3 мин.

«Мы выиграем у сборной СССР». Как Сергей Макаров лишил канадцев шансов на победу на ЧМ-1982

Финское первенство планеты в 1982-м стало поистине знаменательным. Помимо того, что на том турнире сборная СССР выиграла четвертую к ряду золотую медаль, тот чемпионат мира был первым в карьере легендарного Уэйн Гретцки, у которого, впрочем, тогда получалось не всё.

Национальная команда родоначальников хоккея, уставшая от известий об очередных победах советской команды, ехала на ЧМ-1982 биться не на жизнь, а на смерть. Кроме того, совсем недавно канадца пролетели мимо победы на Кубке Канады, что сильно выбило их из колеи.

«Мы выиграем у сборной СССР и можем считать, что не зря летали за океан», — говорил тогда Бобби Кларк, который яростнее других жаждал красивой виктории.

В Финляндию канадская сборная прибыла в расширенном составе. Игроки брали с собой свои семьи, чтобы те могли насладиться разгромом команды Виктора Тихонова. Гретцки, например, приземлился в аэропорту Хельсинки в компании своего отца. Планы, впрочем, оказались наполеоновскими. Канадцы ожидаемо столкнулись с трудностями адаптации под европейские стандарты площадки и стали жертвами акклиматизации.

Все вышеперечисленное сильно сказалось на результатах. Канадцы, хоть и стартовали очень уверенно — обыграли финнов со счётом 9:2, — начали сыпаться в следующих играх: слили игру чехословакам, еле выстояли в ничью со шведской командой, а потом и не смогли переиграть посредственную команду итальянцев — после матча на табло горел счёт 3:3. Ещё одну тему для дискуссий подкинул Гретцки, который не отличился ни одной заброшенной шайбой в пяти первых встречах.

По очкам, которые тогда суммировали на протяжении всего турнира (отборочный + финальный раунды), «Кленовые листья», которым предстояло в финальном поединке сойтись с советской сборной отставали от СССР на пять баллов. Однако даже при таком раскладе говорить о победе в кармане подопечных Тихонова не приходилось. Для утверждения позиций, хоккеистам из Советского Союза предстояло выиграть ещё одну встречу.

Сборной Союза лишних вводных давать было не нужно — уже в первом поединке финального раунда они смогли побороть канадцев. Но победа далась отнюдь не просто: всего за пять минут до финального свистка арбитра, который уже готовился объявить ничью при счёте 4:4, счёт на табло изменился. В тот вечер финские трибуны откровенно поддерживали канадскую сборную, ведь именно она устроила для них шоу — гости из-за океана смогли отыграть три шайбы и сравнять счёт в третьем периоде. Зрительские симпатии, благо, ни на что не влияли, и лампочка загорелась в воротах хоккеистов из Канады.

Всё произошло благодаря убойному кистевому Сергея Макарова, который остановил отскочившую шайбу и ювелирно положил её в девятку. Этот гол завершил чемпионат для национальной команды СССР, которая вернулась на родину в статусе 18-кратного чемпиона мира. Это шайба принесла травмированному Макарову 13 очко в общем зачёте чемпионата мира, который он не мог пропустить, даже несмотря на повреждение:

«Мне поставили специальный аппарат, туго стягивающий плечо, но с ним было очень неудобно», — признавался игрок впоследствии. На результате, к счастью для всего Советского Союза, травма не сказалась.