11 мин.

Бонуччи-Кьеллини – идеальная связка. Один не умеет защищаться, но читает игру и пасует, второй – последний великий персональщик

Больше 300 матчей в паре, половина на ноль, почти всегда победы.

После матча Италия – Бельгия Бастиан Швайнштайгер твитнул: «Бонуччи и Кьеллини – лучшие в мире прямо сейчас». Лишним в его словах было только хронологическое ограничение. Кьеллини и Бонуччи бетонируют свои команды больше десяти лет.

Кьеллини эволюционировал из атакующего фулбека в последнего классического разрушителя. Он давит форвардов физически и психологически

Жилистый, угловатый, Кьеллини словно вышел из постапокалиптической антиутопии. Его стиль – игровой аналог поножовщины в тюремном дворе, но за привычным образом грубого зверя скрывается поразительная тяга к саморазвитию. Джорджо годами превращал себя в самого надежного защитника мира, поступательно отсекал слабости и развивал характер, а когда возраст отбирал у него важные качества – менялся и оставался таким же уверенным и непроходимым, как прежде.

Начало его эволюции положил Фабио Капелло. Кьеллини еще не исполнился 21, он был скоростным левым фулбеком и не всегда вспоминал о защите, но классно помогал нападению – набрал 10 результативных баллов в двух дебютных полных сезонах в «Ливорно» и «Фиорентине». Капелло такие навыки не цепляли. «По ходу одного из спаррингов он спросил меня, какую роль я играю, – вспоминал Джорджо. – Я ответил: «Краек». Тогда Фабио сказал: «Нет, крайний защитник. Защитник в первую очередь защищается».

Инволюция в более ограниченного и дисциплинированного фулбека логично привела к уходу с фланга. В 2007-м Кьеллини превратился в агрессивного силового центрбека: выбрасывался из линии, забивая на синхронизацию и тактику, давил соперников атлетизмом и перехватывал мячи до того, как они дойдут до штрафной. Тогда же он утвердился в роли перспективного персональщика. Ибра уважал его больше всех защитников в мире: «Кьелло не оставляет пространства и не дает вздохнуть».

«Такой он, Джорджо: извиняется и отправляет тебя в больницу, – шутил Кассано. – Он один из лучших парней, которых я встретил в футболе, но на поле он не узнает друзей».

Так постепенный прогресс превратил не слишком талантливого фулбека в защитника, о котором Вальтер Мадзарри сказал: «Он один может держать троих». К 2010-м Кьеллини стал самым неприятным центрбеком Серии А. Он переигрывал форвардов сразу на двух уровнях – физическом и психологическом. Когда Джампаоло Паццини сломал нос, Джорджо весь матч срывал с него защитную маску. Златана нокаутировал локтем. Кавани дергал за волосы и компостировал голень шипами. «Никто не бил меня сильнее Кьеллини», – рассказывал потом Эдинсон.

«Если дать нападающему пространство, он забьет. Нужно мешать ему двигаться, предотвращать моменты, придумать приемчики, которые выведут его из себя, – делился Кьеллини с Rivista Undici в 2018-м. – Великие дуэли выигрываются именно так. Да, со мной неприятно сталкиваться, но я никогда не переходил границ. А сейчас вообще стал более вдумчивым и менее импульсивным. В 22 каждый матч был для меня битвой, войной, я снимал напряжение игрой».

Третья версия Кьеллини появилась после встречи с Бонуччи. Молодой Лео играл по мячу, а не сопернику – вылетал из защиты и оставлял брешь за спиной. Если б это не работало, Конте переделал бы его, но защитник классно читал игру и моментально превращал перехваты в контратаки. Джорджо пришлось адаптироваться. Он больше не защищался движением вперед и не выбрасывался из линии так часто, как раньше, а вместе с Бардзальи прикрывал младшего напарника.

В новом качестве Кьеллини и стал одним из неоспоримо лучших защитников мира. Он сузил диапазон до защиты штрафной, подстраховки и персональных дуэлей и за месяц до 37-летия остается самым надежным центрбеком планеты в низкой обороне. Капелло безупречно запрограммировал его карьеру. Джорджо стал последним представителем исчезающего типажа – защитника, который в первую очередь защищается.

«В Голландии говорят, что Кьеллини нельзя играть, потому что у него ноги квадратные, – отмечал Марк Ван Боммель. – Но в защите он не проигрывает ни одного единоборства. Он знает свой потолок и выходит на поле не для того, чтобы показать, насколько хорош, а только для идеального выполнения задачи: лишить соперника моментов. Он делает это лучше всех».

