13 мин.

Мучения Шевченко в Англии: держали на скамейке, называли подкаблучником и травили из-за гольфа

В конце проигрывал конкуренцию Анелька.

Переход Андрея Шевченко в «Челси» стабильно держится в топе худших сделок в истории английского футбола. Абрамович заплатил за Шеву 30 миллионов фунтов (самый дорогой трансфер в АПЛ в то время), но английский этап карьеры форварда получился печальным и недолгим.

«Челси» подписывал украинца в статусе лучшего бомбардира в истории ЛЧ, но уже через пару лет фанаты «синих» дразнили соперников ироничной кричалкой: «Вы настолько дерьмовы, что позволили Шеве вам забить».

Шевченко три года отшивал Абрамовича и решил перейти в «Челси» под давлением жены (хотя сам отрицает)

Первая встреча Абрамовича и Шевченко состоялась в 2003 году. Российский олигарх только что купил «Челси» и начал бережно собирать кирпичики для строительства суперкоманды. Он прилетел в Милан для переговоров с кем-то из игроков «Интера» и остановился в отеле Four Seasons. Шева пришел в местный ресторан, чтобы пообедать с другом – Абрамович тут же пожелал встретиться с форвардом.

«Он позвал меня в «Челси», но я отказал, потому что был счастлив в «Милане», ведь мы только что выиграли Лигу чемпионов. Я говорил с ним еще пять минут, и на этом все», – вспоминал Шевченко в интервью The Guardian.

Через год исполнительный директор «Челси» Питер Кеньон провел переговоры с Адриано Галлиани, но «Милан» наотрез отказался отпускать свою звезду. А в 2005-м Абрамович вновь встретился с Шевченко в Бостоне, и форвард, который не забил решающий пенальти в стамбульском финале ЛЧ против «Ливерпуля», обещал подумать.

Контракт Шевы с «Миланом» заканчивался только в 2009 году, а сам украинец не знал английского и сомневался в переходе. Тогда Абрамович зашел со стороны жены футболиста – американской модели Кристен Пазик.

Олигарх познакомил Пазик со своей супругой Ириной Маландиной. В декабре 2005-го дамы устроили совместный шоппинг в Лондоне, Маландина обрисовала Пазик все прелести жизни в Англии и пообещала помочь с модельной карьерой. Американка, которая никогда не была в восторге от Италии, начала давить на мужа, и Шевченко сдался.

История просочилась в СМИ, Пазик пришлось нанять охрану, а Сильвио Берлускони через семь месяцев после ухода форварда разразился эпичной речью: «Настоящий миланист и настоящий мужчина не поступил бы так. У себя дома я хозяин, я принимаю важные решения. А для Шевченко главное – выполнять прихоти жены. Он бежит по ее командам как послушная болонка».

Правда, сам Андрей в автобиографии описывает все совсем иначе. Говорит, что сам пришел к решению уйти в «Челси», потому что сделал для «Милана» все возможное. Шевченко рассказывает, что в конце сезона-2005/06, ровно через год после проигранного стамбульского финала ЛЧ, позвонил напрямую Роману Абрамовичу: «Роман, я думаю о переходе в «Челси». Вам еще интересно?»

В «Челси» подхватили стремление Андрея. Переговоры по зарплате прошли гладко. В «Милане» и пытались мягко воздействовать, чтобы главный форвард остался: предложили пятилетний контракт с тем же гонораром. Хотя Сильвио Берлускони в первую очередь уважал мнение игрока.

«Я перешел в «Челси» не из-за денег, – пишет Шевченко. – Я отдал «Милану» всего себя. Это было мое решение, не семьи. Необходимый шаг в карьере, пришло время что-то менять».

Моуринью не хотел подписывать Шеву. Ради украинца Жозе пришлось перейти на неудобную схему

Жозе Моуринью купался в лучах славы. В 2006-м он взял второе чемпионство подряд, оторвавшись от «МЮ» на восемь очков. Для полного счастья португальцу не хватало только одного – победы в ЛЧ.

