9 мин.

Инсинье забил шикарный гол Бельгии, а перед матчем мы считали, что он потерялся. Хотя сразу обещал стать лидером Италии на Евро

Клещенок разбирал проблемы лучшего системного художника Серии А.

Карьера Инсинье в сборной – история противоречий. Несколько лет назад он сверкал в «Наполи» в великолепном футболе Сарри. Лоренцо пробивал планку в 30 результативных баллов за сезон, лидировал в десятке дополнительных показателей, но в сборной выглядел так, словно отправил вместо себя младшего брата из Серии В.

Потом Сарри ушел, и неаполитанец потерял эффективность вне выстроенной системы. Зато в сборной расцвел. Инсинье почти оправдал десятку на спине и подошел к Евро самым результативным игроком эпохи Манчини. Уже на турнире его обошел Иммобиле.

Чемпионат Европы обещал стать его личным триумфом – ведь в 30 лет Инсинье достиг зрелости и наконец обрел гармонию между личным классом и командной настройкой.

Инсинье наконец стал лидером «Наполи». Гаттузо дал ему больше свободы и заставил бегать

Восемь лет назад Инсинье появился на радарах эффектным лигочемпионским штрафным, стоившим «Боруссии» ничьей, а ее вратарю Лангераку – двух зубов. Тогда же он превратился в кумира Неаполя. Кое-кто разглядел в мягкой технике и необычном игровом профиле маленького Марадону, и даже если громкое сравнение редко проговаривалось вслух, сакральные ожидания постоянно сопровождали миниатюрного неаполитанца. От него требовали того, что в избытке демонстрировал священный Диего (пусть и на уровень ниже – никто не питал иллюзий) – компенсировать нехватку командного качества личным классом и вытягивать сложные матчи в одиночку.

Инсинье был обречен на несоответствие ожиданиям – прежде всего потому, что стилистически тотально расходился с Диего. Да, его удары действительно вдохновлялись Дель Пьеро, а ноги иногда создавали реальную магию, но Лоренцо никогда не был стихийным творцом. Его креатив отдавал механичностью прилежного ученика: каждый геометрически выверенный пас, каждая обводка были тактически обусловлены и автоматизированы. В этом заключалась ключевая разница. Инсинье был и остается идеальным продуктом итальянской системы подготовки: великолепно обученным, заранее знающим самое рациональное решение для каждой ситуации и потому предсказуемым. Марадона играл на инстинктах – и всегда удивлял.

Специфика дарования определила преимущества и потолок вингера. Инсинье моментально выходил из сложных ситуаций, грамотно создавал вершины треугольников и упрощал игру команды. Сакки восхищался его тактическим интеллектом. Но даже в лучшие моменты Лоренцо не выходил за свои пределы. Он блистал, пока система поддерживала его, сам становился важной деталью, но едва тренер ставил его вне отлаженных механизмов или у команды что-то не получалось, – пропадал.

Ярче всего это проявилось у Анчелотти. Мистер привычно упростил идеи предыдущего тренера и все то, чего Сарри добивался тщательной кодификацией движения, переложил на исполнителей – в расчете, что личное творчество компенсирует недостатки структуры. Инсинье он сделал креативным узлом команды.

Естественно, ничего не вышло. У Сарри Лоренцо был важной, но не системообразующей деталью продвижения – частью треугольника с Гамшиком и Гулямом, – и точно так же был важной и не ключевой частью созидательного трио с Кальехоном и Мертенсом. Он открывался в полуфланге под вертикальные передачи, провоцировал прессинг и уходил от соперника даже без дриблинга, только за счет перепаса и позиций партнеров, а после заученно творил – разрезал оборону диагоналями на дальнюю или проникающими между защитниками, куда по заранее прописанным механизмам врывались Дрис и Хосе. В футболе Анчи механики не было, и творчество Инсинье стало случайным – старые приемы не работали, а новых он не придумал.

Вот так структура поддерживала Инсинье при Сарри. Система сама предлагает варианты развития атаки: игроки находятся на трех разных этажах и составляют три треугольника с Инсинье на вершине. В поле зрения три игрока с открытыми коридорами под пас, еще один доступен для отыгрыша на фланге. Инсинье вообще не нужно вступать в прямую дуэль с соперниками – прессинг можно разбить через пас.

С Анчи все было иначе. Ниже похожий момент с пасом от центрбека и попыткой развить атаку через фланг. Инсинье тоже в окружении своих, но структура не предлагает никаких выходов из-под прессинга: два игрока в поле зрения не создают линии передач, фланговый защитник поднялся слишком высоко и недоступен для отыгрыша. Единственный доступный вариант продвижения вне поля зрения и тоже в уязвимой позиции. Кулибали пасует на Инсинье, чтобы он что-то придумал, но все что Лоренцо может – сразу отдать назад.

«Карло привык к великим чемпионам. Я постоянно повторял ему, что на нас нужно давить, даже гонять. Понимаю, что мы профессионалы и должны справляться сами, но в тот момент нам необходимо было почувствовать чужое дыхание на шее», – резюмировал Лоренцо. 

Гаттузо раскрыл Инсинье по-новому. Тренер не создавал под него перегруженный левый край, заточенный под контроль с гарантированными адресатами короткого отыгрыша, но не повторил и ошибки Анчи – не отрывал Лоренцо от командной игры, привязывая к слабо упорядоченной атакующей линии. Рино предоставил ему свободу. Теперь Инсинье играл скрытого плеймейкера – перемещался по всей длине поля, считывал ситуативные проблемы и разрешал их. Каждая линия стала его потенциальным треугольником.

