Пакт о ненападении
Этот день в истории футбола:
25 июня 1982 года был сыгран один из самых позорных матчей в истории, который весь мир знает как «Хихонский позор», а в Германии и Австрии прозванный «Пакт о ненападении».
Жребий свёл в группе 1 на чемпионате мира в Испании сборные ФРГ, Австрии, Чили и Алжира. Две последние команды считались андердогами, от них ждали поражений с крупным счётом.
Сборная ФРГ в то время была вершиной снобизма и высокомерия. Ту команду называли «сборной 22-х тренеров». Перед первым матчем в группе с алжирцами немцы в интервью говорили, что свой 7 мяч они посвятят жёнам, а 8 – собакам.
Но эти слова лишь придали дополнительную мотивацию и силу африканцам, которые «щёлкнули немцам по носу», обыграв их (1:2), сотворив главную сенсацию турнира.
Алжирцы проиграли свой следующий матч сборной Австрии, а немцы расправились с Чили. В последнем круге сборная Алжира одолела чилийцев, и могла стать первой африканской сборной, вышедшей в плэй-офф крупного турнира. Но их матч прошёл на сутки раньше, чем решающая встреча Австрия-ФРГ.
«Лисы пустыни» исполнили бы мечту всего континента, если бы Германия победила с разницей в три мяча (и более) или Австрия избежала бы поражения. Немцы же, в случае поражения, вылетали из соревнований, поэтому активно начали игру, забив уже на 10-й минуте. А следующие 80 минут команды вяло перекатывали мяч, забыв при этом хоть как-то угрожать воротам друг друга. Основные события матча остались позади уже к двадцатой минуте, когда удар Дреммлера стал вторым и последним в этой игре ударом в створ ворот.
В перерыве парочка футболистов сборной Германии оттеснила в сторону игрока сборной Австрии, приобняв его за плечи, и после короткого разговора трио распалось. Эта беседа, абсолютно невинная, как казалось тогда, и отвратительная, как стало ясно после матча, была договором между футболистами, которые на словах согласились сделать то, что они уже и так делали на протяжении получаса игры. Естественно, те игроки до сих пор утверждают, что никакого договора не было.
От происходящего на поле противно было всем. Болельщики неистово свистели, большинство из видевших игру, восприняли её как оскорбление самого понятия футбола.
Австрийский комментатор попросил зрителей выключить телевизоры, а его немецкий коллега сказал: «То, что здесь происходит, позорно, и не имеет ничего общего с футболом. Говорите, что хотите, но не каждая цель оправдывает средства».
Всеобщее возмущение не стихало и на следующий день после матча. Футбольная федерация Алжира протестовала, описывая всё произошедшее, как заговор против африканской команды.
Никто, кроме тренера австрийцев Шмидта, назвавшего матч «позорным шоу», не признал своей вины и даже не сказал, что произошло нечто неправильное.
При этом, в глазах участников «Хихонского позора», их цели оправдывали любую подлость. «Мы хотели пройти дальше больше, чем играть в футбол», – скажет позже Дерваль, а Лотар Маттеус добавит: «Мы вышли в плей-офф. Это единственное, что имеет значение». Австрийцы также не выказывали особенного раскаяния.
Официальная апелляция Алжира была отклонена со стороны ФИФА без объяснения причины, ограничившись сухой формулировкой «результат игры не может быть изменён».
Единственное, на что повлиял «Хихонский позор» –это время проведения финальных групповых матчей. ФИФА постановила проводить их в одно время для всех команд, что стоило сделать ещё после неоднозначной победы Аргентины над Перу со счётом 6:0 в 1978 году.