Перед стартом сезона 2006/07 в «Челси» наметилась проблема с форвардами. Эрнан Креспо постоянно хандрил и вернулся в Италию, Эйдура Гудьонсена продали в «Барсу», а Карлтона Коула – в «Вест Хэм». Единственным стабильным вариантом оставался Дидье Дрогба, который забил 32 гола за первые два сезона в Лондоне.

«Сегодня мечта стала реальностью. Андрей всегда был моим первым выбором для «Челси» с того самого дня, как я возглавил команду. У него великолепные навыки, амбиции, дисциплина, тактическая подкованность и, конечно же, он великий нападающий», – на презентации Моуринью осыпал Шеву щедрым градом комплиментов.

Жозе сильно лукавил. Трансфер Шевченко осуществлялся под строгим контролем Абрамовича, который даже не советовался с тренером. Моур осознавал, что украинцу многое сойдет с рук, а посадить его на скамейку будет сложно – отношения с российским олигархом моментально испортятся.

Перед стартом сезона Моуринью неохотно изменил схему, чтобы совмещать в составе двух форвардов. «Перед началом сезона ко мне подошел Жозе, – вспоминал Дрогба. – Он говорил очень аккуратно: «Ты знаешь, что я люблю играть 4-3-3, но в новом сезоне мы стартуем по схеме 4-4-2 с тобой и Шевченко в атаке. Если это сработает, мы остановимся на этом варианте, если нет – сразу же вернемся назад».

Шевченко забил в первом же матче за «Челси» против «Ливерпуля» в Суперкубке – украинец откликнулся на заброс Лэмпарда, нежно покатил мяч мимо Пепе Рейны и поцеловал эмблему нового клуба во время празднования. Через десять дней он отличился в игре с «Мидлсбро», однако следующего гола пришлось ждать аж два месяца.

Последний сезон Шевы в «Милане» получился изумительным, но под конец чемпионата Андрей получил неприятную травму в матче против «Пармы». Восстанавливаться было некогда – летом сборная Украины дошла до 1/4 ЧМ, а Шевченко, который играл на уколах, забил два гола.

Звездный форвард не успел набрать форму и безнадежно померк на фоне Дрогба. «Челси» проиграл два из трех матчей на старте сезона, Моур вернулся к прежней схеме и посадил Шевченко в запас, несмотря на недовольство Абрамовича.

Когда Жозе задали очередной вопрос про украинца, он наконец-то признался: «Вы хотите знать правду о Шевченко? Я надеюсь, что владелец не расстроится после этих слов. Мы хотели купить Самюэля Это’О в команду, он был нашей целью. Он был игроком, которого я действительно хотел. Почему? Потому что Самюэль был единственным игроком в мире, который сумел бы сыграться на поле с Дидье Дрогба, и ради которого я бы поменял схему. Он был готов играть на фланге в нашей привычной 4-3-3. Но «Барселона» ответила, что не продаст Это’О ни за какие деньги. Только тогда мы пришли к Шевченко – и я счастлив работать с ним».

В то же время Герман Ткаченко, который близко общался с Абрамовичем и знал многое о делах внутри «Челси», пересказывал этот сюжет совсем иначе: Жозе действительно хотел камерунца, но потом пообщался с его тренером в сборной – тот рассказал, что с Самюэлем работать не так-то просто, потому что он очень любит перетягивать на себя все внимание. Это явно помешало бы так легко встроить его в систему к ивуарийцу Дрогба. Тот разговор изменил впечатление Моуринью, и тренер переключился на Шевченко.

Шевченко почти не общался с партнерами. А болельщики разозлились на него из-за гольфа

«Он был самым тихим футболистом, с которым я когда-либо играл. Его карьера в «Милане» была невероятной! Я вырос, наблюдая за его игрой. Когда он перешел в «Челси», я подумал: «Вау, это же Шева!». Мы просто не могли понять, почему после перехода он ни с кем не говорил – ни на поле, ни на тренировочной площадке, ни за их пределами. Это было странно», – вспоминал Джон Оби Микел в интервью The Athletic.

