Зинченко чуть не сломали в ЛФЛ: перед просмотром в «Рубине» получил в голеностоп, полетел с опухшей ногой, в самолете обжег ее сухим льдом
Неизвестные подробности.
Александра Зинченко воспитали в «Шахтере», но в «Манчестер Сити» он добирался через Россию. Причем далеко не сразу попал в клуб в РПЛ: сначала 17-летний игрок просто переехал в Москву и поддерживал форму всеми способами.
Скорее всего, вы видели это фото из 2014-го. Здесь Зинченко играет в митинской любительской лиге – можно сказать, практически с друзьями во дворе.
Но в его карьере есть пять матчей и в настоящей ЛФЛ. До контракта с «Уфой» он успел побегать в высшей северной лиге – возможно, самой мощной в Москве (наравне с западной). Например, в сезоне-2014/15 там можно было встретить Андрея Каряку, Евгения Алдонина, Динияра Билялетдинова и Романа Павлюченко.
И одна из таких игр в ЛФЛ чуть не помешала Зинченко попасть в РПЛ. Глеб Чернявский рассказывает неизвестные детали о старте карьеры лидера сборной Украины.
По словам соперников Зинченко из ЛФЛ, на общем фоне высшей лиги он не выделялся. Выглядел мощно, но без вау-эффекта – были ребята и поинтереснее
17-летнего Зинченко в высшую лигу ЛФЛ позвал Виталий Гурцкая – владелец, капитан и форвард команды «Азимут». О том, что можно заявить такого парня, он узнал от друга.
«Мне позвонил близкий товарищ, – рассказывает Sports.ru Гурцкая. – Говорит, что играл в «Лужниках», к ним побегать приехал очень хороший парень. Спросил, не хочу ли созвониться с ним, предложить ему за свою команду поиграть. Обещал, что точно нас усилит. Я этому другу доверяю, поэтому взял номер, позвонил и пригласил.
Помню, как первый раз забирал Зинченко у метро. Мы договорились о времени встречи, я приехал чуть заранее. Подъезжаю, а он уже на месте. То есть еще раньше приехал. Когда на поле вышли, он меня тоже приятно удивил. Совсем молодой пацан, но так по-взрослому разминался, растирался, готовил себя. У меня сразу мелькнуло: из него что-то получится, светлая голова у парня во всех смыслах».
8 ноября 2014 года «Азимут» играл против команды с заводским названием МЗКП (расшифровывается: «Мы знаем, как победить»). На улице было градусов пять, накрапывал дождь, поле с ночи оставалось слегка подмерзшим.
«Я тогда не только играл в ЛФЛ, но и смотрел матчи наших конкурентов, – говорит Sports.ru капитан МЗКП Михаил Шмельков. – Так и увидел Зинченко в «Азимуте», но каких-то вау-ощущений не было.
Классический сильный игрок из вышки ЛФЛ. Сильный, резкий, быстрый – принял, отдал, побежал, забил. Таких там полно, поэтому особого значения не придал. Это был точно не тот случай, когда против тебя выходит молодая команда под спонсорами и раскатывает так, что ты вообще не понимаешь, как их тормозить.
Мы тогда обыграли «Азимут» со счетом 5:3, но Зинченко быстро игру закончил – ушел с поля после подката нашего защитника Ромы Юдаева. Там не было грубости, но получилось очень жестко. Прошло спокойно и без истерик: он тихо заменился и сел с опухшей ногой.
Мне кажется, если бы его и сейчас так сломали, то он бы тоже ни слова не сказал. Приятный парень, без ######## [понтов]. Когда Зинченко в финале Лиги чемпионов вышел, я даже сториз скриншот выкладывал, что вот, играли против них и победили».
В Зинченко влетели с двух ног. Он сел за бровкой со словами «##### [блин], мне же завтра лететь на просмотр в Германию»
Тот самый защитник Роман Юдаев объясняет подкат запредельной скоростью Зинченко – по-другому его было не остановить.
«Скорость у Зинченко сумасшедшая, он мимо меня пробрасывал и готовился убегать, – говорит Sports.ru Юдаев. – Я был еще молодой, но все равно не доставал. Остановить его можно было только подкатом. Я прямо с двух ног пошел, но сыграл чисто. Просто стиль мой такой: если шел в подкат, то играл в мяч, но выносил его вместе с ногами. Чтобы особо не расслаблялись люди.
