8 мин.

Гозенс, порвавший Португалию: работал кассиром, хотел стать полицейским и играл за любителей после пьянок

Провалил просмотр в «Боруссию».

Сборная Германии обыграла Португалию – 4:2. Звездой матча стал левый латераль из «Аталанты» Робин Гозенс.

На 16-й минуте португальцы убежали в контратаку, которую успешно завершил Кришитану Роналду. Дальше все внимание на себя перетянул Гозенс. Давайте зафиксируем:

•  35-я минута: Гозенс откликнулся на подачу справа, сделал скидку на линию вратарской, где Рубен Диаш срезал в свои ворота, не позволив забить Хаверцу.

• 39 минута: Гозенс поучаствовал в следующей результативной атаке Германии (все закончилось еще одним автоголом – от Рафаэля Геррейру). 

•  51-я минута: Гозенс в очередной раз открылся на левом фланге штрафной, прострелил во вратарскую – Кай Хавертц легко замыкает. 3:1.

• 60-я минута: Гозенс открылся на подачу Киммиха, головой протолкнул мяч в ворота. 4:1.

• 61-я минута: Робин свое дело сделал, его заменил Марсель Хальстенберг.

В марте Юрий Шеченко и Вадим Лукомский подробно рассказывали про 26-летнего немца из Серии А, который уже успел написать автобиографию. В этом году Гозенс максимально приблизился к статусу звезды – и вот главное из его удивительной истории.

Не прошел просмотр в «Дортмунде» и собирался стать полицейским. Он считает, что не добился бы такого успеха, попав в молодежную систему профессионального клуба

Дедушка Гозенса был полицейским. «В шесть-семь лет я пришел на работу к деду, он посадил меня в полицейское авто, надел мне на голову берет, включил сирену. В тот момент я твердо решил, что тоже буду работать в полиции», – рассказывал Робин в интервью Sportweek. Профессиональный футбол был мечтой, но очень далекой – карьера полицейского казалась намного реальнее. К 18 годам Гозенс играл за любительскую команду «Реде», работал кассиром на заправке и готовился к поступлению в университет. Перед глазами был пример отца. «Он не прыгнул выше любительского футбола, пиво после матчей стало важнее самих матчей», – смеется Робин.

К решению строить карьеру не в футболе подтолкнул неудачный просмотр в «Боруссии». Гозенс пробовался в команду U-19, и это была катастрофа.

«Уже на разминке я начал спрашивать себя: что я тут делаю? Все было совсем не так, как я привык, – вспоминал Гозенс в интервью 11FREUNDE. –  В «Реде» мы начинали тренировку с подачи угловых, били по воротам, немного валяли дурака, играли матч и ехали домой. На том просмотре я впервые увидел координационную дорожку – понятное дело, наша встреча с ней закончилась провалом. Упражнения на перепасовку были очень сложными. Потом началась игра – 11 на 11, и я потерялся – слишком много тактики, я понятия не имел, куда бежать и что делать. «Мы позвоним, если появится место», – работники клуба были вежливыми, но я все понимал. И даже не особо расстроился – другие парни были намного лучше. Я был звездой в Реде, среди 19 тысяч жителей. В Дортмунде – никем».

Гозенс, тем не менее, считает, что ему повезло: «Не уверен, что добился бы успеха, попав в академию в 16-17 лет. Мне нравится быть свободным, в молодости я творил много всякого, не признавал правила. Это помогло мне стать человеком и футболистом, какой я сейчас. Я доволен, что все произошло именно так. Не приходится жалеть, что я чем-то жертвовал в юности. Я совершил все ошибки, которые должен был совершить».

В молодости очень любил вечеринки. Скаут «Витесса» приехал на матч, в котором Робин играл после пьянки

Две тренировки в неделю, ночные загулы в пятницу и субботу, матч в воскресенье – такой была жизнь Робина до 18 лет. В пятницу вечером он прощался с родителями и ехал к друзьям-одноклубникам. Препати в подвале дома одного из них, а дальше – в «Blues», единственный ночной клуб в городке.

«Я сейчас удивляюсь, как с таким образом жизни мы еще вообще могли играть, – говорит Гозенс в интервью 11FREUNDE. – Это в целом многое говорит об уровне чемпионата. Но в то время мы были уверены: чем больше тусим, тем лучше все получается на поле».

Если «Реде» играл на выезде, было легче – спали в автобусе. Перед домашними играми на сон хватало два-три часа, иногда даже одного. «В тот раз, мне кажется, я подремал минут 45. Не понимаю, как вышел на поле. Но сыграл очень хорошо: забил, сделал несколько голевых передач. Получалось все», – вспоминает Гозенс. По пути в раздевалку к нему обратился мужчина, представился скаутом нидерландского «Витесса». Он приехал посмотреть на другого футболиста, но пришел в восторг от игры Робина.