Считается, что отношения с партнерами у Шевченко не заладились сразу – он не говорил по-английски и общался только с администратором Гари Стейкером и голкипером Карло Кудичини, которые знали итальянский. Шева не посещал командные тусовки и все свободное время проводил с семьей.

Незнание английского – тоже противоречие. Как он мог совсем не говорить, если был женат на американке? Василий Уткин, неплохо знавший в то время и Андрея, и Романа Абрамовича, утверждал, что языковая проблема полностью выдумана и на самом деле никак не влияла на положение Шевченко в команде.

Тем временем Дидье Дрогба превратился в голевую машину. В сезоне 2006/07 он забил 33 гола – на один больше, чем за два последних сезона. Сначала ивуариец уважительно высказывался о Шевченко – отмечал его выдержанность, спокойствие и мастерство при завершении моментов. Однако уже в середине сезона 2007/08 Дрогба отзывался о партнере в совсем ином тоне.

«Я не вижу никакого желания сотрудничать со стороны Шевченко, – сказал Дидье в январе 2007 года. – Мне кажется, он считает, что должен любой ценой компенсировать вложенные в него деньги при помощи голов. Я люблю делиться, но при этом ценю, когда мне отвечают тем же. Вся команда может прибавить, если мы будем работать вместе. Я никогда не боялся конкуренции и понимаю, что это сложная ситуация для Шевченко. Но всегда нужно думать о команде».

Взаимоотношения двух форвардов позже описал Джон Оби Микел: «Дидье всегда нравился вызов. Когда приехал Шева, он поднял свою игру на другой уровень, чтобы все знали, что он здесь главный. Вместе с этим я видел, как Дрогба пытался помочь Шеве. После теории они вместе тренировали удары и позволяли другим игрокам к ним присоединиться».

Болельщикам не нравилась низкая результативность Шевченко, но до лета 2007-го они верили в украинскую звезду. Отношения с фанатами испортились из-за гольфа, на который Андрея подсадил Оливер Бирхофф.

«Он носил экипировку каждый день, – вспоминал экс-полузащитник «Челси» Стив Сидуэлл в интервью The Athletic, – Когда я возвращался с тренировки, Шева уже был готов играть в гольф». Ближе к лету Шевченко даже переехал в Вентворт – элитные апартаменты, по соседству с которыми располагается одноименный гольф-клуб.

В мае 2007-го в ответ на очередной вопрос о том, куда делся Шевченко, Моуринью рассмеялся и шутливо взмахнул воображаемой клюшкой. Через три месяца украинец не попал в заявку на последний матч предсезонки против «Брондбю» из-за травмы спины, однако в этот же день папарацци спалили его на поле для гольфа – фанаты были в ярости.

Абрамович нанял для Шевченко личного тренера (олимпийского чемпиона). Андрей разогнался, но получил тяжелую травму

Шева никогда не жаловался на Моуринью в СМИ и не ругался с португальцем на тренировках. Тем не менее отношения между ними были напряженными.

Жозе пытался найти для украинца подходящую позицию – размещал его под нападающим и ставил на фланг (например, в том самом матче против «Рединга», когда Петр Чех получил страшную травму головы). Однако картина не менялась – Дрогба стабильно забивал, а Шевченко грустно смотрел на успехи ивуарийца со стороны. «Дидье в отличной форме, он лучший форвард Европы прямо сейчас», – сказал Моур после одного из матчей.

«Я не был ключевым футболистом в атаке, потому что моя позиция располагалась дальше от ворот по сравнению с «Миланом». Возможно, именно поэтому Дрогба забил так много голов в этом году. В «Милане» я исполнял свою естественную роль, а здесь мне пришлось адаптироваться, чтобы приносить пользу команде», – оправдывал свои неудачи Шевченко в мае 2007-го.