Роман Юдаев справа
Здесь получилось все то же самое. Гал у Зинченко мгновенно распух, он сразу заменился, где-то 10-я минута шла. Никаких претензий не предъявлял. Ну а какие претензии? Да, жестко сыграно, но в мяч, все по правилам».
Оказалось, тот эпизод мог похоронить карьеру Зинченко. На следующий день он должен был улетать на просмотр в «Рубин».
«Саня – скромный парень, никто из нас и не знал, что он должен на просмотр лететь, – говорит Sports.ru партнер Зинченко по «Азимуту» Владимир Куц. – Только когда все случилось, он сел за бровкой и в сердцах сказал: «##### [блин], мне же завтра лететь на просмотр в Германию». Очевидной грубости точно не было, но подкат получился такой, что Саша чуть на Ленинградку не улетел. Голеностоп был размером с дыню».
«В самолете он только усугубил ситуацию, – говорит Юдаев. – Приложил сухой лед, уснул в полете и обжег ногу. Уж не знаю, как тренировался дальше. Мы даже в команде шутим, что благодаря мне и МЗКП карьера у него и удалась. Не будь той травмы, все могло по-другому сложиться. А так – подписался позже с «Уфой» и уже оттуда в «Манчестер Сити» попал.
Кстати, смотрю на него сейчас – мясцом он пооброс. Из худенького мальчика превратился в настоящего бойца. Думаю, если бы сейчас его останавливал, то сделал бы то же самое, только в подкат прыгнул бы еще на приеме мяча. Я тогда-то за ним бежать не мог, а сейчас с моим весом тем более».
«Да, действительно была такая история с сухим льдом, – говорит Гурцкая. – Он хотел что-то сделать с болью, поэтому приложил его и не рассчитал по времени – нога сгорела. Не знаю, из-за этого или не из-за этого не получилось подписаться с «Рубином», но что ни делается, все к лучшему. После тех сборов он еще сыграл пару матчей за нас, а потом уже уехал в «Уфу».
На сборе «Рубина» Зинченко хотел проставиться: поехали в ресторан на велосипедах, но в немецкой глуши нашли только кафе с мороженым
Сразу оговоримся: уход Зинченко из «Шахтера», его переезд в Москву, просмотр в «Рубине» и подписание контракта с «Уфой» – очень мутная и сложная история, заслуживающая отдельного расследования.
Здесь мы не будем расписывать все слухи, а просто зафиксируем: карьера Зинченко складывалась реально тяжело, если несколько месяцев ему пришлось быть без команды, играть в митинской лиге, бегать с какими-то мужиками в «Лужниках» и получать травмы в ЛФЛ.
Зинченко действительно полетел с опухшим голеностопом на сбор «Рубина» в Германию, но не только из-за этого не подписал контракт. А во время просмотра Александр и тренировался, и ездил на велосипеде.
«Я даже не знаю историю про голеностоп и сухой лед, – говорит Sports.ru бывшая ведущая «Рубин-ТВ» Руфина Газизова. – Точно помню, что Зинченко был с нами на сборе в Германии во время паузы на матчи сборных.
Он очень хотел проставиться. И мы небольшой компанией поехали в соседний город на велосипедах. Причем эти велосипеды постоянно ломались прямо в дороге, немецкие водители останавливались, доставали инструменты и помогали нам их починить.
Мы проехали километров пятнадцать, но, к сожалению, приличного заведения так и не нашли, слишком маленький поселок был. В итоге зашли в небольшую кафешку, где можно было заказать мороженое и молочные коктейли. Саша очень расстроился, потому что хотел нас угостить и посидеть нормально.
Он вообще был очень искренний. Вместо одного спасибо всегда говорил десять, а еще удивлялся, когда к нему проявляли заботу. Помню, на какой-то тренировке Саша остался побить по воротам, а потом сел на холодную землю. Ему дали коврик, а он был поражен и сказал, что с такой заботой к нему давно не относились.
Не знаю, почему в итоге с «Рубином» не сложилось. В Германии мы были неделю, а потом еще одну или две недели он с нами был в Казани. Дальше он как-то резко исчез и подписал контракт с «Уфой».