Сегодня Кьеллини – полная противоположность молодого гроссоподобного латераля, однажды расстрелявшего «Юве» сумасшедшим ударом с подбора. Он – прямой наследник Каннаваро и Матерацци. Как и великий Фабио, Джорджо нападает на подражание Гвардиоле и моду на пасующих центрбеков, находит в оборонительной игре экзистенциальный подтекст и опасается, что итальянский футбол теряет идентичность. И он очень органичен в роли классического жестокого разрушителя.

«Я счастлив, когда побеждаю в дуэли. Блокируя опасный удар, я чувствую прилив адреналина, – объяснял защитник. – Это совсем не похоже на празднование гола, но я до сих пор помню спасения, совершенные в больших матчах. Гол «Барсе» в четвертьфинале ЛЧ доставил мне намного меньше радости, чем украденный у Кейна мяч на 89-й минуте».

Бонуччи слаб в обороне, но классно читает игру

Бонуччи – другой. В детстве он играл центрального нападающего и полузащитника, в первой игре центрбеком сделал хет-трик и окончательно перешел в защиту только в 17. Позднее перепрофилирование определило его игру. Лео вышел из примаверы «Витербезе» с явными пробелами в выучке и до сих пор страдает от нехватки оборонительного мышления.

«С мячом в ногах Бонуччи лучший в Италии и один из лучших в мире, – высказывался Капелло в эфире Sky Sport. – Но он не знает, как защищаться, у него серьезные проблемы в самых основах».

Бонуччи – удивительно интуитивный защитник. Его игра построена на чтении и вольной интерпретации эпизодов; пока необходимо контролировать зону и выверять дистанцию между напарниками, Лео безнадежно невзрачен и даже не до конца надежен, но иногда его озаряет – и рождаются такие тонкие моменты, на которые способен не каждый топ. Бонуччи считывает направление паса до того, как его сделают. А иногда вынуждает соперника пасовать в заведомо неудобный момент.

Показателен момент из игры с «Лацио» в прошлом году. Тогда римляне выбежали вчетвером на четверку защитников. Иммобиле забегал по центру и угрожал рывком за спины, но пока держался в нескольких метрах от центрбеков – чтобы те пятились назад, и у лациале с мячом было больше пространства. Бонуччи прочитал эпизод, сбросил скорость, создав иллюзию, будто Чиро вот-вот вбежит в появившуюся дыру, тут же снова ускорился и перехватил пас. Лео фактически заставил соперника отдать передачу не вовремя.

Бонуччи приостанавливается, пока остальные бегут, и ломает линию. Лукас сразу пасует в брешь.

Но Бонуччи уже ускоряется, закрывает ловушку и перехватывает неподготовленный пас.

Атипичный профиль мог стоить Бонуччи карьеры. Он слишком рискует, если играет в своем стиле, а если не делает этого – становится откровенным середняком. Вряд ли кто-то стал бы возиться с таким неудобным талантом, если бы его качества ограничивались чтением игры. Но Лео повезло. Его длинный пас компенсирует все недостатки. Маркизио отмечал, что Бонуччи видит поле как полузащитник.

«Бонуччи стал одним из лучших защитников мира благодаря редким качествам и сильному характеру, – рассуждал тренер Джузеппе Пиллон. – Он прекрасно видит поле, предугадывает развитие ситуации, но прежде всего обладает прекрасными ногами. Он становится дополнительным игроком в строительстве атак».

Легенда «Милана» Джованни Галли однажды сравнил Бонуччи с Ширеа, и его слова не так кощунственны, как кажется. Если бы Лео родился на тридцать лет раньше, сейчас мы бы называли его одним из величайших либеро 80-х. Свободная роль раскрыла бы выдающееся чтение эпизодов и скрыла недостатки в игре один на один и зонном контроле. Сегодня Бонуччи в любом случае обречен на ошибки – потому что не может не исполнять задачи, которым не был обучен.

Кьеллини и Бонуччи сыграли вместе больше 300 матчей. Связка работает благодаря Джорджо – он компенсирует недостатки Лео

Редко бывает, чтобы связка со всего одним надежным защитником добиралась до величия, но Кьеллини – Бонуччи – именно тот случай. Они играют вместе 11 лет (первые несколько сезонов – в тройке с Бардзальи), каждый второй матч заканчивают на ноль и почти всегда побеждают. Статистически они превосходят лучшие пары XXI века.

