8 мин.

Все о вратаре, за которым охотятся ЦСКА и «Зенит». Сходство с Гильерме, жесткая школа и другие истории о Лантратове

Илья Лантратов из «Химок» — один из лучших вратарей РПЛ-20/21 (а по версии Whoscored — лучший): 127 отраженных ударов, больше нет ни у кого. В списке 33 лучших футболистов прошлого сезона он второй, между Дюпиным и Акинфеевым.

Еще недавно Лантратов вяз в ФНЛ — в «Шиннике», например, намертво прилип к скамейке. Сейчас Илью называют преемником Акинфеева — самому Лантратову неловко, но интерес ЦСКА и «Зенита» к нему реален.

Анастасия Баринова поговорила с бывшими тренерами и одноклубниками Лантратова о ранних этапах его карьеры.

Детские ошибки, первый сбор за границей, профессиональный контракт

Илья — из скромного поселка Прохоровка (население — девять тысяч человек). В 17 лет Лантратов перебрался в Белгород (из Прохоровки — чуть более пятидесяти километров), где подписал контракт с «Салютом».

Сергей Булатов, первый тренер Лантратова в Прохоровке: «Бывало, я говорил Илье: «Пойдешь, может, в поле поиграешь?» Он: «Не-не, я на воротах». У него всегда было большое желание играть. Снег, дождь — все время на тренировках.

Илья сразу стал заниматься с ребятами на год постарше. Он уже тогда был высоким — в отца пошел, тот два метра ростом. Илья некоторых ребят даже обгонял. Сначала сидел в запасе, а потом один раз постоял хорошо, второй — и стал основным. Сначала в Прохоровке выиграл конкуренцию, потом в Шебекино, дальше стал играть за сборную Черноземья.

На одном из турниров допустил ошибку, пропустил. Не то что явная ошибка, но команду не выручил. А это ребенок — эмоции, психи были: «Зачем мне все это надо? Не буду ходить, брошу». На самом деле не хотел бросать, все утряслось. Сели, поговорили, все нормально. Илья уравновешенный человек, спокойно переносит все ошибки. Бывают эмоции, но первые пять-десять минут, потом остывает. В игре он уверен, спокоен, подсказывает защитникам, лишнего не говорит, не дергается, — как и в жизни».

Денис Дегтев, нападающий «Салюта»: «Лантратов сначала был в шебекинской академии, потом его начали привлекать к тренировкам с «Салютом», взяли на сборы в Турцию. Молодой пацан из академии приехал в Турцию — думал, шведский стол, сейчас все вкусненькое поест. А в итоге дня два-три даже жевал плохо. Дело в том, что на тренировке я ему метров с двух-четырех случайно попал мячом. Илья потом благодарил: «Спасибо, помог. Приехал из академии поесть, а ты мне тут в челюсть».

А так видно было сразу: пацан работоспособный. Внутри — большое стремление, хотел достичь чего-то. Многие в 16-17 лет уже находят другие интересы, заканчивают с футболом. У Ильи всегда были примеры перед глазами: Поляков, Рыжиков, Беленов — все местные. Но то, что есть сейчас у Ильи — чисто его заслуга. За счет характера воздалось».

Сергей Ташуев, тренировал Лантратова в «Салюте»: «Илья длиннорукий, с хорошей реакцией, но главное — с огромным желанием. Характером выделялся, хотел добиться успеха. Видимо, Илья убедил селекционеров «Локомотива». Хоть и не имеет уникальных качеств для вратаря, как у Акинфеева, но вратарь характерный. Илья одержим своей профессией, скрупулезно все выполняет.

В психологии есть такое понятие «положение ноль», когда тебя все устраивает. Илья хотел выйти из положения ноль, достичь больших целей. Шел своим путем, достигал всего тяжелым трудом и работоспособностью».

В «Локомотиве» Лантрантов прошел такую школу, что больше ничего не боится. Пережил нагрузки и жесткое давление

В «Салюте» Лантратов так и не провел ни одного матча: как рассказал Sport24 Ташуев, ставку он делал на опытного Криворучко, а Илья «в то время был совсем еще мальчиком». Зато когда в Белгороде начались проблемы с деньгами, Лантратова забрал «Локомотив».

Денис Дегтев: «Помню, Илья собрал чемодан в Москву. А получилось так, что все не ехал и не ехал. Мы ему тогда припоминали: «Тебе с этим чемоданом уже можно на тренировку ездить, в любой момент могут забрать».

Владислав Тихонов, экс-тренер вратарей «Локомотива» и «Балтики»: «Когда Илья тренировался с основой «Локомотива», в команде были мастера в нападении — Павлюченко, Фернандеш, Буссуфа, Самедов. Они ставили серьезные задачи перед вратарем — это позволяло прогрессировать. Еще у него было с кого брать пример: Гильерме, Абаев, Коченков. На тот момент у нас была самая сильная вратарская бригада в РПЛ.

Гильерме я так не тренировал, как Лантратова. Илья был молодым и проходил курс молодого бойца. Дорабатывали после тренировок, и ему с Лобанцевым хорошо доставалось. Мирославу я говорил, что он мне как родной сын, а Илье — что он приемный, ха-ха. На поле можно жестким быть, а жизнь — совсем другое. Я могу спокойно с ними сесть вдвоем-втроем, выпить по бокалу пива, поговорить как с друзьями-приятелями. Илья такой сдержанный и уравновешенный потому, что поработал со мной. Его уже ничем не напугать. После того, что мы вытворяли на тренировках, ему ничего уже не страшно!

Приходилось давить на него. У меня тогда были опытные вратари, все с авторитетом, с ними так не поговоришь. А Лантратов четвертый. Не будешь же основного постоянно стегать, поэтому пихал по-жесткому Лантратову. А другие все равно слушают, прекрасно понимают: и к ним могут быть такие же претензии.

