9 мин.

Де Пауль – аналог Де Брюйне. Он делает все на топ-уровне, но нуждается в свободе – а в «Атлетико» с этим сложно

Андрей Клещенок – о новой звезде Симеоне.

Пять лет назад Родриго Де Пауль перешел в «Удинезе» и в дебюте сыграл в центре полузащиты, но через несколько матчей переквалифицировался в свободного форварда.

Якини ушел, и новый тренер Луиджи Дельнери поставил Родриго на правый фланг. Потом Массимо Оддо передвинул аргентинца в атаку. Когда уволили и его, Де Пауль заиграл под нападающими – уже у Тудора.

В 2018-м Веласкес придумал для аргентинца роль фантазисты на месте левого вингера. Родриго расцвел: нарезал защиту смещениями в центр, расстреливал углы с правой и запускал точные диагонали на дальнюю штангу. К концу осени у него было 6+3 в 13 матчах. Но Веласкес долго не продержался. Давиде Никола спрятал Де Пауля в центр полузащиты. Тудор использовал там же и на левом фланге. А Лука Готти однажды поставил опорником, прежде чем передвинул на постоянное место правой восьмерки.

Де Пауль сменил семь позиций за пять лет, но он не из тех универсалов, которые превращают эклектику качеств в единственное оружие и становятся ключевыми элементами гибридных тактик или рабочими затычками без определенного функционала. Он не закрывал дыры, а искал роль. И в этих поисках рисковал превратиться в игрока без определенного профиля, провинциального Бернардески – везде полезного, но нигде не ключевого.

Этого не случилось, и теперь он – игрок «Атлетико» и один из главных трансферов лета. 35 миллионов евро за победителя Кубка Америки – большая удача: Де Пауль в его нынешней версии определенно входит в число лучших полузащитников мира. Но позиционный бэкграунд не должен путать. Только в нескольких ролях он действительно фундаментален для командной игры.

Де Пауль – один из лучших полузащитников по продвижению мяча и уничтожению прессинга. С мячом у него нет слабых мест

Родриго Де Паулю 27 лет. Когда он рос, последние великие десятки правили миром – и он подражал им. «Рикельме, Зидан и Роналдиньо были на пике. Я часто смотрел их игры, – рассказывал аргентинец в видеоинтервью Bein Sports. – Я был десяткой, немного похожей на них. Сегодня таких нет».

В академии «Расинга» Де Пауль развивался в роли плеймейкера. Он опускался за мячом, проносил его сквозь прессинг и взламывал оборону. Команды зависели от его мысли. Но пока он рос, мир менялся. Даже в Латинской Америке отказались от свободных ролей. Родриго пришел во взрослый футбол без специализации.

Первые пять лет карьеры в «Удинезе», «Валенсии» и родном «Расинге» стали для него историей ограничений. Тренеры выхватывали определенные качества, опирались на них и отводили художнику строгий функционал в стандартных позициях. Роль вингера раскрывала дриблинг и скорость, центр полузащиты – динамику и пас, инвертированные позиции – мощную правую. Де Пауль выделялся, но не делал разницу. И никогда не был стабилен.

По-настоящему он раскрылся только у Луки Готти в Удине. Бывший помощник Сарри поставил маскулинно-скоростной контратакующий стиль с упором на физическое превосходство в индивидуальных дуэлях. Игроки подбирались соответствующие, быстрые или мощные, а в бюджетной команде такой подбор гарантирует нехватку интеллекта – но совсем без него нельзя. Мозгом стал Родриго Де Пауль. Готти сделал его скрытой десяткой в центре полузащиты в 3-5-2. Аргентинец отвечал за все, чего не хватает команде – и развернул разнообразие качеств.

Роль организатора в контратакующей команде подразумевает определенный стиль. От Де Пауля требовалось не расшатывать чужой прессинг десятком подготовительных передач, а нарезать его на куски быстрыми прямыми пасами – и эта задача отлично ему подошла. Родриго из тех плеймейкеров, которые даже в сложных ситуациях стремятся продвинуть мяч к воротам и вертикализировать игру; в последнем сезоне он отдавал вперед 38,4% передач. Классный дриблинг и пас превратили его в одного из лучших полузащитников мира по продвижению мяча и прохождению линий прессинга – на уровне гигантов вроде Верратти, Крооса и Де Брюйне.

Как это работает, видно по моменту из матча с «Пармой» в прошлом году. Де Пауль опустился ниже опорника, чтобы принять мяч без давления и встретить прессинг лицом к лицу – это его фирменное движение. Первую линию прессинга он отрезал дриблингом, протащив мяч до центра поля.

Вторую линию Де Пауль отсек резким вертикальным пасом. «Удинезе» вышел к штрафной 3-в-3, забил и выиграл.

«Тяжело сказать, лучший ли он из тех, кого я тренировал, – признавался тренер «Удинезе» Лука Готти The Athletic. – В «Челси» было несколько топ-игроков. Мне сложно сказать, был ли Азар лучше Канте. Мне посчастливилось тренировать Кассано. Мы можем расширить мысль и порассуждать об игроках, у которых есть менталитет чемпиона. Родриго – один из них».