Гозенс поначалу просто молчал, а заговорив, прикрывал рот рукой, чтобы скаут не почувствовал перегар. Робина пригласили на просмотр. После первой тренировки тренер команды U-19 «Витесса» быстро принял решение: «Ты нужен нам, никаких сомнений».

«Мне очень повезло, что на том матче был человек из «Витесса». А дальше я начал работать, – рассказывал Гозенс Sportweek. – Я отставал от одноклубников, они прошли футбольные школы, мне приходилось пахать в два раза больше. Моя мечта стать профессионалом сбылась, и я пообещал себе никогда не останавливаться. Так продолжается до сих пор – я уверен, что еще не раскрыл весь потенциал. Я хочу большего, я никогда не удовлетворен. Думаю, этим отличаюсь от многих футболистов».

Гозенс поначалу отказался от перехода в «Аталанту» – обиделся на агента и директора «Хераклеса»В 19 лет Гозенс дебютировал в профессиональном футболе – сыграл за «Дордрехт», команду первого дивизиона, куда «Витесс» отправил его в аренду. Робин задержался в «Дордрехте» на полтора сезона, вышел с командой в высший дивизион, отыграл там 31 матч, забив два гола и не вернулся в «Витесс». Срок контракта истек, как свободный агент Гозенс перешел в «Хераклес», с которым дебютировал в еврокубках – сыграл оба матча Лиги Европы против португальской «Ароки», от которой голландская команда вылетела.

Слухи об «Аталанте» пошли в декабре 2016-го. Агент сказал Гозенсу, что итальянский клуб проявляет интерес. Все затихло на полгода, а летом 2017-го «Аталанта» снова вышла на связь. Агент поехал в Бергамо, а Гозенс – на Мальорку, праздновать с одноклубниками окончание сезона.

«Помню, стою на пляже в плавках, звонит телефон, – вспоминал защитник. – Агент чуть ли не кричит: «Ты должен прилететь сейчас же и подписать контракт!» Но я не общался с представителями клуба. Я ничего не знал о городе, не видел тренировочную базу. Агент должен был просто узнать, насколько серьезно настроена «Аталанта», а не оформить трансфер. Наверное, ему пообещали хороший бонус. Я просто повесил трубку».

Через пару минут Гозенса подозвал спортивный директор «Хераклеса» – он тоже полетел с командой. «Робин, мы договорились с «Аталантой»! Можно подписывать контракт». «Я тогда очень расстроился, – признается Гозенс. – Они видели во мне только способ заработка. Я ничего не ответил директору, выключил телефон и просто наслаждался отпуском. Вернувшись в Нидерланды, я попросил агента передать «Аталанте», что сделки не будет, и уволил его».

Через несколько дней зазвонил телефон: «Чаааааао, Робин!»

Директор «Аталанты» Джованни Сартори выдал эмоциональный монолог и только потом понял, что собеседник не знает итальянского. Гозенс поговорил с его женой и получил приглашение в Бергамо на английском языке. Вместе с отцом они полетели в Италию, сходили на матч «Аталанты» с «Кьево» и прекрасно провели время.

«Честно говоря, сложно было поверить, что это все серьезно. «Аталанта» шла среди лидеров Серии А, – говорит Гозенс. – Но они легко убедили меня, знали все обо мне. Мы с отцом летели назад, и я сказал: «Это безумие, но нужно попробовать».

Гозенс учится на психолога. После окончания карьеры он хочет помогать спортсменам

Гозенсу летом исполнится 27 лет. Он говорит, что все еще может прогрессировать как игрок, но уже уверен, что не станет тренером и не останется в футболе. Робин учится в университете, его специальность – психология.

«Мне интересно, как работает человеческий мозг. Интересно, что толкает людей на какие-то поступки, почему они поступают так, а не иначе, – рассказывает Робин. – Я планирую открыть центр поддержки для профессиональных спортсменов. По себе знаю, что справляться с давлением бывает сложно. Нужно убеждать тренера, болельщиков, не обращать внимания на критику – не у всех получается».

«А еще учеба – способ отвлечься от работы. Нельзя постоянно думать о футболе. Половина дня свободна, я могу провести их за приставкой, но лучше заняться чем-то полезным. Я однажды прочитал интервью нападающего «Фрайбурга» Нильса Петерсена. Он в какой-то момент понял, что ему не хватает знаний, ему не нравилось ощущать себя глупым. У меня такая же точка зрения», – говорит Гозенс.

По словам Робина, футбольная команда – идеальная среда для изучения психологии людей: «У меня одноклубники из разных стран, разных культур. Например, южноамериканцы кардинально отличаются от европейцев. Они не обращают внимание на стресс. Мне нравится наблюдать, как люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию».

Гозенс – самый результативный фланговый защитник в топ-лигах. Дорос до сборной Германии из ноунейма за 4 года в «Аталанте»