15 лет назад Италия выиграла свой четвертый ЧМ: Буффон не хотел домой, Липпи «рыбачил»; Пирло играл в PlayStation
Привет! Обязательно подпишись на блог "Итальянский акцент", чтобы оставаться в курсе футбольной жизни в Италии!
Ровно 15 лет назад, 9 июля 2006-го года Италия стала четырехкратным Чемпионом Мира по футболу. В драматичном финале на "Олимпиаштадион" была обыграна сборная Франции. Мне было три года, когда проходил тот Мундиаль, поэтому я не могу рассказать, каким был турнир, однако, это точно могут сделать непосредственные участники тех событий. Взглянем на Чемпионат Мира 2006 года глазами победителей.
Франческо Тотти едва не пропустил турнир из-за травмы, но в итоге поехал со сборной, и даже забил решающий гол в 1/8 финала
"По мнению многих, я должен был вообще пропустить тот мундиаль. 19-го февраля 2006-го года я сломал малую берцовую кость и повредил связки голеностопа левой ноги. Это произошло в матче с "Эмполи", после жесточайшего подката Ричарда Ванильи. Пессимисты говорили, что моя карьера завершена. Оптимисты – что в Германию я поеду болельщиком. Но уже 11-го мая я был на поле в финале Кубка Италии.
В римской клинике Вилла Стюарт, вскоре после операции, случился самый важный диалог в моей спортивной карьере. Липпи пришел меня проведать и принес не цветы, а прекрасную новость.
- "Франческо, как ты?" - "К сути, мистер" - "Я беру тебя на Мундиаль"
Вот так. Резко. Прямо в сердце. Пять слов, которые вылечили мою душу. В сложные моменты я слышал, как они гремят в моей голове, и ускорялся. Я делал вид, что боль не существует. Я игнорировал ее. Я прогонял ее прочь. Я никогда не перестану благодарить нашего мистера", - вспоминает легенда "Ромы".
Групповой этап. Италия - США (1:1)
Это был второй матч для итальянцев в группе. После победы над Ганой со счетом 2:0 соперником "Скуадры Адзурры" стали США. Матч закончился вничью, голом отметился Альберто Джилардино, а автогол на свой счет записал Кристиан Дзаккардо.
"Навес справа – гол. Мой гол. В наши ворота. Сбывшаяся мечта и кошмар одновременно: я сыграл на чемпионате мира и забил автогол, в матче второго тура группы, против США. Я пытался правой ногой остановить мяч, но он попал в левую. Сказать, что меня переполняли эмоции – ничего не сказать. Адреналин вперемешку со злобой. Никто не знает, но в 2006, в Германии, я дважды забил в свои ворота.
Через 28 часов после неприятного случая произошло невероятное. Разминка прошла как по маслу, рутина, одинаковая из года в год. Такими же были и упражнения с мячом на поле. А последние 20 минут мы занимались тем, чего особенно ждем, - играли в футбол. Резвимся, словно дети. Делаем то, что умеем лучше всего. И вот с правого фланга идет прострел. У меня даже не было времени подумать «Ох», как я снова это сделал. Прервал передачу, но мяч полетел в ближний угол. Казалось, это повтор эпизода в матче с США.
"Какого черта! Хватит!". Из-за спины прозвучал голос, который ни с кем не спутаешь. Это был Буффон.
В такие моменты хочется ощущать поддержку друзей, и я тут же понял, что у меня их много. Все вместе они объяснили мне одно незначительное правило, которое я, возможно, неправильно понял. Не вник в его суть. "Дорогой Кристиан, голы должны забивать те, кто играет на другой половине поля. Ты – защитник. Так будь добр защищать! Ты понял? Защищай!".
К счастью, они были рядом и указали мне путь. <...> Мы восприняли это с улыбкой на лицах, но, конечно, я был зол, особенно из-за большого количества критики после матча с США. Многие утверждали, что меня зря взяли на Мундиаль, однако команда полностью была на моей стороне. Они пытались не дать мне упасть духом, они делали это для меня. Такое невозможно забыть. Я научился смеяться над тем автоголом, воспринимать его, как досадное недоразумение, и со временем стал самым результативным действующим защитником Серии А", - рассказывал Дзаккардо.
Групповой этап. Чехия - Италия (0:2)
"Когда мы обыграли Гану (2:0) и сыграли вничью с США (1:1), то знали, что в случае победы над Чехией в 1/8-й и 1/4-й финала избежим встреч с Бразилией и Аргентиной. Мы выиграли 2:0" - вспоминает главный тренер Марчелло Липпи.