При этом Де Пауль не только опция продвижения мяча. Он один из лидеров Серии А по дриблингу, пасам под удар, входам в штрафную, голевым передачам и заработанным фолам. Он разгонялся до 36,4 км/ч и забивал с 25 метров во вратарский угол. Родриго не просто одинаково силен в продвижении и обострении – с мячом у него вообще нет слабых мест.

«Нет слов, чтобы описать Де Пауля, учитывая интенсивность, которую он вкладывает в каждую игру, качество, привносимое в каждый эпизод, и итоговую статистику. Думаю, в Европе не так уж много полузащитников, забивающих 10 мячей за сезон», – говорит одноклубник Стефано Окака Чука.

Сегодняшний Де Пауль – предельно разносторонний творец-организатор типа Де Брюйне. Но он развивает влияние на все фазы игры – и в этом плане нацеливается на пикового Видаля.

«Кроос, Модрич. Наблюдая за ними, вы наслаждаетесь игрой, – рассуждал Родриго в интервью Bein Sports. – Погба мне тоже нравится. А еще Видаль. Он разносторонний полузащитник – у него есть голы, отбор, динамика и подключения из глубины».

К сожалению, все это не гарантирует успеха в «Атлетико».

В «Атлетико» есть подходящая позиция для Де Пауля. Но Симеоне не даст ему свободы – это грозит проблемами

Диего Симеоне ставит прямую игру, использует знакомые схемы – 4-4-2 и вариации модулей с тремя центрбеками, – и с учетом вероятного ухода Сауля нуждается в качественном полузащитнике. Скорее всего, Родриго и рассматривается как замена испанцу и конкурент Лемара, но играет иначе – некоторые моменты потребуют коррекции:

1. В 3-5-2 опорника исполняет Коке, а место правой восьмерки занимает Льоренте. Де Паулю остается позиция слева, которую закрывали Лемар и Сауль. В этом модуле правая восьмерка поднимается выше и атакует из глубины, левая отходит назад и связывает игру, а при смещениях латераля Карраско в центр – компенсирует его движение и создает ширину, занимая фланг.

Игра в глубине раскрывает качества Де Пауля – тягу к организации игры, отсечению линий прессинга дерзкими вертикальными передачами и классный длинный пас. Но он не из тех, кто зависает якорем перед защитой. Родриго предпочитает сталкиваться с давлением лицом к воротам и с мячом в ногах и отходы вглубь использует для выхода из-под плотного прессинга на стадии приема. Вопрос в том, насколько он будет ограничен в движении вперед в таких эпизодах.

Еще ему не очень подходит роль балансира для Карраско. Сауль создает пространство движением и избегает мяча, а Де Пауль замыкает игру на себе и ищет пасы. Плюс Родриго даже на позиции правой восьмерки обычно уходит под сильную правую ногу, хотя слева больше пространства, и потому вряд ли создаст ширину на левом фланге – по крайней мере, только ценой большого самоограничения и отказа от смещений в центр.

2. В 3-4-2-1 аргентинцу подходят и роль одного из опорников с задачей разгона игры, и обе позиции под нападающим. Но в роли перед защитой потребуется страховка вроде Кондогбия, чтобы Де Пауль тащил мяч в атаку, а под нападающим понадобится свобода движения: Родриго не очень хорош спиной к воротам и между линиями.

3. В 4-4-2 Де Пауль сыграет на любом из флангов и в центре полузащиты. Ему подойдет роль Сауля с уходом вглубь и помощью в преодолении прессинга.

В общем, стилистически «Атлетико» подходит Де Паулю. Главный риск не в тактической совместимости, а в качествах самого аргентинца. У него нет слабых мест с мячом. Главный недостаток – зависимость от мяча.

«Я отлично чувствую себя в полузащите, потому что часто получаю мяч, – объяснял Родриго. – Еще мне удобно на месте левого вингера. Под нападающими мне немного сложнее».

В «Удинезе» Де Пауль был главной звездой и пульсом игры. Командное творчество почти целиком сводилось к пасу на аргентинца, а статус лучшего избавил от страха ошибки и дал неограниченный кредит риска. В такой игре он расцвел: бросал позицию и опускался ниже, чтобы получить пас без прессинга, регулярно обострял и в принципе делал что хотел. Механизмы не сдерживали его.

Симеоне такой свободы не даст. Де Пауль раскрылся в роли очень командного, но внесистемного плеймейкера. В «Атлетико» он точно не будет вынесен за скобки системной игры. Родриго не сможет ни обострять когда вздумается, ни самостоятельно интерпретировать каждый эпизод.

Это риск – для него и для «Атлетико». А еще – возможность. Де Пауль давно и намного перерос провинциальный футбол с привычной атрибутикой главной звезды. В Мадриде от него потребуется работать, а не играть, стать частью системы и адаптировать качества к обязательным ролевым ограничениям. Если ему удастся, Родриго избавится от последнего недостатка и закрепится в статусе одного из самых совершенных полузащитников мира, а «Мадрид» получит внушительную инъекцию остроты после пресной игры Сауля и Лемара. Если нет – Де Пауль вернется в клуб попроще, где все снова построят вокруг него.

Закупка «ПСЖ» нелогична, главный переход лета – де Пауль в «Атлетико», Холанд не нужен Тухелю. Разбор трансферов в видеошоу Лукомского

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: Gettyimages.ru/Francesco Pecoraro, Alessandro Sabattini, Emilio Andreoli