Эксклюзивное интервью Андроса Таунсенда: избавление от игровой зависимости и помощь другим
Андрос Таунсенд улыбается, вспоминая, как он выскакивал из машины и утыкался в телефон, колеся по Лондону в 2016 году.
Как и многие в то время, Таунсенд, охваченный виртуальным безумием, покорившим миллионы людей, прочёсывал столицу в поисках покемонов. Однако, в его случае, праздное времяпрепровождение не было бесцельным.
«Если ты тратишь по десять часов в день на азартные игры, а потом стараешься покончить с этим, наступает момент, когда ты начинаешь задумываться о том, чтобы начать делать ставки», - рассказывает Таунсенд Sky Sports.
«Я впал в зависимость от азартных игра в первую очередь из-за своей увлекающейся натуры, поэтому, когда под рукой не оказывалось игр, моя первая мысль была: «Хорошо, а что дальше?
- Тебе нужно постоянно искать, чем себя занять, - будь то игра в ФИФА, изучение иностранного языка, поиск нового хобби, приобретение нового навыка или ещё что-нибудь.
- Я испробовал все вышеперечисленное, и, как бы странно это не звучало, такие вещи, как Pogemon Go, помогли мне избавиться от игровой зависимости».
В разгар своего увлечения азартными играми, будучи ещё молодым игроком, слонявшимся по арендам вдали от родного Тоттенхэма, Таунсенд вспоминает, как потерял 46 000 фунтов на одной ставке.
Вредная привычка, которая возникла, как способ скоротать время между тренировками и играми, вышла из-под контроля. Вскоре после этого, в мае 2013, Футбольная ассоциация Англии предъявила ему обвинения в нарушении законодательства, регулирующего участие в спортивных ставках.
Таунсенд, который в настоящий момент определяется со своим будущим (его контракт с Кристал Пэлас истекает в этом году) схлопотал годичный бан и был обязан посещать психолога.
Вспоминая сейчас, спустя восемь лет, 13 матчей за сборную, 128 матчей в АПЛ, он считает тот момент поворотным в его жизни и карьере.
Но путь к исцелению был долгим.
«Как ни странно, но даже в тот момент я не осознавал масштаба проблемы, - говорит он. - Я делал вид, что просто совершил ошибку, и обращение в Sporting Chance (благотворительная организация, основанная Тони Адамсом для помощи спортсменам в избавлении от различного рода пристрастий и решения других психологических проблем) было тем, что я должен был сделать для галочки, и потому я не отнёсся к этому серьезно».
И это заняло очень много времени.
В действительности, только в 2019 году Таунсенд наконец почувствовал, что готов рассказать о своей борьбе с игровой зависимостью публично, и сделал это в статье для Player’s Tribune. И только после того, как он увидел реакцию на эту статью, он понял, что его опыт может быть полезен для помощи другим людям.
«Главное, что я получил поддержку со стороны широкой публики, но ко мне в социальных сетях обращались и футболисты, которых я не знал, с вопросами о том, как мне удалось побороть зависимость.
- Одноклубники, бывшие одноклубники, молодые футболисты, переживающие то же самое… самые разные люди звонили мне с просьбами помочь и дать совет.
- Я был очень эгоистичным в молодости. Я думал только о себе. Меня интересовало только то, что касалось непосредственно меня.
- Но после той статьи я как-будто прозрел. Я увидел своё влияние на аудиторию и понял, что обязан помогать не только себе, но и другим людям.
- Теперь, каждый раз, когда у меня есть возможность высказаться, поучаствовать в сложных и неловких разговорах о своих падениях, я это делаю с таким же удовольствием, с каким рассказываю о своих взлетах».
Именно это Таунсенд делает и в данном интервью в рамках кампании, проводимой Original Penguin’s в ассоциации с благотворительным фондом Campaign Against Living Miserably (организация по предотвращению мужского суицида путём открытой дискуссии).
В прошлом году Палата лордов отчиталась о трехстах тысячах британцев, пристрастившихся к азартным играм, в то время, как миллионы людей рискуют повторить их судьбу. Цифры шокируют, и Таунсенд лично убедился в распространенности этой проблемы среди футболистов.
«В каждой раздевалке, где я бывал, находился футболист, страдающий игровой зависимостью, - говорит он.
- Очевидно, что я видел только вершину айсберга, потому что люди обычно не рассказывают о подобных вещах, но в каждой раздевалке был футболист, играющий в онлайн-казино на телефоне или делающий ставки.
- Я думаю, что это распространённая проблема. Вал сообщений, который на меня обрушился после той первой публикации, показал мне, что это не только внутрифутбольная проблема, а и проблема общества в целом.»
В первую очередь Таунсенд призывает людей, страдающих зависимостью от азартных игр, раскрыть свою проблему самым близким людям. «Жизненно необходимо, - говорит он, - сделать разговоры о психологическом здоровье чем-то нормальным.
