таблицы, на каждую позицию должны быть сильные дублёры, и мы – не исключение. Поскольку Пеле покинул клуб, пришлось приобретать нового вратаря. В прошлом сезоне я говорил с Лонгорией, так что я знал, что в трансферное окно кто-то придёт. Мне уже 36 лет и я не собираюсь играть вечно. Позиция вратаря не принадлежит мне и рано или поздно мне придётся уйти. Но пока я всё ещё здесь! Я буду играть столько матчей, сколько мне позволит главный тренер. И на закате своей карьеры я постараюсь получить как можно больше удовольствия от игры.
🔹 На сегодняшний день Вам проще играть с огромным опытом за плечами или, наоборот, тяжелее, думая о приближающемся окончании карьеры?
— Это нормальное явление. В какой-то момент нам всем нужны изменения в жизни. Меня это не пугает, потому что мы давно всё обсудили с Пабло и я готов ко всему. Привносить что-то новое в команду пойдёт на пользу всем.
🔹 Вам нравится то, как люди удивляются, что Вы всё ещё выступаете на высоком уровне, или что вас даже сватали в «Лилль»?
— Я не обращаю внимания ни на все разговоры, ни на какие-то слухи вокруг себя. Я знаю, что происходит у меня в голове, знаю, чего хотят тренер и руководство и это самое главное. Имея социальные сети, сложно полностью отстраниться от этого, но всё же я пытаюсь.
🔹 Несколько недель назад в нашей колонке бывшие вратари и тренеры «Марселя» писали о том, что раньше было намного опаснее иметь конкуренцию среди вратарей в команде, потому что малейшая ошибка могла бы дестабилизировать сразу обоих.
— Более это опасно или менее, всё зависит исключительно от вашего психологического состояния. Это может быть вызов, дополнительный источник мотивации. Всё зависит от конкретных людей. У меня с этим нет проблем, я считаю это совершенно логичным решением и просто хочу получить как можно больше удовольствия от игры, вне зависимости от того, сыграю я 10 или 30 матчей в сезоне.
🔹 Каждый раз после пропущенного гола Вы очень сердитесь. И даже голы, забитые в товарищеских встречах, не стали исключением. Даже если пропущенный гол не означал поражение.
— Ты не можешь изменить свой характер. Я выхожу на поле для того, чтобы не пропускать голы. Даже если мы выигрываем, пропущенные голы расстраивают. Любой вратарь скорее предпочёл бы выиграть 1:0, чем 5:4. И так будет всегда.
🔹 Это и говорит как раз о психологическом состоянии. Два сезона назад после пропущенных голов Вы выглядели более расстроенным.
— Это всё вопрос интерпретации. Когда вы наводите камеру на вратаря, который только-только пропустил гол, первая его эмоция – злость. Через несколько секунд после какого-то выкрика наступает разочарование. Я никогда не улыбался. Никто не улыбается в такие моменты. Сначала мы в ярости, а потом снова включаемся в игру.
🔹 Каким было Ваше первое общение с Пау Лопесом?
— Пау не говорит по-французски, мы лишь немного перекидываемся фразами по-английски. Он не тренируется с нами в одной группе, потому что всё ещё проходит курс реабилитации после небольшой травмы, полученной в матче Лиги Европы. Йон Паскуа (тренер вратарей, прим.) рассказывал мне о нём, так как они вместе работали в «Бетисе». По рассказам Пау кажется отличным человеком с большим опытом. Так что его переход явно пойдёт на пользу команде. Он попал в незнакомую для него среду, так что в наши обязанности входит помочь ему адаптироваться, а в его – приложить к этому усилия. 🔹 С 2010 по 2012 годы Вы выиграли несколько трофеев с «Марселем», а позже – проиграли несколько финалов. Хотелось бы получить последнюю радость с клубом?
— Конечно я бы хотел заново пережить момент счастья от выигрыша титула с «Марселем». У нас такой город, такая страстная публика, так что хотелось бы победить и разделить это счастье вместе со всеми.
🔹 Было здорово снова воссоединиться со зрителями в матче с «Вильярреалом»?
— Невероятно здорово видеть стадион таким, пусть даже и наполовину заполненным. Спустя полтора года, обстановка была необыкновенная. Уже не терпится увидеть полностью заполненный стадион и разделить эту радость с нашими болельщиками.
🔹 Сидя на трибуне, совсем не ощущалось, что стадион пуст более, чем на половину.