"Весь мир помнит матч Италия – Чехия, третий в групповом турнире, и мой гол, после которого счет стал 2:0. Я вышел один на один с Чехом, обыграл его, забил в пустые ворота и бросился к угловому флажку – вне себя от радости, празднуя гол. Я ничего не понимал, я был счастлив – и точка.
К сожалению, весь мир также помнит, что Бароне бежал со мной от центральной линии: чем ближе я приближался к вратарю, тем больше пространства было у него – Симоне был один перед пустыми воротами. Чех решил рискнуть и сосредоточился исключительно на мне. Краем глаза я видел Симоне справа от меня, я даже сделал вид, что делаю пас, но только, чтобы перехитрить Чеха – он дернулся в одну сторону, я ушел в другую. И Симоне, кажется, вовсе не обиделся – он был первым, кто поздравил меня с голом.
Никто не сказал этого, когда мы вернулись в раздевалку – мы были слишком уставшими, чтобы говорить. Уставшими и довольными. Но со следующего дня спокойная жизнь для меня закончилась. Первыми словами после приветствия были "Надо было сделать пас, да?", сопровождаемые смехом. Во время тренировок все становилось еще хуже, но должен признать, что было очень смешно. Мы играли в квадрат, я получал мяч, и тут же звучал хор голосов: "Пиппо, отдай пас Симоне…". Начинался тренировочный матч, а они продолжали: "Пиппо, отдай пас Симоне…". Вариантов было множество. За столом, с солью: "Пиппо, отдай пас Симоне…". Кто-то подхватил простуду: "Спокойно, пройдет. Как пас Симоне…". В сложные моменты, когда давление зашкаливало, Каннаваро снимал напряжение, предлагая смотреть в завтрашний день: "Давайте подождем, все пройдет. Как пас Симоне…". Даже в моменты, когда кому-то нужно было поговорить с мистером, и он не мог его найти:
- "Извините, вы видели Липпи?" - "Он проходил тут давно" - "Проходил, как пас Симоне?"
В общем, минимального повода было достаточно, чтобы звучало имя Бароне. Мы были настоящей командой. Это было заметно по тому, как все смеялись, как придумывали шутки, день за днем, все новые и новые" - вспоминает Филиппо Индзаги.
1/8 финала. Италия - Австралия (1:0)
Рассказывает Джанулуиджи Буффон:
"Я не хотел ехать домой, мне было хорошо в Германии. Особенно после того, как мы вышли в 1/8 финала – в голове были исключительно приятные мысли. Я чувствовал – что-то случится. И действительно случилось: на 50 минуте матча с Австралией я услышал свисток арбитра и увидел, как он взмахом руки показывает Матерацци красную карточку. Удаление. Боже мой. Я хотел выругаться, но сдержался – это бы ничего не изменило, а только бы ухудшило и без того сложную ситуацию. Был только один способ прийти в себя, избавиться от негативной энергии, повернуть ее в полезное русло. Только один: излить душу кому-то опытному, тому, кто выслушает меня или хотя бы сделает вид, что слушает. Передо мной – и по позиции, и по статусу в команде – был Фабио Каннаваро. В центре защиты. И я набросился на него: "Фабио, черт!".
- "Что такое, Джиджи?" - "Я не хочу возвращаться домой, ты понял? НЕ ХОЧУ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ДОМОЙ" - "Хорошо, Джиджи" - "Нет, не хорошо. Я серьезно. Ты понял? Я хочу остаться здесь. Дома делать нечего. На море можно поехать в середине июля…" - "Хорошо, Джиджи" - "Нет, ты все еще не понял. Ты отвечаешь мне, как будто я какой-то идиот, но я абсолютно не шучу. Мы же не собираемся закончить, как в Корее?"
Эти слова зацепили Фабио. В разгаре игры, между подкатами и передачами, он поворачивался ко мне и отвечал. У меня, в воротах, за спинами защитников, было больше времени. Я мог позволить себе рассуждать. А он прибегал к линии штрафной и отвечал мне: «Увидишь, этого не произойдет». Одышка мешала разговору.
- "Так не должно быть. Мы – Италия, мы не можем так закончить, Фабио. Фабиоооооо!!!" - "Секунду, Джиджи. У меня есть дела"
Он убегал. Уходил, чтобы помешать Видуке прорваться к воротам, чтобы отобрать мяч у Уилкшира. Затем возвращался, и я продолжал жаловаться:
- "Фабио, ну же, мы остаемся" - "Конечно, Джиджи. Дай мне передохнуть"'
Счет не менялся: 0:0. Мы рисковали пропустить, я надеялся на дополнительное время. Я мучил Каннаваро долгие сорок минут. На 95 минуте Тотти забил с пенальти и вывел нас в четвертьфинал. До того момента мой диалог с капитаном продолжался. Я много раз говорил о Корее, очень боялся, что мы вылетим с чемпионата мира, как в 2002. Такой вариант казался очень вероятным.
