16 мин.

Румменигге ушел из «Баварии»: как игрок и менеджер взял 58 трофеев, с Хенесcом сделал клуб мегаприбыльным (16 лет подряд в плюсе)

Эпоха в четыре десятилетия.

Карл-Хайнц Румменигге ушел с поста гендиректора «‎Баварии» 30 июня. В новый сезон мюнхенский клуб поведет Оливер Кан. Кажется, именно для таких случаев придумали выражение «ушла целая эпоха». Эпоха становления тотального немецкого гегемона и, возможно, самого здорового европейского топ-клуба.

Несколько цифр для понимания масштаба личности:

• 58. К стольким трофеям «‎Баварии» за 40 лет в клубе приложил ноги (7 побед в качестве игрока) и голову (51 победа в качестве вице-президента и гендиректора) Румменигге. Всего за 121 год существования мюнхенцы выиграли 79.

• 1. Столько раз бюджет «‎Баварии» уходил в минус за последние двадцать с лишним лет. И то лишь на 3,4 млн евро — на фоне достраивавшейся «‎Альянц Арены».

А теперь чуть подробнее.

Румменигге в «‎Баварии» с 18 лет. Сходу получил уроки мюнхенского менеджмента и помог клубу с долгами

История любви Калле, как Румменигге называют знакомые и болельщики, с «‎Баварией» началась в 1974 году. Ради переезда из родного Липпштадта в Мюнхен юноше пришлось бросить обучение на банкира. Впрочем, в баварской столице обучение продолжилось: уроки давала жизнь и тогдашний менеджер клуба Роберт Шван.

«‎Однажды мы играли четвертьфинал Кубка чемпионов с ереванским «‎Араратом», за проход полагалась премия – 15 тысяч немецких марок. Но в моей платежке стояло: 3 000. Я пошел к руководству: «‎Господин Шван, похоже, произошла ошибка». Он ответил: «‎Вон! Учитывая, как ты хреново играл, радуйся, что вообще получишь три тысячи». После этого я начал реально много забивать. Через пару месяцев мне перевели 15 тысяч. Я снова к менеджеру: «‎Господин Шван, теперь мне пришло больше, чем нужно: 15 000+3 000 – это 18 тысяч». Тогда он сказал: «‎Да ты еще и тупой!» Шван был очень ловким управленцем», – вспоминал Румменигге.

В общем, будущий руководитель «‎Баварии» учился у лучших. В спортивном плане тоже все получалось. С «‎красными» Румменигге-нападающий дважды выигрывал Кубок чемпионов и Бундеслигу, а также дважды брал «‎Золотой мяч», а в гонке бомбардиров «‎Баварии» всех времен уступил только Герду Мюллеру (сейчас Румменигге обошел еще Роберт Левандовски).

Список достижений будет неполным без песни, которую Румменигге посвятила британская поп-группа Alan & Denise. Подпеваем:

Rummenigge, Rummenigge

All night long

Но в тот период мюнхенцам было далеко до современного экономического здоровья. Когда миланский «‎Интер» в 1984 году предложил «‎Баварии» рекордные 10,5 млн марок за звездного форварда, у немцев не было возможности отказать. Своим уходом Румменигге позволил клубу закрыть долговую дыру в 2 млн марок.

В дуэте с Хенессом построили новый стадион без ущерба для спортивных успехов

Вернулся в клуб Калле уже в новом статусе. Осенью 1991-го «‎Баварию» штормило как никогда. Ранний вылет от «‎Хомбурга» из второй лиги в Кубке, провал за провалом в чемпионате (в итоге 10-е место). А в Кубке УЕФА датский «‎Б-1903» вынес дома немцев со счетом 6:2. На этом фоне президент клуба Фритц Шерер решил, что пора что-то менять, и позвал двух легенд – 46-летнего Франца Беккенбауэра и 36-летнего Карла-Хайнца Румменигге. Оба стали вице-президентами.

Тогда этот шаг скорее вызывал у конкурентов ухмылку. Менеджер «‎Шальке» Гюнтер Нетцер говорил, что от парочки вице-президентов было бы «‎больше помощи на футбольном поле». Но история рассудила иначе.

Румменигге, по слухам, еще в конце игровой карьеры брал уроки ораторского искусства. И в начале 1990-х отточил этот навык, комментируя матчи сборной Германии на ARD, первом канале немецкого ТВ. Владеющий английским, итальянским, французским и испанским улыбчивый немецкий менеджер очень быстро стал главным дипломатом «‎Баварии», который продвигал интересы клуба в европейском футболе и приманивал спонсоров.

