12 мин.

Шотландцы захватили Лондон, а их сборная не проиграла на «Уэмбли». Самое шумное событие этого Евро

Даша Конурбаева перестала верить в умирающую принципиальность дерби.

После относительно спокойных матчей в Лондоне и Глазго, которые ощущались как квалификационные к большим турнирам, стало ясно: единственный шанс получить атмосферу реального, а не ковидного Евро в Британии – матч между Англией и Шотландией на «Уэмбли».

И британцы не подвели.

Шотландцы начали приезжать в Лондон с четверга, и интернет запестрел видео поющих, пьющих и празднующих выезд болельщиков.

Рейс из Абердина в Лондон

Район вокзала King’s Cross, откуда приезжают поезда из Шотландии

Настроение не испортила даже погода: стоявшая несколько недель жара закончилась, и Англию накрыло долждями

Оказалось, что так даже веселее

В пятницу с раннего утра центральные площади города оказались захвачены

Несколько тысяч шотландцев отправились купаться в прудах лондонских парков (температура воздуха весь день держалась около +14), а в некоторых районах города и даже в общественном транспорте дело дошло до плясок с задиранием килтов. Показать видео этого мы не можем: настоящие кельты все еще не носят белья под традиционной одеждой.

По данным организаторов, гостевым болельщикам выделили около 3 тысяч билетов, но в Лондон съехалось куда больше (по разной информации – до 20 тысяч шотландцев).

Очевидцы сообщали, что ругаться на мусор не стоит: некоторые болельщики убирали за собой и друзьями.

В течение дня гости предказуемо были заметнее, но ближе к «Уэмбли» силы подравнялись.

Шотландцы играли в футбол с местными пацанами

В Лондон приехали даже стюарды, работающие на матчах в Глазго.

Англичане тем временем распевали пока не сильно надоевшую всем It’s coming home.

Удивляло только одно: соперники не обращали никакого внимания друг на друга. Я провела 3 часа до матча в окрестностях «Уэмбли»: группы фанатов нарезали круги вокруг стадиона, много пили, разогревались песнями и кричалками, братались со своими – и максимально игнорированиям соперников. Ни привычных подначек, ни зарядов друг против друга, ни даже просто косых взглядов: англичане с шотландцами будто сделали вид, что друг друга не существует.

На вопрос о принципиальности матча все отвечали одинаковым «просто нужно три очка». Шотландцы, с которой я разговорилась перед игрой, не излучали оптимизм по поводу результата, но были довольно позитивны: «Как мы себя чувствуем? Трезвыми, и по максимуму это исправляем. Для нас сейчас любой матч важен и принципиален, независимо от соперника. Нам просто нужно три очка, хотя вероятнее всего зацепить ничью. Нулевая ли? О нет, вы видели нашу защиту? Никаких 0:0, вы что».

Англичане же просто фыркали при упоминании соседей. Группа приятелей опрокинула банку шотландского пива, оставленную кем-то из болельщиков: сначала в ужасе завопили «Ты разлил пиво?!», а затем, увидев логотип шотландской пивоварни, лишь дополнительно потоптались на банке. 

Забавнее всего выступила компания Snickers, спонсирующая обе сборные: запустила видео с хештегом #ОфициальноНеловко

Сайт BBC предусмотрительно запустил две онлайн-трансляции: для шотландцев и для англичан отдельно.

Но в целом казалось, что исторически ядерное противостояние потихоньку умирает: по крайней мере, в глазах фанатов. 

Англия vs Шотландия – это и есть история футбола. От первой игры сборных до бешеного Гаскойна

Накаляться начало за 1,5 часа до стартового свистка. Количество выпитого обеими сторонами становилось все больше, пивные бутылки хрустели под ногами, на аллее, ведущей к метро, блестело битое стекло. Кричалки наконец-то становились менее миролюбимыми: «Все шотландцы – ублюдки» гремело у входа на стадион, в ответ свистели всем, пришедшим на матч в майках Гаскойна.

Кто-то пришел в костюме Дэвида Маршалла: после гола Шика в Глазго вратарь шотландцев завалился в сетку именно так.

К стадиону предусмотрительно стянули дополнительные наряды полиции, но до матча обошлось без их участия, все ограничивались только словесными перепалками.

 

А затем в чаше стадиона заискрило.

Я давно говорю, что «Уэмбли» становится настоящим живым стадионом только на кубковых финалах: тогда огромная арена поделена между болельщиками двумя клубов, и на трибунах начинается жизнь с песнями, оскорблениями и эмоциями. На матчах сборной Англии такого в 95% не происходит: гостевых болельщиков всегда мало, фанаты сборной довольно пассивные, так что стадион радостно поет гимн – и замолкает на следующие 90 минут.

Шотландцев на стадионе оказалось не 3 тысячи, а по ощущениям почти треть (около 7), и они целый час перед матчем плясали под треки диджея, как будто это не важнейший матч, а лучшая вечеринка в их жизни. Когда после объявления состава сборной Англии включили It’s take me home, синяя часть стадиона загудела, зато свою командную песню Loch Lomond («озеро Ломонд») затянули с невероятным трепетом.