- "Джиджи, видишь – мы не едем домой. Возвращаемся в Дуйсбург, приключение продолжается".
1/4 финала. Италия - Украина (3:0)
Рассказывает Симоне Перротта: "Когда давление достигло максимальной отметки, я вынул вилку из розетки. Выключил телевизор. После того, как мы уехали из Гамбурга, обыграв в четвертьфинале Украину, я пытался расслабиться. Хотел выбросить пульт управления телевизором так далеко, чтобы он случайно не оказался у меня в руках. Целью этого бунта было оградить себя. На нашей базе транслировались только итальянские каналы – Sky, Rai, Mediaset – и чем дальше мы шли по турниру, тем больше начинали о нас говорить. Это нормально. Было очень приятно наслаждаться сюжетами о наших победах, слушать, как даже скептики начинают признавать, что мы можем выиграть этот чемпионат мира. Но больше всего меня впечатляли сцены празднования из разных итальянских городов. Я осознавал, что на нас лежит удивительная ответственность: мы должны дарить радость всем этим людям, нашим людям. И, в то же время, это меня тревожило. Я никогда не чувствовал такого давления – создавалось впечатление, что на моих плечах лежит тяжесть всей страны. Настроение Италии зависело исключительно от нашей игры: неточный пас мог сказаться на ВВП, пропущенный гол – вызвать истерику у мужчин, женщин и детей. Эти неспокойные мысли не давали мне покоя. Потому я попытался защититься. Я сказал работникам отеля: "С этого момента в моей комнате телевизор должен быть выключен. Всегда".
1/2 финала. Германия - Италия. (0:2 доп.)
Вспоминает Фабио Каннаварро: "Когда мы вышли на поле в Дортмунде, то, как обычно, стали перед центральной трибуной. Затем поздоровались с соперниками, обычный ритуал. Немцы остались стоять на месте, мы прошли мимо них, пожали каждому руку. Но ни один из них не посмотрел мне в глаза, все уставились в газон. Они боялись. Очень боялись. А я подумал: "Мамма мия, какие они большие…" Спустя мгновение, правда, уже смеялся: "Зато представьте, какая куча будет, если они обделаются…". Я сразу же побежал к Буффону.
- "Джиджи!" - "Что ты хочешь, Фабио?" - "Дело сделано" - "Какое дело?" - "Мы уже победили" - "Что ты такое говоришь?" - "Они не смотрят нам в глаза. Они боятся" - "Ты такой дурак…"
Пусть я дурак, но мы победили на стадионе, где Германия никогда не проигрывала. Мы разбили вдребезги их талисман".
"Это было потрясающе — участвовать в таком матче. Выиграть у них дома. Я не могу описать словами, что я сейчас чувствую. Меня много критиковали, но сегодня я продемонстрировал, что мое желание играть не сравнимо ни с чьим-либо", - рассказал Дель Пьеро после полуфинала, в котором он отметился голом.
Джанлука Дзамбротта:
"Какое шоу устроил нам тренер на следующий день после победы над Германией в полуфинале! Он сдержал обещание, это было настоящее театральное представление. Накануне матча против хозяев чемпионата (а значит, всей страны) он сказал:
- "Ребята, выбейте этих фрицев, и я сделаю это". - "Скажите, что клянетесь, мистер". - "Клянусь. Сделаю это - окунусь в пруд на нашей базе".
Хотя пруд – это громко сказано. Скорее, это была большая лужа, в которой водилось немного рыбы.
Героями истории внутри истории стали Гроссо и Дель Пьеро. Они забили немцам, мы победили 2:0 и так бурно радовались еще и потому, что знали, что нас ждет по возвращению в Дуйсбург. Мы приехали поздно ночью, а утром Липпи собрал всю команду и прокричал: "Я готов". Он окунулся в не воды озера – вовсе не такие кристально чистые, как море Сардинии – и исчез. Грязь поглотила его.