За полем у нас были прекрасные отношения. Я его подкалывал: «Ты, наверное, все детство с люками от танков немецких играл?» (12 июля 1943 года под Прохоровкой состоялось крупнейшее танковое сражение между советскими и немецкими войсками и одно из ключевых в Курской битве. — Sport24).

В «Локомотиве» Лантратов кайфовал от шуток Божовича и уверенности 18-летних Миранчуков — но все это на тренировках или в молодежке: Илью привлекали к работе на сборах, а выше второй команды ему было не прорваться. На недоверие Лантратов не обижался (по его словам, даже Лобанцев выглядел мощнее) — куда хуже, что не было практики в ФНЛ: ноль матчей в «Шиннике», столько же — в первый сезон в «Балтике». В Калининграде Илья заиграл только осенью 2018-го.

Игорь Ледяхов, экс-главный тренер «Балтики»: «Наш тренер вратарей Владислав Тихонов знал Илью еще по «Локомотиву». Сезон-18/19 начинал опытный Помазан, но у «Балтики» не было результата, пропускали много. Решили: надо что-то менять. Поставили Лантратова в ворота, и он нас не подвел.

Во всех отношениях Илья уверенно провел сезон, много выручал. Парень с большими данными, а подкупило, что в психологическом плане он никогда не дергался, к нему не было претензий. Мы видели: молодой, но достаточно уравновешенный во всех отношениях парень».

Владислав Тихонов: «Илья — профессионал — но я не о том, что он не курит и не пьет. Лантратов правильно расставил приоритеты. Он из тех людей, кто любит футбол, а еще умеет сам выпутываться из сложных ситуаций.

В «Балтике» я чувствовал: Илье пора играть. У него психология хорошая: не зацикливается, если пропустил, идет дальше, не занимается самобичеванием. Хорошо смотрелся еще в «Локомотиве». Бывало, я его в тренировочном процессе с Гильерме путал. Они шапки одинаковые наденут, не разберешь, кто есть кто. Лантратов на тренировках такие мячи тащил! Ему невозможно было забить.

Когда я работал в «Балтике», уговаривал Черевченко: «Давай Лантратова возьмем». Он после «Шинника» разобранный приехал, я удивился. В «Балтике» мы год работали, Илья в себя пришел, вернулся к прежнему уровню.

В сегодняшнем успехе Ильи есть заслуга бывшего тренера вратарей «Химок» Корнюхина. Он в него какую-то свою уверенность вселил, что помогло ему заиграть».

Что дальше? Лантратову важно быть в фокусе, как Акинфеев, и не сломаться на второй сезон

Насколько известно Sport24, зимой 2020-го Лантратов был близок к переходу в «Сочи» — из-за этого он пропустил почти весь Кубок ФНЛ. В итоге Илья остался, летом утвердился первым номером и показал себя в РПЛ. Теперь на Лантратова заглядываются клубы серьезнее. ЦСКА, например, задумал включить в сделку по Лантратову Арнора Сигурдссона. «Химки» пока Илью не отпускают — как говорят, дело в интересе «Зенита».

Евгений Корнюхин: «В «Химках» у Ильи была достойная конкуренция — Генералов, Лантратов, Хомич. Илья выиграл ее.

Уже давно не сомневаюсь в его способностях. Один из главных плюсов Ильи — стабильность. Сезон-20/21 показал: Лантратов ниже своего уровня не упускается. Готовит себя, парень-работяга. Всегда впитывал все, что я до него доносил. Постоянно совершенствовался, а моя задача была лишь направить его.

Хочу видеть Илью в топ-клубе, чтоб он там проявил свои лучшие качества. А предел моих мечтаний как тренера вратарей — чтобы вратарь, с которым мне довелось поработать, начал выступать в сборной. У Ильи есть все шансы: сейчас придет новый тренер».

Булатов: »Даже не сомневаюсь: Илья потянет большой клуб. Он всю карьеру прогрессировал. Нет сомнений: если там тренеры будут ему доверять, все будет нормально. Стоит упомянуть и сборную. Почему бы Илье сейчас не побороться за место и там? В молодежке-то играл».

Ташуев: «Илья делает сейвы не потому что он сильный вратарь, а потому, что ему приходится работать. В ЦСКА уровень Акинфеева в том, что работы немного, но в нужный момент у него высочайшая концентрация. Селекционеры ЦСКА и других клубов должны рассматривать Илью с точки зрения того, готов ли он к такому напряжению. Моментов может быть один-два за матч, но ты должен быть всегда сконцентрирован. Готов Илья к этому или нет, со стороны понять нельзя».

Тихонов: «Главное, чтобы на Илье не сказался синдром второго сезона. Слишком много дифирамбов поют сейчас, надо немного уши закрыть. Огромное счастье, что в «Химках» он номер один, играет в команде РПЛ, при этом играет хорошо. Когда приходишь в топ-клуб, испытываешь психологическое напряжение. Раз ошибся, два — и тебя могут посадить, и уже через год не вспомнят, кто ты такой. Придет его время — и тогда уже здрасьте, топ-клуб.

Я ему всегда говорил: «Зенит» — команда, где есть шанс играть, там нет супервеликих вратарей. В «Зенит» — почему бы и нет».

***

Булатов: «Он мне до сих пор звонит. Поздравлял его, когда первый пенальти отбил в РПЛ или когда первый раз на ноль сыграл. Когда в Прохоровку приезжает, встречаемся. Помогает нам: взрослой команде — перчатками, детям весной мячи привозил. У него здесь свой круг друзей, общаются — нос Илья не задрал».

источник