Девушки расстроились, когда на автограф-сессию «Уфы»привели раннего Зинченко. Им пришлось фоткаться с каким-то мальчишкой
«У Зинченко была непростая ситуация с переездом в Москву, мы ему даже платили за игру больше всех в «Азимуте» – в районе пяти тысяч рублей, – говорит Гурцкая. – Была бы возможность, платили бы и 10, и 15. Вызывало уважение, как он себя вел, как общался с людьми, как серьезно относился к делу. Я даже по его совету пару ребят из его митинской лиги подключил, они тоже за нас поиграли.
Я горжусь тем, что встретился с Сашей на раннем этапе, что как-то поучаствовал в его карьере. Все, что у него есть и что у него будет, он заслужил. Это его труд и его работа, а не везение и агент, который его продвинул. Я ни разу не слышал, чтобы он где-то тусил или гулял. Он даже в отпуске работает, пресс качает и кардио делает. Санька – красавец просто».
У Зинченко есть забавная история знакомства с болельщиками «Уфы» – она прошла в экипировочном центре. Там организовали локальное мероприятие и анонсировали автограф-сессию с одним из футболистов. Только никого из игроков в городе не было – все улетели на сборы. К счастью, в Уфу вовремя прибыл Зинченко.
«Одели его в белую футболку «Уфы» и подали как представление новичка, – вспоминал руководитель пресс-службы Сергей Тыртышный. – Девчонки расстроились: они-то ждали настоящего футболиста, а привезли не пойми кого. В лучшем случае, в дубле будет играть. Но выбора не было, сказали: ладно, давайте с ним фоткаться, все равно других нет».
Как-то бывший главный тренер «Уфы» Игорь Колыванов бросил фразу: «РФПЛ – место, где могут жестко встретить плечом, мне жалко бросать мальчишку на серьезных мужиков». Зинченко это услышал и сделал выводы. Сразу стал чаще ходить в тренажерный зал, усиленно качался на сборах и даже записался на бокс.
«У меня вообще не было сомнений, что Зинченко заиграет, но вопрос физики беспокоил, – говорит Гурцкая. – С тех пор в этом плане он мощно прибавил. Я летал к нему в Манчестер в 2019 году – совсем другие ноги, совсем другие руки. Обнял его и понял, что это вообще другое тело.
Я согласен с ребятами из МЗКП, что он не был каким-то явлением, не вытворял чего-то невозможного, что реально можно встретить в ЛФЛ. Просто суть Зинченко совсем в другом. Он играет в простой футбол и ничего лишнего не придумывает, но при этом действует нестандартно.
Он мне всегда выдавал такие пасы, что нужно было просто подставить ногу, не нужно было подстраиваться и вертеться. Нападающему очень приятно, когда дают удобно и в ход. Я еще обращал внимание: мяч к нему катится, а он головой уже во все стороны несколько раз повертел и решение принял, что дальше делает. 17 лет ему было, а делал уже все как топ-футболист».
«Мы же играли на Флотской, там поле большое и не лучшего качества, – говорит Куц из «Азимута». – Дело к зиме, все подморожено, скользко. Мы все как коровы на льду, а Зинченко словно на коньках – бегал так, будто вообще никаких неудобств. Это тоже говорит об уровне, что внешние факторы не мешают человеку.
Меня еще что поражало: Саша действовал одновременно просто и ярко. Не просто пасы ради пасов, а пытался обострять. Никогда не боялся обыгрывать, но делал все это разумно, чтобы серьезно не обрезать. Знаете, он выходил чисто в футбольчик поиграть, удовольствие получить. Такой, на аллюре, в действиях чувствовалась легкость. При этом никакого пижонства – не было такого, чтобы пас пяткой отдал, а дальше пешком пошел. Всегда на максималках, всегда отрабатывал назад, всегда подключался при малейшей возможности.
И, кстати, не соглашусь, что он не выделялся на общем фоне – мне было видно, что это игрок способен дальше на большее. Потому что очень быстро принимал решения. А когда затягивал и его почти накрывали, сразу выдавал что-то неожиданное, отрезал трех-четырех.
Я в восторге был. И уже тогда понимал, что Саня – это Саня».
Больше классных историй – в телеграме Глеба Чернявского
Фото: REUTERS/Paul Ellis; vk.com/ufafc; Руфина Газизова, Виталий Гурцкая; Gettyimages.ru/Peter Powell – Pool