"Боже мой, мы больше его никогда не увидим". Мурашки пробежали по моей спине – и не только по моей. Ложная тревога. Митер показался через несколько секунд с достаточно большой рыбой в руке. И определенно уже мертвой. Это было заметно. Она не двигалась, глаза потухли. Кажется, был даже заметен рыболовный крючок во рту. Но Липпи делал вид, что она выскальзывает у него из рук, падает, и он снова ее ловит. В конце концов, он повернулся к нам, наблюдающим за всем этим с умилением: "Парни, полюбуйтесь. Я закончил". А затем он обратился у трупу: "Наконец-то ты моя. Я поймал лохнесское чудовище. Скажи свои последние слова!".
Финал. Италия - Франция (1:1, 5:3 по пенальти)
"То, что сделал Зидан в финале, не стало для меня открытием. Когда я руководил "Ювентусом", он делал подобное по отношению к игроку Гамбурга. Зидан — великий игрок, одна ошибка не может перечеркнуть его великую карьеру", - рассказал Марчелло Липпи.
"В матче с французами Зинедин Зидан был далеко не единственной проблемой. Там были невероятные игроки! По техническим качествам сборная Франции была гораздо сильнее нас. Мы знали, что Зинедин был на пике своей славы. Мы действительно совещались перед игрой, но не было конкретных заготовок под Зидана", - говорил после матча Дженнаро Гаттузо.
Однажды у Буффона спросили: "Какой сейв вы считаете лучшим в своей карьере? Должно быть, тот отбитый удар Зидана в дополнительное время финала Чемпионата Мира 2006 года?"
Буффон ответил: "Да, это был, пожалуй, самый важный сейв в моей карьере, но я не уверен, был ли он лучшим... Даже не знаю, но он абсолютно точно был самым важным".
Основное и дополнительное время финала закончилось вничью 1:1, настало время серии пенальти.
Вспоминает Фабио Гроссо, автор решающего удара:
"После девятого июля этот вопрос (О чем ты думал перед тем, как ударить?) задавали мне все. Я никогда не отвечал, потому что сам не знаю, что сказать. Честный ответ звучал бы так: "Ну…"
Это кажется невероятным, но так и есть. Возможно, глядя на мяч, готовясь к последнему пенальти в матче с Францией, я не думал ни о чем. Если это не так, то я не помню своих мыслей. Радует то, что меня никогда не спрашивают: "А если бы ты промахнулся?"
"9 июля 2006 года после обеда я поспал, потом поиграл в PlayStation, а вечером выиграл чемпионат мира" - легендарные слова Андреа Пирло.
Возвращение домой
"Вылетев из аэропорта Дюссельдорфа десятого июля 2006, мы приземлились на военной посадочной полосе Пратика ли Маре, недалеко от Рима. Фречче Триколори, трехцветные стрелы, сопровождали нас до самой земли, мы вышли из самолета, как герои. Первым нас встретил Вальтер Вельтрони, в Палаццо Киджи нас сопровождал премьер-министр Романо Проди, а после этого началась поездка, которую я не смогу забыть, пока жив. ПОЕЗДКА с большой буквы. На двухэтажном автобусе мы отправились по улицам Рима до Большого цирка, где нас ждала человеческая стена из миллиона человек. Море счастливых людей, красота, которую мы не могли даже представить. Вечная радость в вечном городе.
Тифози бросали в нас всем. Не помидорами, но подарками. Шарфами, футболками, книгами, открытками, плюшевыми игрушками, флагами. Бедный водитель автобуса насмотрелся всякого, но, несмотря на то, что мы были пьяны, кое-что от болельщиков мы все-таки сумели забрать с собой домой - их огромную любовь. Я видел радость в глазах мужчин и женщин, детей, молодых, старых. Возможно, еще день назад они ссорились, но сборная дала им причину помириться и отпраздновать наш успех вместе. Это была не просто победная процессия, мы пошли дальше. Тот автобус – словно Ноев ковчег, благодаря которому спаслись не только мы – победившие в Германии – но и все, кто нас сопровождал, кто поддерживал", - вспоминает Андреа Барцальи.
"В моем подчинении была фантастическая группа игроков. В какой-то степени, скандал Кальчополи помог нам стать еще сплочённее. Часто о силе коллектива говорят неуместно, но в нашем случае именно она помогла выиграть чемпионат мира. Команда, группа, которая два года росла во время отборочного турнира и достигла зрелости в нужном месте (в Германии) и в нужное время (летом 2006-го)", — Марчелло Липпи.
Источник: "Наш Ребенок". Книга Фабио Каннаваро
Великая Команда
"Основное и дополнительное время финала закончилось вничью 0:0, настало время серии пенальти".
Там 1:1 счёт был
Но я помню, что в 2006-м все говорили про этот двенадцатилетний цикл, и пророчили победу Италии. Хотя большинство все равно болели за Зизу и Францию.