— Естественно! Наши болельщики настолько горят командой, что, будучи даже наполовину заполненным, стадион звучит громче, чем у кого-либо в Лиге 1. Из-за этого ещё больше хочется наконец-то вернуться к нормальной жизни.
🔹 В прошлом сезоне пришлось играть без болельщиков. Полный стадион поддерживал бы Вас и подталкивал к лучшим результатам. Но, возможно, когда ситуация накаляется, в такие моменты и правда лучше было бы оставаться за закрытыми дверями?
— В этом и есть вся прелесть этого клуба, чрезмерная страсть в обе стороны. Я в любом случае предпочитаю играть на полном стадионе, даже когда наступают тяжёлые времена. Потому что потом, когда ситуация станет лучше, публика не оставляет это без внимания и поддерживает тебя с ещё большей страстью. Но, безусловно, для такого нужно быть психологически очень сильным человеком. «Марсель» всегда будет таким. Мы все знаем, на что подписываемся, когда переходим сюда.
🔹 Что вы думаете о новичках?
— У нас есть молодые игроки, немного беззаботные, но с большим потенциалом. Они многое могут дать команде. Игроки открыты, они сильны морально и имеют большой опыт. Президент и руководство создали однородную команду. Гендузи молод, но у него есть опыт, то же самое Камара. Де ла Фуэнте буквально жил внутри «Барселоны». Салиба совершенно невозмутим, он играет без давления, свободно. Он далеко пойдёт.
🔹 В 2007 году Седрик Каррассо получил серьёзную травму и Вас экстренно сделали первым номером команды.
— Поговорим немного о том, что произошло... 14 лет назад! Когда ты новичок, люди к тебе более снисходительны. Однако со временем к тебе становятся уже более требовательными. Главная трудность в том, чтобы суметь удержать высокий уровень в момент, когда в тебе нуждаются больше всего. Я горжусь этим. Есть игроки, которые запомнятся в клубе трофеями, выдающимися выступлениями. Что же касается меня, моё длительное пребывание в «Марселе» тоже не останется незамеченным.
🔹 Мы все ждём, что Стив Манданда останется всё тем же Стивом Манданда.
— Это нормально. Когда я провожу средний матч или даже сезон, я первым буду ругать себя. Моя игра не должна стоить команде очков в турнирной таблице.
🔹 Видно, что многие игроки теперь должны тщательно обдумывать свои действия, когда хотят сместиться по позиции на поле, в зависимости от ситуации.
— Это не так просто. Мы защищаемся по одной системе, атакуем – по другой. Необходимо постоянно обдумывать свои решения. От нас требуется безбашенность, энергия, постоянный импакт. Установка тренера «прямо к цели» идеально подходит нашему клубу, как в общечеловеческом плане, так и в том, что требует от нас Сампаоли на поле. Сейчас дела в клубе идут хорошо, нужно провести хороший сезон, получать хорошие результаты, вот, что для нас важно. 🔹 Такая установка стимулирует вас?
— Очень стимулирует.
🔹 Какие у Вас ожидания от будущего сезона?
— Очень высокие. Клуб всегда должен находиться на пьедестале. Это будет сложно, потому что в чемпионате есть ещё такие клубы как ПСЖ, «Монако», «Лилль», «Лион», «Ницца». Но мы должны быть там. Это то, чего заслуживает «Марсель». Наша цель – показать результат лучше, чем в прошлом сезоне. Мы не рассчитываем на 4 место, только пьедестал, первые три позиции. 🔹 Этого легче добиться без Лиги Чемпионов?
— Не совсем. Лига Европы тоже непростой турнир. Сложные перелёты, игры в четверг и воскресенье, хороший уровень соперников. Я бы предпочёл играть в среду в Лиге Чемпионов, чем в четверг в Лиге Европы. Но много матчей – это тоже хорошо, появляется возможность задействовать больше игроков.
🔹 У Вас уже, небось, руки чешутся от нетерпения приступить к сезону?
— Не могу уже дождаться, это правда. Предсезонная подготовка никогда не заменит соревновательный чемпионат. Везде произошли изменения. «Монпелье» поменял тренера, стиль игры. Мы также поменяли тактику, заменили три четверти команды, очень интересно посмотреть на то, как это будет работать.
🔹 На Чемпионате Европы Вы не сыграли ни одной минуты. Это расстроило вас?
— Нет. Я расстроился, когда Франция вылетела с турнира. Я прекрасно понимал, что, скорее всего, не буду играть. Цель сборной в том, чтобы команда прошла как можно дальше. Каждый знает свою роль. Если не на поле, то в раздевалке или на тренировках, я старался поддерживать команду.