- Самое важное - это общение», - говорит он. - Если хотите, можете поговорить с психологом, их не стоит бояться, я общался с многими из них в прошлом, но также это может быть простой разговор с вашим одноклубником, другом, вашей матерью, отцом, девушкой, братом или сестрой…
Просто расскажите близкому человеку о том, что вас беспокоит, излейте душу. - Я сделал так в своё время, и у меня гора упала с плеч.
- Когда людям говорят, что им нужно с кем-то поговорить, они сразу представляют себе психолога, смотрящего исподлобья и требующего почасовую оплату, но это не так. - Необходимо просто открыться вашим родным или близким людям.»
Также крайне важно признание вами проблемы.
«Желание избавиться от игромании, я считаю, должно исходить от вас», - добавляет Таунсенд. - В один прекрасный день вы должны осознать, что пытаетесь отыграть потери, которые отыграть невозможно.
- Вы должны понять, что утраченного не вернуть, и нужно идти дальше».
Таунсенд, которому сейчас 29 лет, считает, что футбольной общественности нужно наверстать много упущенного в вопросах лечения психологических проблем, но уже сейчас он воодушевлен тем, как меняется отношение к этой проблеме.
«Это всё ещё запретная тема в футболе, которая несёт на себе некий отпечаток позора», - говорит он. - Но тот факт, что футболисты, одноклубники и бывшие одноклубники, столкнувшиеся с игровой зависимостью, обращаются ко мне за советом, говорит о том, что мы на правильном пути.
- Если вернуться на пять или десять лет назад, я был в ситуации, когда один из моих близких друзей был поглощён игровой зависимостью, и мы ни разу не поговорили об этом. - Я думаю, что мы прошли долгий путь с того времени, но нам, определенно, предстоит еще очень много работы».
Таунсенд благодарен Тоттенхэму за воспитание, полученное в его академии. «Мне повезло, потому что из нас пытались вырастить не только хороших футболистов, но и людей», - говорит он. Но в профессиональном футболе есть много ловушек, которых трудно избежать.
У него вызывает опасение то, что сегодня многие молодые игроки психологически не готовы ко всему, что на них обрушивается с началом профессиональной карьеры, и считает, что в эпоху социальных сетей всё только усложнилось.
Таунсенд научился ограждаться от медийного шума, но признаёт, что начинающим карьеру футболистам, сделать это непросто.
«Вас всегда учат не терять голову от взлетов и не увлекаться чтением социальных сетей после провалов. Именно так вы и должны поступать, - говорит Андрос.
- Не раз я удалял приложения с телефона, чтобы не заходить в соцсети после неудачных матчей.
- Мне уже 29, и я знаю, как это бывает. Я прошёл через многое и знаю, что меня ждет, если я открою приложение после проигрыша.
- Я стараюсь держаться подальше от соцсетей, по крайней мере, на выходных или даже до следующей игры.»
Печально, что дело дошло до этого, но Таунсенд воодушевлен тем, как футбольное сообщество объединилось в ответ на продолжающиеся оскорбления и проявление расизма, обрушившиеся на игроков в социальных сетях.
Игроки сборной Англии продолжат преклонять колено на Чемпионате Европы этим летом, несмотря на протесты некоторых болельщиков, выраженные в последних контрольных играх команды, а четырехдневный бойкот соцсетей, прошедший месяцем ранее, продемонстрировал поддержку со стороны всей футбольной структуры Англии.
«Нас с детства учили не обращать на такие вещи внимания, а гордиться собой и своими корнями, - говорит Таунсенд.
- И только в прошлом году мы приняли коллективное решение о том, что мы больше этого не потерпим и готовы высказаться.
- Сейчас можно увидеть целую группу людей, которые ежедневно борются с нетерпимостью и не готовы терпеть оскорбления на расовой почве в сети. Мы начинаем сопротивляться и, надеюсь, в ближайшем будущем увидим реальные перемены.»
Для самого Таунсенда после пяти удачных сезонов в Кристал Пэлас изменения могут произойти в профессиональном плане.
«Я очень горжусь своими последними пятью годами, - говорит Андрос. - Тот уровень стабильности выступлений в АПЛ, которого у меня не было раньше, а также отсутствие травм, делают меня по-настоящему счастливым.
- Я пришёл в то время, когда клуб ставил перед собой цель закрепиться в верхней части таблицы, но этого, к сожалению, не случилось. - Но я доволен тем, чего мне удалось достичь. - Этим летом мы с моим агентом сядем и обдумаем мой следующий карьерный шаг.»
В данный момент неизвестно, где Таунсенд продолжит карьеру, но прямо сейчас он рад заниматься повышением осведомленности общества об опасностях игровой зависимости и делиться уроками своего прошлого для помощи другим. «Если это интервью поможет хотя бы одному человеку, я буду считать, что достиг цели», - заключает он.