Англия осторожно играла на чужой половине, а Шотландия нашла недостаток в её оборонительной структуре
После игры с Хорватией многие говорили о том, что Англия пока только вкатывается в турнир и одерживает победу в экономном режиме. Но с Шотландией снова пришлось непросто - Саутгейт не использует и половины всех возможностей текущего состава. В этой игре вскрылись и проблемы команды при игре без мяча, что в совокупности с не самой стабильной его доставкой в финальную треть заставляет говорить о том, что им нужно сделать для дальнейшего прогресса.
Саутгейт сделал только одно изменение в стартовом составе (слева в защите вместо Триппьера вышел Шоу) и сохранил схему 4-3-3. Но Англия в начале атаки страдала той же болезнью, что и в первом матче, а именно использовала слишком много игроков на этом этапе владения. Оба крайних защитника, центральные защитники и опорник находились на своей половине или в центре поля, а если к ним смещались восьмёрки, то Шотландии было ещё легче встречать соперника.
Кларк без мяча предложил расстановку 5-2-1-2 и усложнил им выход на чужую половину. Нападающие ориентировались по Мингзу и Стоунсу, Райса напрягал Макгинн, а Гилмор и Макгрегор зонно оборонялись против Маунта и Филлипса в своих полуфлангах. Если пас шёл на Шоу или Джеймса и они располагались на своей половине, то на них выдвигался ближний центральный полузащитник, а остальные игроки в структуре смещались к этой зоне и перекрывали самые очевидные варианты для паса вперёд или поперёк. Макгинн при этом не всегда играл по опорнику Англии - когда оборонительный блок Шотландии откатывался на свою половину, то он опускался в зону между Гилмором и Макгрегором и превращал схему в 5-3-2.
Что в ответ предложил Саутгейт? Помимо стандартов это снова были взаимодействия на левом фланге с использованием Стерлинга. Если Шоу или Маунт находились на фланге, то Рахим в это время начинал рывок ближе к бровке под верховую передачу. Так Англия могла быстрее закрепиться в финальной трети и продолжить владение около штрафной.
Фланговые комбинации в целом помогали им вносить неопределённость в оборонительную структуру соперника. Особенно популярны были треугольники, когда крайний защитник, восьмёрка и фланговый нападающий (иногда помогать смещался Кейн) старались после быстрой комбинации вывести партнёра на свободное пространство. Шоу на 74-й минуте после фланговой комбинации ворвался в штрафную и мог как пробить, так и найти открытого партнёра (получилось совсем не то).
Ещё одним фактором, вносящим разнообразие в позиционные атаки Англии, могло стать движение Маунта. Он играл на позиции левой восьмёрки, но у него была более свободная роль, чем у того же Филлипса. Мэйсон часто уходил в центр или на противоположный фланг и искал свободные зоны перед штрафной или помогал создавать численное преимущество на определённом участке поля.
Но, кажется, против хорошо организованной обороны этого мало. Саутгейт выпустил очень гибкую и вариативную тройку нападения, но только на одном понимании пространства они не смогут стабильно заставлять защитников соперника перестраиваться. Фоден и Стерлинг много времени проводили в полуфлангах, а Кейн часто смещался ниже для помощи в продвижении мяча - из этого можно было придумать забегания за спину защитникам после паса вразрез из центральной зоны, но до подобных ситуаций доходило редко из-за того, что Англия не стремилась рисковать и доставляла мяч в штрафную более привычными способами.
В середине второго тайма вышел Грилиш. Он стал открываться слева на фланге и тащить мяч в штрафную на рывках, а Стерлинг ушёл направо и из полуфланга сразу подключался в штрафную. С выходом Рэшфорда вместо Кейна атака Англии стала быстрее, но не предлагала кардинально новых идей. Саутгейт уже здесь должен решить - он максимально использует все возможности игроков впереди или, как сейчас, старается доставлять мяч в штрафную после более простых и незамысловатых комбинаций.
Использованный Англией способ легче наиграть, он менее энергозатратный и позволяет добывать победы, похожие на матч с Хорватией. Но с таким подбором игроков Англия может быть намного креативнее в атаке, и при должных усилиях и вовсе перестанет зависеть от соперников. Правда, стоит учитывать, что по ходу турнира можно внести точечные перестановки или изменить роли определенных игроков, но полностью перестроить игру без длительной подготовки на дистанции будет очень сложно.
Но не только проблемы при владении должны волновать Саутгейта. Англия не только не смогла стабильно создавать остроту, но и сама позволила многое Шотландии на своей половине. Матч закончился с преимуществом Шотландии 7:6 по ударам из штрафной, и дело здесь не только в том, что они хорошо насыщают штрафную под навесы или прострелы.
Стив Кларк выпустил Тирни на позиции левого центрального защитника и доверил ему важную роль в построении атак. При этом он не был ограничен в движении и мог как делать рывки с мячом на чужую половину, так и уходить вперёд как крайний защитник. Под него подстраивалась оборонительная структура - Мактомини и Хэнли всегда оставались сзади, а при подключениях по флангу на его позицию садился Макгрегор.
Это явно помогло, так как Киран сделал 44 передачи (больше только Гилмор и Робертсон), из них 25 были направлены вперёд, а 8 - в финальную треть соперника. Это подтверждает, что Шотландия действовала не примитивно, а старалась найти слабости в структуре Англии без мяча. А они были, и самая явная проявилась в зоне Деклана Райса.
Дважды им удалось увести опорника Англии со своей позиции и отдать на свободного партнёра в центре. Если изначально это произошло в результате выхода из-под прессинга (можно допустить, что Райс ориентировался по игроку и поэтому бросил зону), то в конце первой половины это случилось после того, как Шотландия закрепилась на чужой половине, осознанно комбинировала на фланге и ждала, когда освободиться зона перед штрафной. В итоге Макгинн увёл Деклана правее, а в освободившеемся пространстве открылся Адамс.
Шотландия не смогла обратить эти ситуации в опасные моменты, но более индивидуально сильные команды обязательно это используют. Саутгейт должен сделать точечные изменения в оборонительной структуре команды, объяснить Райсу недостатки подобного выдвижения и наладить подстраховку. Иначе откатиться на свою половину при победном счёте будет намного сложнее.
Англии достаточно не проиграть Чехии и она гарантированно попадает в плей-офф. Там их ждёт совсем другой уровень сопротивления - ошибки в обороне и излишне осторожная игра на чужой половине могут сказаться, если Саутгейт продолжит двигаться в том же направлении без точечных изменений.
Фото: Pool/Getty Images; Скриншоты сделаны из трансляции «Первого канала».
Подписывайтесь на мой телеграм канал «Футбольное обозрение», где я выкладываю небольшие рецензии на актуальные события.
Текст написан специально для сайта «Реджиста».