Шотландцам It’s coming home не очень pic.twitter.com/XFcJYdwgYW

Разминка заканчивалась под проливным дождем: другой погоды для самого британского противостояния Евро было не подобрать. На официальной песне турнира стадион загудел, и впервые за три матча в Британии стало ясно: сейчас сыграют что-то по-настоящему яркое.

Я перестала верить в политкорректные высказывания про умирающую принципиальность матча ровно в тот момент, как на «Уэмбли» включили национальные гимны. Болельщики освистывали гимн соперников с такой яростью, что стало ясно: вековая ненависть не пропадает только потому, что одна сборная пару десятилетий была ощутимо сильнее другой.

Удивительную реакцию вызвал предматчевый ритуал. О преклонении колена говорили неделями, шотландцы на первом матче встали в стойку, обозначая жест как stand against racism (встали против расизма), но на матче с англичанами согласились на единый привычный символ. 22 игрока, а также тренеры и запасные встали на колено: и весь «Уэмбли», который еще в воскресенье не мог решить, как к этому относиться, единогласно одобрительно заревел. 

Конечно, сказался статус большого турнира: на матче отбора к ЧМ-2018 такого накала не было и близко. Но стоящий на кону выход из группы подстегивал всех. Шотландцы не замолкали, гулом, свистом и аплодисментами реагируя на каждый эпизод на поле – и пропуская мимо ушей объявления «пожалуйста, займите свои места и соблюдайте социальную дистанцию». Обычно тихих англичан такое поведение гостей очевидно раздражало, и они тоже поднялись на ноги и принялись голосом поддерживать сборную.

Удар Стоунза в перекладину утонул в крике: счастливом с одной стороны, разочарованном с другой. 

Англия предсказуемо выглядела чуть опасней, несколько раз мазала из убойных позиций, но той трибуне, где за воротами сидели шотландцы, как будто постоянно подкручивали температуру. Нет более шаблонного определения, чем «стадион не замолкал ни на минуту», но происходило именно это: даже когда вратари выбивали мяч от ворот, поддержка волнами шуршала по рядам, будто медленно закипая. 

Невероятный сэйв Пикфорда после удара О’Доннелла раззадорил стадион еще сильнее. 

Первый тайм пролетел незаметно (а часто матчи сборной Англии ощущаются как самое долгое и мучительное, что может с вами произойти). Одна из благодарностей за это должна уйти арбитру Матеу Лаосу: как и его коллеги на этом турнире, испанец не дробил игру свистками, давал командам играть жестко (а как еще быть во встрече двух британских команд?) и сделал все, чтобы про него забыли, а игра смотрелась максимально динамично. 

На перерыв шотландские болельщики уходили, напевая No Scotland, no party и пританцовывая. Ложа прессы находится рядом с местами для инвалидов, и парочка таких фанатов прыгали в подтрибунку на костылях?

«Харри Кейн что, вышел на поле в своей золотой бутсе?» – шутили коллеги, глядя, как надежда сборной Англии в очередной раз спотыкается на подходе к чужим воротам. С другой стороны, шотландские защитники бросались на англичан с невероятным отчаянием, выжимая тех из штрафной в самых, казалось бы, верных моментах. 

Выход Грилиша английская половина стадиона встретила овацией, а весь стадион в этот момент уже потряхивало. В воздухе висело ощущение гола: команды шатало от одной вратарской до другой. Англия упустила пару моментов, Дайкс чуть не внес мяч в ворота после углового – Джеймс в последнее мгновение вынес его в сторону. Для поддержания боевого духа хозяева затянули гимн – через пару минут Кейна заменил Рэшфорд, и, кажется, обе стороны «Уэмбли» встретили уход капитана сборной Англии аплодисментами.  

В финальную десятиминутку Англия прижалась к своим воротам: под неодобрительный свист своих и громкое скандирование «Scotland!». Казалось, что силы, как минимум эмоциональные, кончились у всех, и на добавленные две минуты стадион будто выдохнул, не в состоянии больше гнать команды вперед и как бы соглашаясь на ничью. Игроки же засуетились: в суматохе в штрафной шотландцев едва не запихнули мяч в ворота.

Финальный свисток разделил «Уэмбли» надвое: шотландцы, празднуя, вскинули руки в воздух и побежали в нижнюю часть трибун аплодировать игрокам. Английская половина разочарованно засвистела – и как можно быстрее пошла с трибун. По болельщикам было ясно, кого больше удовлетворил ничейный результат.

Приз лучшему игроку матча вручили Билли Гилмору: под танцы шотландского сектора, который не собирался расходиться и покинул “Уэмбли” только через полчаса после игры, когда игроки сборной раздали интервью.

Шотландцы захватили Лондон вчера – и кажется, такого веселого вечера пятницы в столице не было очень давно.

Инстаграмтвиттер и телеграм-канал автора, где еще больше атмосферы Евро-2020 в Англии и Шотландии

Фото: REUTERS/Henry Nicholls TPX IMAGES OF THE DAY, Facundo Arrizabalaga, Frank Augstein, Justin Tallis; Gettyimages.ru/Rob Pinney, Leon Neal, Justin Tallis – Pool