Это именно то, что было нужно мюнхенцам с их экспрессивным и ‎колючим генеральным менеджером Ули Хенессом. Румменигге стал одновременно учеником, противовесом и идеальным дополнением своенравному и пробивному руководителю. Франц Беккенбауэр со своим еще более громким именем зачастую даже больше был на виду, но все же последние десятилетия в «‎Баварии» – история про дуэт Хенесс-Румменигге, а не триумвират. «‎Кайзер Франц» же отвлекался то на тренерскую должность в клубе, то на дела Немецкого футбольного союза (DFB), продвигая домашний ЧМ-2006, то боролся за власть в УЕФА.

Становление «‎Баварии» как спортивного гегемона и эффективной бизнес-машины – это во многом труд именно Хенесса (несмотря на всю его противоречивость), который занимал руководящие посты в Мюнхене с 1979 года. Но без Румменигге усилия Хенесса едва ли дали бы такой эффект.

Ули и Калле вместе принимали все ключевые решения – от трансферов и назначения главных тренеров до строительства «‎Альянц Арены». Ради стадиона «‎Бавария» сменила форму собственности, став акционерным обществом. Румменигге вместе с Хенессом и Беккенбауэром продвигали эту идею еще с 1996 года: продать часть акций клуба крупным спонсорам, сохранив контрольный пакет в руках объединения болельщиков. Иначе без ущерба для результатов собрать необходимые 280 млн евро было нереально. В 2002 году члены клуба утвердили этот проект. Хотя были и недовольные, которые опасались, что власть над клубом получат концерны. Но заверения Румменигге и «честное слово» Беккенбауэра перевесили: 1356 из 1513 членов клуба проголосовали за.

И их не обманули. «Бавария» получила сотни миллионов евро от спонсоров: adidas заплатил в 2002 году 77 млн за долю акций, Audi в 2010-11 годах – 90 млн, а Allianz в 2014-м – 110 млн евро. В итоге у трех компаний – по 8,33% акций «‎Баварии», а у мюнхенцев – свой современный стадион, кредит за который уже полностью погашен. И у объединения членов клуба по-прежнему – контрольный пакет в 75%. Ну, а Румменигге после реорганизации стал гендиректором АО «‎Бавария».

Ули и Калле накопили для клуба полмиллиарда евро, а однажды даже развернули самолет

Еще одна важная составляющая бизнес-успеха клуба – консервативная экономическая политика. Ули Хенесс ввел за правило откладывать прибыль клуба на срочный вклад. «‎Успех, построенный на долгах, – это не концепция», – повторял он. Это начинание поддержал и продолжил Румменигге. Сегодня у клуба 492,2 млн евро собственного капитала на счету. Это подушка безопасности, которая позволяет «‎Баварии» уверенно держаться даже на фоне пандемии.

В лучшие годы Ули и Калле были способны на все – даже остановить самолет на лету (ну, почти), когда приехали в 1999 году в Парагвай покупать Роке Санта Круса.

«‎Переговоры длились целую вечность, и сразу после мы с Ули спешили в аэропорт, чтобы попасть в Буэнос-Айрес и оттуда в Мюнхен. За 20 минут до вылета мы спринтуем через весь терминал. Я немного впереди и тут слышу – никогда этого не забуду – как Ули позади меня орет. Я оборачиваюсь, и он говорит: «‎Кажется, порвал мышцу!». Я нашел тележку для багажа, закинул на нее наши чемоданы и говорю ему: «‎Залезай!». И так мы покатили к гейту. Конечно же, мы опоздали: самолет уже рулил на взлетную полосу. Применив весь свой ангельский шарм, мы уговорили даму на стойке, и самолет вернули. Когда мы поднялись на борт, все злобно косились на нас. Но мы были счастливы и чокались бокалами с виски. Ули потом хромал недели три», – рассказывал Румменигге. 

В этой истории, в общем-то, весь период правления этой парочки. Они пахали на свой клуб, многие вопросы решали лично. В критические моменты Румменигге включал дипломатические навыки и добивался своего. Окружающим это могло не нравиться, как не нравились многим покупки «‎Баварией» лидеров конкурентов и доминирование клуба в Бундеслиге. Но баварские боссы всегда ориентировались прежде всего на успех своего клуба.

Из-за разногласий Хенесса и Румменигге «Бавария» упустила Тухеля и не назначила Лама спортивным директором

В последние годы мнения Хенесса и Румменигге все чаще расходились. После ухода Гвардиолы Румменигге настоял на назначении своего старого знакомого Анчелотти – и прогадал. Хенесс был изначально против. Потом ситуация повторилась с точностью до наоборот: в 2018 году Ули уговаривал старину Хайнкеса, в очередной раз вернувшегося в Мюнхен, задержаться еще на сезон.

Так «‎Бавария» проспала Тухеля, которого очень хотел Румменигге: когда к нему обратились, он уже договорился обо всем с «‎ПСЖ». Вместо Тухеля Хенесс предложил Ковача, снова промах. Не совпали и по спортивному директору: Калле видел в этой роли баварскую легенду Филиппа Лама, Ули – Макса Эберля из Гладбаха. В итоге отдали пост компромиссному Хасану Салихамиджичу.