Сыгранность – первый секрет надежности. Бонуччи и Кьеллини провели в связке почти 500 часов. Морено Торричелли отмечал, что с таким наигрышем они взаимодействуют по памяти. Сам Кьеллини полгода назад признался: «Я знаю Бонуччи лучше, чем свою жену».

Второй и главный секрет – химия между защитниками. Лео и Джорджо – большие друзья, и их характеристики дополняют друг друга.

«Пусть у болельщиков подгорит, я все равно скажу: Бонуччи – это Барези в лучших традициях итальянских либеро. Кьеллини как Матерацци: два левши и два воина», – сравнивал бывший защитник «Интера» Беппе Бергоми. 

Как бы много Бонуччи ни работал над собой (бывший тренер Карло Перроне назвал его «чемпионом по прогрессу»), он так и не научился защищаться. Несколько лет назад он подменил нехватку тактического мышления психологическими приемами – например, объедается чесноком и раздражает форвардов. Личный коуч Альберто Феррарини однажды запер его в неосвещенном подвале и часами оскорблял. Едва Лео поднимал голову, получал под дых. Так Бонуччи учился дисциплине и концентрации.  

Тем не менее он надежен, только если рядом играет Кьеллини. Джорджо уничтожает лучших нападающих и заодно страхует напарника. Его футбол – далеко не примитивное проявление животного начала. Кьелло хочет, чтобы казалось именно так, ему нравится пугать соперника повадками Кинг-Конга, но за всем этим скрывается интеллектуальный подход. Джорджо почти всегда умнее и хитрее форварда.

«Когда я играл, Кьеллини был номер один, – объяснял его метод Кассано. – Он держал, фолил, а потом падал, и судьи выбирали его сторону – потому что он был умнее меня. Он настоящий жесткий мужик, встретиться с ним – кошмар для форварда. Кьеллини один из последних действительно великих персональщиков».

Суть подхода – в подготовке. Перед матчем Кьеллини тратит 30-40 минут на изучение каждого нападающего чужой команды. «Психологическая дуэль начинается на поле, но сначала необходимо понять стиль соперника», – описывал защитник в автобиографии. Кьеллини разбирает каждый прием форварда, за манерой игры видит душу и точно знает, как ее сломать.

Так получился защитник, с которым почти невозможно справиться. Кьеллини давит, провоцирует, нависает, непобедим физически (даже Лукаку и Златан не смогли его продавить) и ментально, а если встречается с актером вроде Суареса – переигрывает по его же правилам. Он выключает сильные стороны и бьет в слабые.

«Чтобы выиграть дуэль у нападающего, необходимо быть пессимистом и всегда готовиться к худшему варианту, – рассказывал Кьеллини So Foot. – Это цена для обычных парней вроде меня и Бардзальи – игроков без экстраординарного класса Рамоса или Ван Дейка. В жизни я довольно застенчив, но на поле делаю все для победы».

Когда Джорджо был побыстрее, против него вообще не существовало приемов. К 37 у него появился хотя бы один физический недостаток – скорость. «Мне проще против здоровяков», – признавался центрбек. Но он научился компенсировать нехватку рывка. Кьеллини предугадывает действия форвардов и искусственно создает условия, в которых у них нет шансов.

«Топовый защитник должен быть почти ясновидящим. Я не такой взрывной и быстрый, как прежде, но я умнее, – объяснил Джорджо The Athletic. – Игра один на один для меня не важна. Я перемещаюсь заранее, не позволяю форварду сделать то, что он хочет. Вытесняю его на край и лишаю пространства. Ловлю в офсайд. Лучше предотвратить, чем исправить».

Единственный недостаток Кьеллини в современной игре – техника. Для этого есть Бонуччи. Его лазерные передачи настолько хороши, что компенсируют нехватку еще одного пасующего защитника. Точно так же и Кьеллини силен настолько, что бетонирует оборону за двоих сразу. Они – итальянская классика: сочетание техничного пасующего центрбека с тонким чтением игры с непроходимым персональщиком. Какой бы идеальной ни была эта пара, в защите все работает только благодаря Джорджо Кьеллини.

***

Когда Криш только перешел в «Юве», журналисты спросили Бернардески: «На тренировках игроки бьются, чтобы попасть с Роном в одну команду?» Итальянец ответил: «На самом деле лучше попасть в одну команду с Кьеллини».

В этом – весь Джорджо. Лучше играть с ним, чем против него. Он не всегда побеждает, но всегда увеличивает шансы на победу.

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: Gettyimages.ru/Claudio Villa, Valerio Pennicino, Massimo Cebrelli