В первом сезоне за «Челси» Шева забил 14 голов и сделал 12 ассистов, отличился в важных матчах плей-офф ЛЧ против «Порту» и «Валенсии», а также блеснул шикарным ударом с острого угла в переигровке 1/4 Кубка лиги против «Тоттенхэма». Не провал, но и не блеск для футболиста за 30 млн фунтов, но во втором сезоне дела сложились гораздо хуже.

Летом Моуринью спросили о возможной аренде Шевченко, и Жозе не упустил случая поиздеваться над форвардом: «Не нужно спрашивать об аренде Шевченко у меня или Андрея. Спросите его жену – она все решает». Абрамович оставил Моура без январских трансферов, и португалец отомстил олигарху через его любимчика – теперь Шева стал выходить на поле еще реже.

«Челси» провалил старт сезона 2007/08, и Моуринью уволили уже в сентябре. В последнем матче под руководством Жозе «синие» дома сыграли вничью (1:1) с норвежским «Русенборгом», а единственный гол «Челси» забил Шевченко.

Летом Абрамович нанял для украинца персонального тренера по физподготовке – британского спринтера Даррена Кэмпбелла, который брал олимпийское золото в эстафете 4х100 м. Моур неохотно допускал его до занятий с Шевой, но Авраам Грант, который сменил португальца, был в восторге от этой идеи.

«При Моуринью Шевченко не разрешали делать то, что он делал в «Милане» – например, в Италии у него был свой тренер по спринту. Я стараюсь привести его в хорошую форму, и это работает. Он говорит мне, что чувствует себя лучше», – так Кэмпбелл оценивал результаты своей работы осенью.

В декабре Шева провел лучший отрезок на английском этапе карьеры – забил «Сандерленду» и «Ливерпулю», а также оформил 2+1 в матче с «Астон Виллой». Однако именно в игре с «Виллой» форвард получил тяжелейшую травму, из-за которой пропустил 18 матчей и навсегда лишился прежней скорости.

«Минут за 10-12 до конца понимаю: продолжать встречу не могу, – вспоминал Шевченко. – Причем из-за болей не в спине, а в икроножной мышце. Позже выяснилось, что причина заключалась именно в спине: где-то там оказался прижат нерв, связанный с икрой. Сигнал в правую ногу попросту не поступал. Поэтому три месяца не мог нормально не то что бегать, а даже ходить. Это сильно повлияло на мою скорость. Рассчитывать на то, что я буду двигаться по полю, как 20-летний мальчик, глупо».

***

После восстановления Шева забил лишь один гол за «Челси» – он оказался последним. Зимой в клуб пришел Николя Анелька, который гораздо эффективнее смотрелся в связке с Дрогба и уверенно выиграл конкуренцию у Шевченко.

21 мая 2008-го Андрей со скамейки грустно наблюдал за поражением «Челси» в московском финале ЛЧ, а через три месяца снова красовался на «Сан Сиро». «Милан» не смог выкупить форварда из-за высокой зарплаты, поэтому лишь арендовал свою легенду.

Шева не забил ни одного гола в Серии А, а зимой и вовсе перестал попадать в заявку. Летом он вернулся в «Челси» – в это же время клуб возглавил Карло Анчелотти, которому украинец так и не пригодился во время аренды в «Милане».

В конце августа Анчелотти сообщил Шевченко, что не будет включать его в заявку на ЛЧ, и Андрей вернулся в родное «Динамо». На Европа для Шевченко и закончилась.

«Лобановский придумал «смертельный подъем». Блевали почти все. Кто не блевал – выходил в основе». Андрей Шевченко написал автобиографию

Портрет Абрамовича: от мегасделки до неприметности (на переговорах по Роналдиньо в нем не узнали миллиардера)

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Clive Brunskill, Alex Livesey, Robert Laberge, Michael Regan, Ryan Pierse; East News/AP Photo/Alastair Grant, AP Photo/Lefteris Pitarakis