Глобально даже отдельные промахи не сказывались на успешности клуба или его финансах – настолько мощный механизм за эти годы выстроили Ули и Калле. Тем не менее, «‎смута с Калле» стала одной из причин досрочного ухода Хенесса с поста президента клуба летом 2019 года, проговорился член набсовета «‎Баварии» Эдмунд Штойбер.

Трансферы под конец: Эрнандес на фоне «‎галопирующей инфляции» и «‎вынужденный» Упамекано, чтобы не раздувать зарплаты

Трансферы и зарплатная ведомость – одни из главных статей расходов любого футбольного клуба. Несмотря на стереотип о том, что «‎Бавария» скупает все и вся, на трансферном рынке мюнхенский клуб традиционно выглядит на порядок осторожнее других топ-клубов Европы.

Когда в начале нулевых итальянские топы и мадридский «‎Реал» уже пробили цифры в 50-60 млн евро, «‎красные» только подбирались к 20 млн. А сделки на рынке в районе 100 млн в начале 2010-х подтолкнули «‎Баварию» к рекордным для себя 40 млн евро. Кстати, именно покупку Хави Мартинеса у «‎Атлетика» летом 2012 года за эту сумму Румменигге называет ‎самым сложным трансфером за все время в клубе. «‎Эта сумма была вехой. Дискуссия о Мартинесе велась в клубе несколько месяцев», – вспоминает он. Решающим стало мнение Юппа Хайнкеса, который считал, что испанец «‎поможет сделать шажок вперед». И тренер не обманул, в первый же сезон с Мартинесом взяв Лигу чемпионов, Бундеслигу и Кубок Германии.

Лучшими своими трансферами Румменигге называет два: «‎Нойер в 2011-м за 20 млн евро, Левандовски в 2014-м даже бесплатно – сзади лучший вратарь мира, впереди лучший форвард. Так мы заложили базу для 10 лучших лет в истории клуба».

Особняком в списке трансферных рекордов стоит Люка Эрнандес. 80 млн летом 2019 года – это и сегодня почти в два раза больше, чем «‎Бавария» тратила на любого другого игрока. Как так вышло, что рачительный Румменигге раскошелился на такую сумму? Вспомним контекст трансфера.

После того, как в 2016-2017 годах «‎МЮ» выложил за Погба больше 100 млн, а «‎ПСЖ» трансферами Мбаппе и Неймара и вовсе задрал планку к 200 млн, в футбольном мире возникло ощущение, что это – новая нормальность топ-клубов. Давление на боссов «‎Баварии» соответствовать этим реалиям исходило даже изнутри. Например, Роберт Левандовски в интервью Spiegel призывал не быть больше столь сдержанными в тратах: «‎Бавария» до сих пор не покупала игроков дороже 40 млн евро. Но в мировом футболе это давно уже средний показатель, а не максимальное значение». Румменигге тогда пообещал поляку «‎стресс лично со мной» за критику клуба.

Но в какой-то момент баварские боссы, похоже, все же поддались общему порыву. Румменигге до сих пор не называет сумму трансфера Эрнандеса ошибкой. Хотя косвенно и заявляет об этом – в своей дипломатичной манере, говоря о «‎галопирующей инфляции» в футболе на фоне трансферных рекордов «‎ПСЖ»: «До кризиса футбол совершенно потерял голову. Теперь такие крупные инвестиции невозможны, мы должны очень осмотрительно относиться к расходам. Несомненно, мы тратили слишком много денег, прежде всего 80 млн за Люку Эрнандеса. Сегодня это была бы в лучшем случае половина суммы».

К слову, примерно половину суммы – 42,5 млн евро – «‎Бавария» выложила этим летом за Упамекано. Но на это у Румменигге тоже есть объяснение. По его словам, покупка была во многом ‎вынужденной. Причина – уход Давида Алабы. И это было дело принципа: Калле напоследок объявил войну росту зарплат в футболе. «Все, с кем я общаюсь, хотят сократить зарплатную ведомость из-за пандемии. И «‎Бавария» не исключение. ‎Суммы трансферов за последний сезон снизились на 50%, что хорошо. Но зарплаты не уменьшились соответствующе. Мы видим, что игроки и их агенты неохотно соглашаются продлевать контракты даже на текущих условиях, а хотят еще больше», – рассуждал Румменигге весной этого года в интервью The Athletic.

В свете кризиса немецкий функционер даже требует ужесточения финансового фэйр-плей: «‎Нынешний ФФП работает не совсем правильно, потому что штрафы не действуют. Они недостаточно хорошо прописаны, все в «‎серой зоне». Клубы, которые в будущем будут нарушать эти правила, должны понимать, что их ждут гораздо более жесткие санкции. На этот раз мы действительно должны продавить это решение».

