Подрался с девушкой и был послан Романцевым. Как сложилась судьба первого бразильца в ЦСКА Леонидаса
Его дебюту в России 25 лет.
Ровно 25 лет назад произошло историческое событие для ЦСКА. 3 августа 1996-го за клуб дебютировал первый легионер из дальнего зарубежья — бразилец Леонидас. Полузащитник умудрился забить в первом же матче, а затем очень бодро провел концовку сезона. Тем не менее впредь карьера Леонидаса в России не заладилась.
Вспоминаем, как это было.
Как Леонидас перешел в ЦСКА
21-летний полузащитник «Атлетико Паранаэнсе» оказался в Москве летом 1996 года. Его, как и «второго бразильца» в ЦСКА Самарони, привез агент Адик Зильбер. Он жил в Бразилии, был хорошо знаком с менеджерами местных клубов и частенько предлагал южноамериканских футболистов российским командам. Например, знаменитое нашествие бразильцев в тульский «Арсенал» проходило с его участием.
В отличие от многих соотечественников, которые играли только на пляжах, Леонидас оказался действительно неплохим футболистом. Поэтому ЦСКА заключил с ним контракт.
Сумма той сделки до сих пор неизвестна. Можно лишь предположить, что за атакующего хавбека отдали около 200-300 тысяч долларов. По крайней мере, столько же за бразильцев, в среднем, платил «Арсенал», по словам президента клуба Виктора Соколовского.
Как Леонидас играл в ЦСКА
Дебют бразильца за ЦСКА получился мегауспешным. В своем первом матче в России он вышел на замену и спас клуб от поражения «Уралмашу» (1:1).
Дальше было еще круче — Леонидас настрелял пять голов в следующих восьми матчах Премьер-лиги и помог клубу пройти квалификацию Кубка УЕФА, отгрузив еще один мяч исландскому «Акранесу».
Тогда казалось, ЦСКА приобрел топ-форварда, который сможет принести еще больше пользы клубу в новом сезоне. Тем не менее спустя всего полгода полузащитник неожиданно ушел.
Чем Леонидас запомнился в России
Разумеется, уход бразильца из ЦСКА не был связан с его игрой — в этом плане полузащитник оставил о себе очень приятное впечатление. Однако регулярные травмы и тем более непростой характер помешали Леонидасу надолго задержаться в армейском клубе, да и вообще в России.
«Для нашей высшей лиги Леонидас был мегаталант, ногой отдавал, как рукой — только открывайся. Но он был взбалмошный, домашний бразилец, потому и не раскрылся в России», — рассказывал экс-форвард ЦСКА Андрей Мовсесьян.
«Самый капризный в ЦСКА был Леонидас. Он приехал как раз с короной на голове. Леонидас думал, что тут вообще никто в футбол не умеет играть, кроме него. А когда он собственными глазами увидел, что в России есть и другие хорошие игроки, и он среди них — не первый номер, это открытие его обескуражило. Любой жёсткий контакт — он начинал визжать, пищать», — признавался переводчик Андрей Тарасов, который помогал легионеру освоиться в России.
Одноклубникам не нравилось высокомерие полузащитника, поэтому на тренировках ему частенько доставалось — Леонидас так и не смог ни с кем сдружиться ни в ЦСКА, ни в «Арсенале», за который играл чуть позже.
«Леонидас был немножко высокомерным, когда пришел. Но его очень быстро наши старички поставили на место. Он начал про себя рассказывать, а потом его на тренировке хорошо встретили с мячом — так рот и закрыли. Им особо не давали разгуляться ни на поле, ни в жизни. Если футболист начинает разговаривать, он перестает играть в футбол. Леонидас особо и не играл.
Пару раз у него были стычки с партнерами, но специально его никто не бил. Никто не бьет людей умышленно. Значит, он в каких-то моментах неправильно себя вел. Может, сам задирался. Было такое. Таких людей обычно коллектив отторгает. Я думаю, что он жаловался, потому что искал себе защиту. Такие не выживают в футболе. Он пару раз прикрикнул, на что ему тренеры и футболисты сказали: «Заканчивай права качать», — вспоминал защитник «Арсенала» Игорь Аксенов.
При этом Леонидас чудил не только на поле, но и за его пределами. Сразу после прихода в ЦСКА бразилец высокомерно отказался от ГАЗа-24, выделенного клубом — дескать «старье». В столовой налегал на сгущенку, а в предоставленной ЦСКА квартире возле метро «Киевская» мешал жить соседям, устраивая драки с девушкой.
«Подруга к Леонидасу приехала — 16 лет, абсолютно безбашенная: „Ты что мне обещал? А здесь…“ Конечно, в 1996‑м Москва была не такая, как сейчас. Мне постоянно звонили хозяйка квартиры, соседи, чтобы я приезжал их унимать: они дрались, орали. Я был этаким громоотводом», — рассказывал Тарасов.
Неудивительно, что с таким характером надолго задержаться ни в одном российском клубе Леонидас не смог. После ЦСКА он пробовал себя в «Торпедо» и «Арсенале», но ограничился лишь четырьмя матчами в сумме за оба клуба.
В начале 1997-го Леонидас мог также оказаться и в «Спартаке». Однако Олег Романцев отказался от капризного игрока.
«После Нового года собрались в Тарасовке — получать форму и готовиться к вылету на сбор в Италию. С утра Леонидас заявил: «Я не полечу. Где мой контракт?» Оказалось, он остался в сейфе вице-президента «Спартака» Есауленко, который улетел на зимние каникулы в Англию. Ключи только у него. Как достать контракт?
Романцев предложил: «Полетели с нами. Если боишься травмироваться, будешь просто бегать вокруг поля». В обед мы с Леней Трахтенбергом все же уговорили бразильца отправиться на сбор, но, придя к администратору за формой, он услышал: «Ты же отказывался. Кто не летит, тот форму не получает». Это еще сильнее разозлило Леонидаса: «Нет, точно остаюсь». К вечеру мы снова уговорили его. Я радостно сообщил об этом Романцеву, отдыхавшему вечером с Ярцевым, но реакция была такой: «Да пошел он *****. Пусть в дубле тренируется», — рассказывал Тарасов.
В итоге из положительных воспоминаний о Леонидасе в России остались только полгода в ЦСКА и его фееричный гол за «Торпедо», который признали лучшим в сезоне-1997: в дебютном матче за клуб против «Шинника» (3:1) бразилец вышел на последние 18 минут и лихо исполнил «ножницы».
Как сложилась судьба Леонидаса
После ухода из тульского «Арсенала» в 1998 году Леонидас уехал из России и впредь никогда не возвращался в качестве игрока. В начале 2000-х бразилец провел неудачный сезона в польском «Левски», а затем уехал на родину. Там он немного поиграл за клубы из низших лиг «Нову-Амбургу» и «Нову-Оризонти», завершил карьеру и переквалифицировался в скотовода.
«Он живет в городе Гояс. Леонидас наелся футболом лет в 27. Говорят, на деньги, заработанные в России, приобрел стадо бычков. Разводит их — этим и живет», — говорит приехавший в ЦСКА вместе с Леонидасом Самарони.