«У Лоренцо бывали выдающиеся игры, – отмечал Капелло Il Mattino. – Теперь наконец он научился двигаться. Гаттузо объяснил ему, что в современном футболе нужно перемещаться вверх и вниз, влево и вправо, а не просто ждать паса».

Инсинье делал то, что умеет лучше всего – создавал вершины треугольников, собирал вокруг соперников и запускал партнеров в освободившееся пространство. Только теперь делал это по всему полю. Лоренцо закончил сезон-2020/21 одним из лидеров по голам, предголевым действиям, созданным опасным моментам, продвигающему ведению, пасам и проходам в штрафную. Он менял атаку на каждой стадии.

«Я раскрыл Дель Пьеро, когда ему было 16. В Инсинье очень много от него, – восхитился бывший тренер Альберто Кавазин. – Позиция на поле, стиль игры, удары, качество паса. Лоренцо – красивая копия Алекса».  

Поэтому от Инсинье так много ждали на Евро. Но, кажется, он уже упустил свой шанс.

Возможно, Манчини следует отказаться от Инсинье. Италия больше не может последовательно поддерживать удобную тактику

Профиль системного художника обусловил неудачи Лоренцо в сборной. На этом уровне меньше структуры и больше индивидуальности, а у Лоренцо зависимость от первой и нехватка второй. Если система не предлагает ему выходы, он теряется. Поэтому за шесть лет в сборной (с 2012-го по май 2018-го) он набрал всего 6 баллов по гол+пас.

Все изменилось после прихода Манчини. Роби создал высокое и более-менее неплохо структурированное владение, построенное на массивном атакующем блоке и перегрузе в левой половине поля. Инсинье превратился в главного игрока. Чтобы система работала, мяч должен двигаться быстро и качественно, а для этого пары Жоржиньо – Верратти явно недостаточно – нужен мобильный связной в атакующей линии. Им стал Лоренцо. Его тактическое мышление, навыки провокации и выхода из-под прессинга и автоматизированный креатив, взламывающий автобусы, необходимы команде.

«Инсинье очень талантлив и незаменим для тактического баланса Италии, – рассуждал Джанфранко Дзола в интервью La Repubblica. – Наша сила – в середине поля. Мало кто сравнится с качеством и динамикой итальянской полузащиты. Талант Жоржиньо, Верратти и Локателли, движение Бареллы, жертвенность Инсинье и Берарди на флангах делают разницу».

За последние три года Инсинье стал системообразующим игроком – и потому вся Италия предвкушала триумф, когда перед самым Евро он провел индивидуально лучший сезон в карьере. Антонио Кабрини и Стефано Фиоре отмечали внутренний рост Инсинье. Дзофф называл его потенциальной звездой Евро. Бывший игрок «Наполи» Мирко Вальдифьори сказал: «Инсинье – лидер, цифры говорят за него. Даже на тренировках он делал невероятные вещи с предельной легкостью. Он поведет сборную за собой».

Не повел. На Евро его значение размылось и потерялось на фоне других игроков. Инсинье провел всего один классный матч – против Турции, – а в остальных выглядел необязательной и даже лишней деталью. 

Провал неаполитанца легко объясним. Если системное мышление создало логичные пределы в плохо структурированных командах, то физические параметры и склад ума определили стилистические границы. Инсинье не из тех, кто атакует пространство. В детстве над ним смеялись на просмотрах («Кому ты нужен? Мяч выше тебя»), и Лоренцо сформировал особый способ игры. Он намеренно избегает дуэлей на больших дистанциях и выманивает защитников, перегружая зону вокруг себя, а после запускает партнеров в появившиеся пустоты. Так игрок с весом фотомодели выживает в маскулинном спорте.

К несчастью для него, на Евро итальянцы так и не смогли постоянно поддерживать высокий позиционный контроль. Прессинг австрийцев и швейцарцев превращал игру во встречное атакующее движение, и коротконогий неаполитанец терялся. Показательно, как во втором тайме с австрийцами он выбежал за спины и в ситуации, где Кьеза или Берарди срезали бы угол и съели пространство перед воротами одним мощным взрывом, растерял преимущество перед центрбеком после пары шагов. Такой футбол не для Инсинье. С австрийцами он совершил 6 потерь в простых ситуациях – в три раза больше, чем с Турцией и Швейцарией вместе взятыми.

Пример такого момента. В начале забега преимущество Инсинье было еще больше, но он бежит по прямой, не пытаясь выйти один на один и избегая дуэли с защитниками. Ему не хватает длины ног, чтобы воспользоваться пространством, и силы, чтобы выдержать давление центрбеков.

Велика вероятность, что Австрию дожали бы раньше, если б вместо Лоренцо на поле вышел атлетичный и скоростной вингер. Манчини придется это учесть. В январе тренер назвал Инсинье самым незаменимым игроком сборной, но пора принять, что в плей-офф чемпионата Европы его качества не всегда востребованы. Инсинье уникален в роли связного – но эта роль бессмысленна, если команда не всегда контролирует мяч. А на Евро осталось не так много сборных, согласных на доминирование Италии.

Италия впервые на Евро получила тотальное сопротивление. Но замены Манчини все-таки сыграли

Инсинье, Иммобиле и Верратти 10 лет назад разрывали Серию Б в «Пескаре» Земана. Теперь они тащат Италию на Евро

***

Телеграм автора

Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!

Фото: REUTERS/Riccardo Antimiani, Carl Recine; Gettyimages.ru/Francesco Pecoraro