Румменигге критиковали за бизнес-подход к футболу, а он отвечал все новыми успехами

Дипломат на фоне Хенесса, Румменигге все же неоднократно получал по полной от прессы за свои высказывания. Например, пока сборная Германии намекала на бойкот ЧМ-2022 в Катаре из-за нарушений прав человека, Калле публично защищал идею сотрудничества с катарцами. «‎Ангела Меркель в 2018 году призывала средний бизнес развивать экономические отношения с Катаром. Именно это мы и делаем. «‎Бавария» – успешный футбольный клуб, но еще и предприятие, которое не может существовать без международных партнеров», – объяснял Румменигге.

Порой Румменигге во взгляде на футбол как на бизнес заходил так далеко, что это даже приводило к прямым пикировкам с фанатами. Когда объединение Unser Fußball («‎Наш футбол») предложило свой взгляд на экономические реформы в футболе, гендиректор «‎Баварии» ответил максимально жестко: «‎Мы дошли до момента, когда я только и слышу от ультрас: мы требуем то, мы требуем это. Но если всегда требовать и не иметь обязательств и ответственности, то это дорога с односторонним движением». В итоге он даже сказал: «Фанаты – часть футбола, но он им не принадлежит‎».

Неудивительно, что Румменигге порой даже троллят вопросами о деньгах: «‎Меня недавно спросили, думаю ли я о деньгах во время матчей. Я очень удивился: нет, я не думаю о деньгах во время игр. А вот в офисе меня интересуют финансы, потому что это моя работа».

Несмотря на критику Карл-Хайнц Румменигге оставляет завидное наследство Оливеру Кану. Совсем недавно «‎Бавария» повторила рекорд «‎Барселоны», выиграв шесть трофеев за год (ЧМ среди клубов формально прошел уже в феврале 2021 из-за пандемии) и завоевала 30-й (девятый подряд!) титул в Бундеслиге – теперь над логотипом клуба будут красоваться пять звезд (и больше регламентом вообще не предусмотрено). А по оценке журнала Forbes, «‎Бавария» в 2021 году впервые поднялась на третью строчку среди самых дорогих футбольных клубов мира – после «‎Барселоны» и «‎Реала». Активы клуба оцениваются в 4,21 млрд долларов.

«‎Я хотел бы уйти через парадные ворота. Пришел я в свое время через маленькие, практически протиснулся через них – настолько благоговейно я приходил. Я всегда буду благодарен «‎Баварии» за то, что мне доверили этот пост. И уходя, я тоже буду делать это с трепетом. Просто потому, что это клуб, который мне и сегодня импонирует, как тогда, когда я был юношей», – говорил Румменигге еще до пандемии. И, кажется, у него отлично получилось.

Достижения Румменигге отмечают все. «Калле достиг с «Баварией» сначала в качестве игрока, а потом и как генеральный директор огромных успехов», – говорит Руди Феллер, который не раз противостоял мюнхенцам в роли тренера и менеджера в леверкузенском «Байере».

«Подобная карьера – это крайне редкий пример. Он был не только великолепным футболистом, который выиграл множество международных трофеев, включая чемпионат Европы. Более того, он сформировал один из величайших футбольных клубов Европы и добился в качестве менеджера максимально возможных успехов», – подчеркнул один из главных специалистов по футбольному долголетию Арсен Венгер.

Сменщик Румменигге на посту гендиректора «Баварии» Оливер Кан резюмировал то, чем он в последние годы занимался в руководстве клуба: «Карл-Хайнц обладает невероятным опытом – таких людей всегда слушаешь очень внимательно». Теперь легендарному вратарю предстоит говорить и принимать решения самому.

***

А 65-летний Румменигге планирует сосредоточиться на работе в исполкоме УЕФА. Туда его избрали в конце апреля вместо взбунтовавшегося босса «Ювентуса» Андреа Аньелли. Калле выступил резко против Суперлиги и считается близким соратником президента УЕФА Александера Чеферина. Учитывая то, что идея Суперлиги еще не совсем мертва, и зная настрой Румменигге в отношении раздутых зарплат в футболе и финансового фэйр-плей, мы наверняка еще не раз услышим имя самого успешного немецкого менеджера нашего времени.

Вместе с Рангником в «Локо» пришел бывший скаут «Хоффенхайма». Он рассмотрел 16-летнего Лукаку и раскопал Карлоса Эдуардо и Демба Ба

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst via www.im/www.imago-images.de, kolbert-press/Christian Kolbert, FrankHoermann/SVEN SIMON; Gettyimages.ru/Adam Pretty, Laurence Griffiths, Alexander Hassenstein, Philipp Guelland – Pool