🔹 Обсуждали ли Вы своё будущее в сборной?
— Нет, всё и так достаточно логично. У нас есть молодой Майк Меньян, а также многие другие игроки, которые вскоре присоединятся к основной группе. Я не знаю, как это пройдёт, но у всего есть логичное завершение. Как бы ни было тяжело осознавать, но это нормально, что в один момент меня перестанут добавлять в заявку сборной. 🔹 Вы хотели бы поехать на Чемпионат Мира в Катаре?
— Я не ставил такой цели. У меня уже была возможность выступать на всех турнирах со сборной. Если у меня будет возможность побывать там – здорово. Если же нет, что же, у меня была отличная карьера в сборной. И это то, что никто уже не отберёт у меня. Я горжусь всем тем, что испытал вместе со сборной.
🔹 Не всем было дано застать Найсну и Москву (речь о Чемпионате Мира 2010 в ЮАР и Чемпионате Мира 2018 в России, прим.).
— Да, именно. Я застал обе крайности сборной Франции. Худшее выступление, в том числе и с точки зрения имиджа команды. И самое лучшее, о чём только может мечтать любой футболист. Если бы в самом начале карьеры мне сказали, что я переживу все эти моменты, я бы не поверил.
🔹 На разных пресс-конференциях Хорхе Сампаоли часто сравнивают с Марсело Бьелсой. Но лично для Вас, по каким пунктам вы бы их сравнили?
— Это два очень разных человека. У них общая идея игры, прессинга, владения мячом, голов, нападения. Но Сампаоли намного ближе к игрокам, он очень много с ними разговаривает. Я учился и продолжаю учиться, развлекаюсь и получаю удовольствие от работы с обоими, потому что они ставят игру, которая подходит «Марселю».
🔹 Стиль игры Бьелсы начал сыпаться после зимнего перерыва. Игра Сампаоли, свободная, но очень энергозатратная, требующая огромной физической выдержки. Это такой же риск?
— Меньший. С Бьелсой всё было по-другому. Сампаоли более открытый, прагматичный. Если в какой-то момент игры игроки решат, что не нужно подниматься выше, а лучше оставаться в середине поля, он не будет возражать. Но, тем не менее, для начала нужно начать сезон, а там уже посмотрим.
🔹 Жан-Поль Эскаль (вратарь «Марселя» в 60-х годах, прим.) спрашивает: «Когда я играл, у меня были квадратные метры свободного пространства, мы не работали над этим аспектом для вратарей. Не сильно ли Вы рискуете, постоянно играя в короткий пас с полевыми игроками прямо около ворот?».
— Это целая философия и просьба тренера. Он хочет, чтобы мы много рисковали, даже если для этого придётся играть прямо около собственных ворот. Для вратаря это риск. По ходу сезона мы можем пропустить гол в таком эпизоде, но это будет того стоить, если так мы сможем забить в ответ. Меня всё устраивает. Команда адаптируется, понемногу понимает, что от них хочет тренер и его штаб. Становится интереснее работать. Если мы хорошо отработаем эти пасы, это принесёт много пользы команде. Так что мы отдельно работаем над этим компонентом.
🔹 Рискованная игра «Марселя» изменила что-то в Вашем собственном стиле игры?
— Естественно, я стал намного чаще работать с мячом. Вратарь – игрок, который начинает атаку, первый пас всегда очень важен. Теперь, в случае потери мяча, все игроки должны играть ещё более внимательно, а не только вратарь. Нужно быть ещё более сосредоточенным, чем раньше.
🔹 С Миликом Вы играете в длинный пас?
— Да. Есть вещи, которые тренер просит нас делать и чего также требует игра. Идея заключается в том, чтобы начинать атаку через короткий пас и постепенно продвигаться вперёд. Но когда у вас есть такой нападающий как Аркадиуш, у вас появляется новая опция. Мы играем так, как требует от нас тренер, но при этом он просит нас сперва хорошенько подумать, проанализировать игру, прежде чем принимать решение о том, какой пас лучше сделать конкретно в этом эпизоде. Это то, что мы не всегда делали раньше.
🔹 Например, то, что можно сделать на идеальном газоне «Велодрома» в августе, в январе будет намного более рискованным.
— На катастрофичном газоне в январе! Да, именно так. Важно брать в расчёт абсолютно все элементы игры. Вы должны уметь анализировать по ходу матча. Как коллективно, так и индивидуально.
Мой канал в ТГ: Истоптанный газон Велодрома